Образ профессии у выпускников психологических факультетов образовательных программ разного уровня

Год издания: 
2015

Образ профессии у выпускников психологических факультетов образовательных программ разного уровня // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

Образ профессии у выпускников психологических факультетов образовательных программ разного уровня

В недавнем времени в нашей стране произошли существенные изменения системы образования. На смену непрерывному пятилетнему обучению по специальности пришла двухуровневая система: бакалавриат и магистратура. Конечно, это потребовало формальных изменений (срока обучения, количества часов лекционных, семинарских, практических занятий и т.п.). Но вместе с тем произошли (и происходят сейчас) значительные содержательные изменения. Что мы имеем? С одной стороны, образовательный стандарт предписывает нам подготовку психолога для осуществления профессиональной деятельности под руководством опытного специалиста, магистра, способного осуществлять стандартные процедуры диагностики, интервьюирования (и т.п.), и продолжить обучение в магистратуре.

С другой стороны, работодатели в большинстве своем в настоящее время не проводят разграничений между специалистом и бакалавром: диплом о высшем профессиональном образовании есть – значит, выпускник может работать. Но как мыслит себя в этом пространстве выпускник психологического факультета (не студент 4 курса, а выпускник), перед которым уже встают вопросы дальнейшего профессионального пути, профессионального самоопределения – начала профессиональной деятельности? Как он видит свое место в профессии, как представляет эту профессию? Здесь можно предположить изменения в структуре профессионального самосознания и профессиональной идентичности выпускника-психолога.

В современной литературе представлено достаточно много исследований профессионального самосознания, профессиональной идентичности, структуры и динамики образа профессии психологов/студентов психологических факультетов, факторов, влияющих на изменение образа профессии. (Чеботарева С.С., 2002, Ксенда О.Г., 2010, Клевцова В.А., 2008, Володина К.А., Колмогорцева Н.Н., 2014, Антропова М.В., Рудей О.А., 2009, Косолапова Е.В, 2012 и др.) Накоплено достаточно много данных сравнительных исследований образа профессии у психологов с разной специализацией, находящихся на различных этапах профессионализации. Исследования же, направленные на осмысление влияния происходящих изменений в системе образования на профессиональное Самосознание и его компоненты на сегодняшний день единичны (например – Озерина А.А., 2011). Мы задались вопросом о различиях в образе профессии у выпускников психологических факультетов образовательных программ разного уровня.

Образ профессии – динамическая структура, понимаемая как совокупность представлений человека о профессиональной деятельности, включающая в себя взаимодополняющие компоненты такие как: представления о смысле и цели профессиональной деятельности, внешних и внутренних средствах, необходимых специалисту в данной области, о предмете профессиональной деятельности, субъекте профессиональной деятельности и, собственно, о содержании профессиональной деятельности. (Литвиненко О.В., 2007, Антропова М.В., Рудей О.А., 2009, и др.) Образ профессии отражает не только знания о профессии, но и отношение к ней, к себе как профессионалу, профессиональную позицию.

Конечно, важным этапом в формировании образа профессии является начало профессиональной деятельности, но значительную роль в формировании образа профессии играет обучение в вузе, когда студент получает знания и умения, первый практический опыт работы, знакомится с представителями профессии, изменяет свои первые житейские представления о выбранной профессии. Сформированность образа Я, его структура напрямую связаны с профессиональным самоопределением, становлением профессиональной идентичности, стремлением к профессиональному развитию, самореализации в профессии.

Актуальная ситуация, когда во многих вузах одновременно появились первые выпускники бакалавриата и завершили свое обучение выпускники специалитета, позволила нам провести ряд исследований, в какой-то мере отвечающих на вопрос о различиях в образах профессии у выпускников психологических факультетов образовательных программ разного уровня, и, возможно, позволяющих сформулировать новые вопросы и новые задачи для осмысления и построения образовательной траектории будущих психологов. Далее мы хотели бы привести результаты нескольких пилотажных исследований обозначенной проблемы (эмпирические данные были собраны и описаны в рамках дипломных проектов Т.А. Чешуиной, И.Л. Прокопьевой под научным руководством Е.С. Мазаевой на базе ГБОУ ВПО МГППУ).

Выпускникам-психологам, завершающим обучение по программам бакалавриата и специалитета, было предложено описать в свободной форме, как они представляют профессию психолога. Полученные тексты были проанализированы с помощью метода контент-анализа, который позволил выделить компоненты образа профессии.

В целом, существенных отличий в представлениях о профессии у выпускников образовательных программ разного уровня нами не было обнаружено. Описания профессии выпускников бакалавриата довольно общие, отличаются большей схематичностью. Подробно раскрывается только один компонент, связанный с представлениями о содержании профессиональной деятельности (перечисляются отдельные виды профессиональной деятельности, участники процесса и т.п.). В описаниях не раскрываются представления, связанные со смыслом профессиональной деятельности, ее высшей целью, практически отсутствуют представления о том, с чем конкретно предстоит работать в ближайшем профессиональном будущем, с какими психологическими явлениями иметь дело в профессиональной деятельности. Можно сказать, что представления бакалавров более «теоретичны», возможно, обусловлены меньшим объемом практической работы – и на данном этапе готовность к самостоятельной профессиональной деятельности не сформирована.

Описания профессии психолога, данные выпускниками-специалистами более подробны, в них не только перечисляются различные компоненты, но и «разворачиваются» представления о наполненности этих компонентов – все упоминаемые компоненты подробно описываются. Более подробно (в сравнении с предыдущей группой) описывается и субъект профессиональной деятельности (профессиональные качества, способности, знания, умения, навыки, требования, предъявляемые в профессии, и соответствие этим требованиям). Интересно, что именно в описаниях специалистов проявляется такой компонент как отношение к профессиональной деятельности. Выпускники размышляют о значении профессии, ради чего они занимаются именно этой профессиональной деятельностью, в чем смысл для них выбранной профессии, как менялось их отношение к профессии в процессе обучения, правильный ли это выбор.

В описаниях выпускников бакалавриата появились такие компоненты как значение результата деятельности и оценка себя и своих возможностей в выбранной профессии. В связи с этим, на наш взгляд, интересно привести результаты еще одного исследования, посвященного описанию особенностей самооценки у выпускников психологических факультетов, завершающих обучение по программе бакалавриата, в связи с тем, планируют ли они продолжать свое обучение психологии и начинать самостоятельную профессиональную деятельность.

Нами были выявлены высоко значимые различия между группами, которые планируют работать по профессии, и теми, кто не планирует, при оценке себя по шкале «авторитет у сверстников». Кроме того, в первой группе выпускники, оценивая себя как профессионалов, дают более высокую оценку своих профессионально важных качеств, успешности в учебно-профессиональной деятельности, профессиональных умений и навыков. При оценке себя как профессионала в будущем значимые различия были выявлены по шкале «авторитет у коллег». Можно предположить, что для выпускников-бакалавров является значимой именно внешняя оценка их профессионализма.

Подытоживая, можно сказать, что у психологов, обучающихся по программе специалитета, к моменту завершения обучения сформированы все аспекты образа профессии: когнитивный, эмоциональный и оценочный. У выпускников бакалавриата сформирован когнитивный аспект образа профессии. Говоря же об эмоциональном и оценочном аспектах, стоит отметить ориентацию на внешнюю оценку, и предположить, что выпускники-бакалавры на данном этапе профессионализации не готовы к осмыслению своей профессиональной позиции, своего места в профессии и своего отношения к профессии.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки