Исследование особенностей межличностных отношений в группах у школьников разного возраста

Разделы психологии: 

Исследование особенностей межличностных отношений в группах у школьников разного возраста // Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2014. - Т2.

Исследование особенностей межличностных отношений в группах у школьников разного возраста

М.К. Хачатрян Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Россия, Москва

Человек изначально социален, и он входит с рождения в разные группы: член семьи, спортивной команды, студенческой группы, бригады и пр. Число групп огромно. Они различаются между собой и по длительности существования, и по значению для человека, и по способу возникновения. Наибольший интерес представляют школы, в которых много классов, представляющихся учебными группами. Учащиеся приобретают статусы в группах: кто–то является лидером, кто–то аутсайдером, присутствуют и конформисты - всё это зависит от личностных особенностей. Нынешняя ситуация складывается таким образом, что теперь в школах учебно - дисциплинарная модель образования всё же уступает свои позиции модели личностно-ориентированной. В таком случае характер межличностного взаимодействия в рамках отношения «учащийся–учащиеся» оказывается очень часто решающим фактором, влияющим на протекание процесса личностного развития формирующегося человека, на его дальнейшую профессионализацию и в целом на весь жизненный путь. В зависимости от возраста школьников формируются определённые характеристики учебному коллективу. И, так как каждый учебный коллектив представляет собой индивидуальную группу, в каждом из которых учитель должен находить индивидуальный подход, чтобы не возникало конфликтов и получить сплочённый коллектив, то мы посвящаем нашу работу изучению особенностей межличностных отношений в группах у школьников разного возраста.

Целью данного исследования - изучение особенности межличностных отношений в группах у школьников разного возраста.

Объектом исследования являются межличностные отношения в группах школьников. Предметом исследования являются учебные группы школьников от десяти до восемнадцати лет.

Предметом исследования являются учебные группы школьников от десяти до восемнадцати лет. Характеристики возрастов учащихся мы рассматриваем в рамках возрастной периодизации Даниила Борисовича Эльконина, так как в ней хорошо показаны особенности развития детей в определенном периоде. Так, в младшем подростковом возрасте (10–15) ведущей деятельностью является интимно–личностное общение, а в юношеском (15–18) учебно–профессиональная деятельность. Исходя из этого, мы полагаем, что старшеклассники в большей мере, чем ученики средних классов, склонны проявлять сочувствие, сопереживание и интерес друг к другу. Ученики средних классов в большей мере, чем старшеклассники, направлены на общение как процесс.

Гипотеза: Старшеклассники в большей мере, чем ученики средних классов, склонны проявлять сочувствие, сопереживание и интерес друг к другу. Ученики средних классов в большей мере, чем старшеклассники, направлены на общение как процесс.

В исследовании использовались следующие методы: методы математической статистики, методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («социометрия») Дж. Морено, диагностика психологической атмосферы в коллективе Ф. Фидлера; методика диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.

Социометрическое исследование показало, что потребность учащихся в общении возрастает с пятого к девятому классу и сильнее всего проявляется в девятом классе. К 11 классу данная потребность резко уменьшается, что может быть связано с изменением ведущей деятельности школьников. С пятого–девятый класс проявляется желание учеников общаться и устанавливать межличностные отношения, и эта потребность в общении нарастает. В 11 классе происходит ориентация учеников на будущую профессию, успешное поступление в вузы.

Выявлены статистически значимые различия по социометрическому статусу. Наиболее высокое значение социометрического статутса выражено у девятиклассников, наименьшее значение у одиннадцатиклассников. Такие показатели могут свидетельствовать о том, что потребность учащихся, как членов группы, занимать в своём классе определенное место возрастает с пятого по девятому классу и резко снижается в одиннадцатом классе, что также связано с психологическими особенностями школьников.

Обнаружено, что в седьмом классе наиболее значимым стано‑ вится почувствовать другого человека, сопереживать ему. В 11 классе наблюдается схожая картина. Но в пятых классах не так сильно проявляется, скорее из–за перехода от младшего школьного возраста, в котором учебная деятельность является ведущей, к подростковому, в котором интимно–личностное общение является ведущей деятельностью. В девятом классе также не сильно проявляется эмпатия из–за того, что межличностные отношения в группе приобре‑ ли конфликтный характер.

Учащиеся по–разному оценивают психологическую атмосферу в коллективе: средне благоприятно оценивают психологическую атмосферу учащиеся пятого и девятого классов, наиболее благоприятно оценивают атмосферу в седьмом и 11 классах. Казалось, что проявится взаимосвязь между уровнем эмпатии и психологической атмосферой в классах, но по проведённой корреляции связи не было выявлено (–0,127 значение коэффициента корреляции Пирсона 0,276 - это уровень значимости. Так как он меньше 0,05, то статистически значимых взаимосвязей между эмпатией и психологической атмосферы не выявлено). А это, по–нашему мнению, происходит по причине того, что школьники больше учитывают свои собственные интересы, что, как нам кажется, связано с неразвитостью эмпатии, особенно в период подростничества (10–15 лет).

В итоге, наша гипотеза подтвердилась. Мы получили, что в группах учащихся старших классов в большей степени выражена направленность на проявление сочувствия, сопереживания и интерес друг к другу, чем у учеников средних классов, направленных на общение, определение места в группе. К тому же по мере перехода с пятого по девятый класс - определение места в группе выражено в большей степени.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева — 5–е изд., испр. И доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. - 364с.
  2. Акимова М.К., Гуревич К.М. — СПб.: Питер,2007. — 652 с.: ил. 3. Болотова, А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и Возрастная психология: учеб. пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова ; Нац. Исслед. ун–т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012.— 526, [2] с.
  3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2009. — 400 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
  4. Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С.221–240
  5. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1997. №4, с.17–25

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки