Обучение речевой культуре и ее формирование у курсантов военных вузов

Обучение речевой культуре и ее формирование у курсантов военных вузов // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

Обучение речевой культуре и ее формирование у курсантов военных вузов

Офицер в современных Вооруженных Силах Российской Федерации играет роль не только защитника Отечества, профессионала своего дела, но еще и воспитателя своих подчиненных. Командир обязан овладеть во время обучения в ВУЗе педагогическим мастерством для передачи знаний по военному делу и воспитания личного состава. Поэтому курсант во время обучения должен задавать себе простые вопросы: (Главная моя цель в изучении речевой культуры? Где я могу потом применить свои знания на практике? Кто может меня научить навыкам речевой культуры?).

Отвечая на эти вопросы и находя ответ, у курсанта появляется мотив для овладения речевой культурой. Ведь мотив – это предмет потребности.

На мотивационном уровне зарождаются устойчивые коммуникативные потребности личности курсанта для овладения речевой культурой.

Мы знаем что мотивы подразделяются на доминантные и мотивы – стимулы, внешние и внутренние. Когда речевая деятельность и мотив совпадают, офицер осуществляет речевую деятельность с увлечением, вдохновенно и продуктивно.

Офицер совершенствует свою речевую культуру для достижения результатов в обучении подчиненных, а также для удовлетворения своих личных потребностей по улучшению своего социального статуса среди коллег, повышения авторитета среди начальников и подчиненных.

Ведь офицер является образцом для подражания среди своих подчиненных и лицом всех Вооруженных Сил Российской Федерации. По его поведению и речевой культуре судят обо всех офицерах Вооруженных Сил.

Одной из главных особенностей мотивации курсантов к повышению своего уровня речевой культуры является тот факт, что при обучении в ВУЗе, он из статуса обучаемого переходит в статус обучающегося. Это расширяет сферу его речевой деятельности. При этом он исполняет различные роли согласно Уставам Вооруженных Сил Российской Федерации. Важную роль в передаче знаний курсантам отводится преподавательскому составу, курсовым офицерам и начальнику курса.

Необходимо уделять большое внимание и самостоятельной работе курсантов по овладению речевой культурой. Самостоятельность обучающихся, является главным условием успешной реализации процесса формирования и развития речевой культуры у курсантов и позволяет преподавателю определить цель, содержание, выбрать нужные методы и средства совершенствования речевой культуры.

Ведущая роль в определении целей принадлежит курсанту. Речевая культура поможет офицеру в будущем построить свою служебную карьеру. Задача преподавателей военного ВУЗа при обучении курсантов речевой культуре и межличностной коммуникации состоит в следующем:

  1. Обращать внимание курсантов на содержание лингвистического материала, на способ коммуникативных взаимодействий, на личность коммуникатора, его внешний вид.
  2. Обучать курсантов навыкам подачи команд, написанию приказов и распоряжений, донесений, составлению инструкций, ведению переговоров по средствам связи.
  3. Использовать наглядные пособия, фильмы при обучении навыкам речевой культуры.
  4. Поощрять стремление курсантов к саморазвитию и самообразованию в сфере повседневной и профессионально ориентированной речевой культуры.
  5. Проводить тематические вечера и встречи со студентами гражданских ВУЗов.
  6. Проводить творческие встречи с писателями, поэтами, режиссерами театра и кино.

Все это в конечном результате расширит кругозор и мировоззрение курсантов, даст положительные результаты и будет способствовать усвоению речевой культуры.