Использование идей Л.С. Выготского в музыкальной педагогике

Высшее учебное заведение: 

Использование идей Л.С. Выготского в музыкальной педагогике // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

Использование идей Л.С. Выготского в музыкальной педагогике

Музыкальная педагогика с одной стороны это наука, а с другой практическая деятельность по музыкальному образованию и воспитанию. Урок музыки в Латвии включает три части учебного содержания: освоение теории музыки, Восприятие музыки и творческая деятельность, музыкальная литература. На уроках музыки ученики поют, слушают музыку, изучают теорию и литературу музыки, играют на музыкальных инструментах и импровизируют.

Идеи Л.С. Выготского даёт возможность музыку узнать с психологической точки зрения. У него есть свой взгляд на процесс освоение ценностей искусства и развитие личности помощи средств искусства, в том числе и музыки. Он в искусстве видит возможности ценностной ориентации личности. Л.С. Выготский считает, что ценность искусства актуализируется только при восприятии произведения искусства. Во время восприятия художественного произведения смысл содержания переходит к слушателю, читателю или зрителю не автоматически, а в процессе активного действия сознания, что дает возможность создать собственный смысл содержания произведения.

Например, на уроке музыки восприятиемузыкального произведения в себя включает не только Восприятие элементарных звуковых сигналов, но и Восприятие стиля, формы и содержания музыкального произведения. Исходя из этого Восприятие музыкального произведения не пассивное наблюдение за течением звуков, а активная сознательная деятельность, которая требует от ученика определенных усилий. Для этого нужно, чтобы ученик смог определить изменение музыкального образа, которое возникает, используя различные средства музыкальной выразительности. Такое слушание музыки дает возможность думать, оценивать, сравнивать, вообразить. Улучшает способность запоминания музыкального произведения.

Можно полностью согласиться с мнением Л.С. Выготского, что Восприятие музыки это своеобразная форма воссоздания, которая требует творчества. Недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владела автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения – необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство, найти его катарсис (Выготский, 1998, 320.стр.). Катарсис для Л.С. Выготского не просто переживание подавленных эмоций, освобождение от них через искусство. Это что-то больше, это решение проблемы, открытие жизненных явлений.

В развитии личности большое значение Л.С. Выготский уделяет эстетическому переживанию, которое организует поведение индивида. Он утверждает, что эстетическое переживание строится по точной модели: раздражение, переработка и ответ (Выготский, 1999, 231.стр.). Эту модель Л.С. Выготский назвал эстетической реакцией, потому что существует ответное действие организма, вызываемое каким-либо раздражением. Эстетическая реакция особая форма человеческой активности. Искусство можно назвать реакцией и потому, что между его действием и исполнением всегда есть более или менее продолжительный промежуток времени.

эстетическое переживание начинается с чувственного восприятия. Далее из внешних впечатлений ученик строит и создает эстетический объект. В музыкальной педагогике умение создавать эстетический объект развивается постепенно, от простых действийк более сложным. Уже в первом классе на уроке музыка учитель ученику дает возможность понять, что звуки бывают разные. Они могут быть длинные и короткие, высокие, средние и низкие. Во втором классе учитель рассказывает о разных видах развития мелодии. Ученики слушают или сами импровизируют мелодии, которые идут постепенно вверх, постепенно вниз, остаются на месте или волной идут то вверх то вниз. Вначале вокальная импровизация происходит в форме «вопрос – ответ», когда ученик поёт тоже самое, что спел учитель. Важно чтобы импровизация происходила в творческой и благоприятной атмосфере. Ещё одна форма вокальной или инструментальной импровизации – сочинение мелодии данным славам. Легче будет выполнить это задание, если ученику перед импровизацией указать ритм и тенденцию развития мелодии. В последующих классах учитель постепенно расширяет представление учеников о возможностях развития музыкальных интонаций. Это довольно сложное педагогическое задание для учителя. Например, для того чтобы понять, что изображено с помощи звуков в музыкальном произведении и в каких отношениях находится звуковые интонации, от ученика требуется сложная работа мышления и ассоциаций. Л.С. Выготский использует термин «эмоциональное мышление», которое в себя включает не только переживание, но и работу когнитивных компонентов, и личностное отношение к содержанию произведения. Личностное отношение можно достичь, если в актуализации ценностей художественного произведения каждый элемент порождает ассоциации. Л.С. Выготский считает, что есть три вида ассоциаций: по сходству, по смежности и по контрасту. Ассоциации зависит от опыта и есть важная часть механизма творческого воображения (Выготский, 1997, 20.стр.).

Характеризуя эмоциональную и познавательную сферу личности, Л.С. Выготский существенную роль отводит воображению, которая перерабатывая впечатление чувственного восприятия, создаёт образы. воображение также как ассоциации связаны с опытом личности, его знаниями и умениями, жизненными и художественными впечатлениями.

воображение выполняет не только эмоциональную,но и познавательнуюфункцию. Если обучение не ограничивается только словесным рассказом, что в музыкальной педагогике нередко бывает, тогда ученик на уроке музыки применяет познавательную функцию воображения. Например, если учитель хочет, чтобы слушая Э. Грига произведение «Утро», у ученика возникло живое представление о том, как солнце восходит, то нам нужно в опыте ученика найти те элементы, из которых можно построить это представление. Без воображения здесь не обойтись.

Несмотря на то, что эмоциональный фактор в теории Л.С. Выготского занимает большое значение, он всё-таки считает, что специфика искусства не заключается только в выражении эстетических переживаний. Л.С. Выготский выступает против чисто гедонистического понимания искусства. Он думает, что чувства, эмоции, страсти, неотъемлемая часть содержания произведения, но они преобразуются. Кроме того Л.С. Выготский считает, что музыка даёт возможность проявится определенной эмоции, но сама музыка непосредственно не вызывает какую конкретную эмоцию (Выготский, 1998, 312.стр.).

Например, многие композиторы своим произведениям дают программные название (П. Чайковский «Больнаякукла», Э. Григ «ПлачИнгрид» т.д.) и было бы очень печально, если у музыки не было другой задачи, как заразить слушателя печалью композитора. Это значит, что на уроке музыки учитель должен учесть, что грустное или весёлое музыкальное произведение не передает нам грусть или веселье композитора, а эту эмоцию школьник должен открыть сам для себя по-новому.

Л.С. Выготский считает, что искусству типична функция познания, но это особое художественное познание, которое происходит с определёнными приемами и средствами. Он выступает против чисто познавательной, гностической функции искусства. Л.С. Выготский думает, недостаточно, что происходит образное познание, поскольку сам по себе образ или символ (в музыке это нота) не образует художественное произведение.

Сущность и функция искусства не заключается в поиске формы, которая не может существовать самостоятельно. Несмотря на то, что форма особая реальность, всякое художественное расположение готового материала, сделанная с таким расчетом, чтобы вызвать эстетический эффект, значение формы открывается только тогда, когда мы её рассматриваем по отношению к тому материалу, который она преобразует. Л.С. Выготский задачу формы видит в том, чтобы реальную предметную тему или эмоциональную окраску претворить нечто совершенно новое.

Если эстетическое переживание организует наше поведение, то интересестественный двигатель поведения ученика. Л.С. Выготский понимал, что интерес, «как внутреннее влечение, направляющее все наши силы к исследованию предмета» (Выготский, 1999, 137.стр.), очень важен для освоения учебного предмета. Поэтому важно, чтобы учебный материал на уроке музыки ученики осваивали с интересом. На то указывает, если деятельность ученика совпадает с его потребностями. Некоторые учителя музыки (Pugača, 2002, 85.стр.) считают, что интерес не возникает, если ученики на уроках музыки не поют и практически не музицируют. Конечно пение и практическое музицирование важная часть урока музыки, но не решающее в возникновении интереса. Можно полностью согласиться с мнением Л.С.Выготского, который выдвигает четыре условие, которые помогают возбудить интерес к какому-либо учебному предмету. 

  • Первое условие, учебный предмет должен быть связан с нечто уже знакомым, но в тоже время должен включать что-то новое. Новое, как и полностью знакомое ученика не может заинтересовать.
  • Второе условие, содержание учебного занятия необходимо соединять с жизнью. Ученик должен понять, почему те или иные знание, умение, которые, осваивается на уроке музыки, пригодятся будущим.
  • Третье условие, между всеми учебными предметами должна быть связь. Это означает, что музыка как один из учебных предметов области «Искусство», преподаётся в контексте с визуальным искусством и литературой. Это дает возможность ученику на уроке музыки, охватить единой и общей мыслю разрозненные проблемы отдельных областей искусств.
  • Четвертое условие, избежать повторения как метода запоминания и усвоения знаний. Чтобы это условие выполнить необходимо тот же учебный материал ещё раз рассматривать в углублённом и расширенном виде, с новыми фактами.

Л.С. Выготский критикует взгляды традициональной педагогики и считает, что:

  • художественное произведение не заключает в себе толчок к моральному поведению;
  • художественное произведение не отражает действительности во всей ее полноте и реальной правде;
  • нельзя от искусства ждать только удовольствия и радости, это не самоцель искусства.

Л.С. Выготский не отказывается от мысли, что искусство имеет воспитательное значение. Он считает, что сущность воспитание состоит в формировании личности, в основе которого лежит личная деятельность ребёнка. воспитание тесно связано с обучением. С помощи искусства можем развивать детское творчество, обучить детей навыкам искусства, формировать умение воспринимать и переживать произведение искусств, высказывать эстетическое суждение. В первом плане в педагогике выступает эстетическая деятельность. И только потом следует эмоциональная, познавательная и моральная ценность искусства.

В развитии музыкальной педагогики можем брать пример от деятельности Л.С. Выготского, которому не типично всё предыдущее отвергать, сокрушать, уничтожить и на развалинах строить новую науку. Напротив Л.С. Выготский берет лучшее, что было изучено до него и на этой основе создает свою научную теорию и метод для того, чтобы личность смогла постичь с помощи музыки, литературы, визуального искусства ценностный мир прекрасного.

Литература

  1. Pugača, S. Izziņas intereses veidošana mūzikas stundās. No: Skolotājs, 2002. Nr. 2, 85.-90.lpp.
  2. Выготский, Л.С. воображение и творчество в детском возрасте. Санкт-Петербург:СОЮЗ, 1997. 93 стр.
  3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика ПРЕСС, 1999. 536 стр.
  4. Выготский, Л.С. Психология искусства.Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 479 стр.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки