Особенности циклических представлений у старших дошкольников с разным уровнем независимого поведения

Автор: 

Особенности циклических представлений у старших дошкольников с разным уровнем независимого поведения // Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2014. - Т2.

Особенности циклических представлений у старших дошкольников с разным уровнем независимого поведения

Г.М. Цюпко Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Россия, Москва

Субъектное поведение дошкольников встречается довольно нечасто. В своей работе воспитатели в детских садах отдают предпочтение формированию у детей конкретных, готовых знаний, сами задают цель деятельности, выбирают средства и пути ее достижения. Это часто приводит к неумению детей самостоятельно поставить цель, спланировать деятельность, управлять своим поведением.

Но как, исходя из наблюдений, можно понять, что ребенок обладает или не обладает независимым поведением?

Под независимым поведением мы понимаем поведение ребенка, осуществляемое им при опоре на усвоенный им ранее опыт в условиях, когда этот опыт расходится с поведением (мнением) другого человека.

С помощью овладения циклическими представлениями происходит построение адекватной картины мира, позволяющей ребенку отражать объективную повторяемость изменений действительности, устанавливать между ними зависимости, прослеживать последовательность событий.

Это и натолкнуло нас на мысль, что циклические представления могут быть фактором формирования независимого поведения.

Мы предполагаем, что у детей с высоким уровнем независимого поведения лучше развиты циклические представления, и преобладают представления о ребенке как о субъекте действия; в свою очередь у детей с низким уровнем независимого поведения хуже развиты циклические представления, а также преобладают представления о взрослом как о субъекте действия.

Цель работы заключалась в исследовании особенностей циклических представлений у старших дошкольников (5–7 лет) с разным уровнем независимого поведения.

Объекты исследования - независимое поведение старших дошкольников
Предмет исследования - взаимосвязь циклических представлений и независимого поведения старших дошкольников.

Методики исследования:

  • Модифицированная экспериментальная методика Е.В. Субботского - «Чашки».
  • Модифицированная методика Е.В. Романовой - «Циклы».

В ходе математической обработки, мы получили подтверждение гипотезы исследования. Это позволяет нам говорить о наличии взаимосвязи между независимым поведением и представлениями о цикличности у детей старшего дошкольного возраста. Это в очередной раз подтверждает, что развитие личности связано с развитием ее когнитивной сферы.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки