Ноосферная модель безопасности

Дата: 
30 апр 2012

Профессор Ф.П.Туренко, академик РАЕН, писатель

Ноосферная модель безопасности водителя от ДТП

Автомобильный транспорт на сегодня является экоцидом окружающей среды. В среднем по статистике ежегодно насчитывается около 500 тысяч человек погибшими и 10 млн. раненых, наносится вред здоровью миллиардам людей.

На сегодняшний день российское автомобилестроение отстает в техническом отношении от мирового уровня. В серийном производстве находятся автомобили, которые проектировались 20-30 лет назад. Свой вклад в загрязнение окружающей среды вносит низкое качество топлива: используется около 70 % этилированного бензина, содержащего тетраэтилсвинец.

Мировая добыча нефти 3 мрлд тонн в год из них 2 мрлд тонн уходит на топливо для бензинового и дизельного транспорта. Средний КПД двигателя автомобиля всего 23%. Значит 77% из 2 мрлд тонн нефти сжигается впустую , то есть на нагрев и загрязнение атмосферы. Поэтому для спасения жизни на Земле необходимо срочно переходить на водородное топливо.

Кислорода при его содержании в атмосфере 21,8% является основным природным ресурсом органической жизни на Земле. Уменьшение содержания кислорода приводит к исчезновению огня и всех окислительных процессов. Человек без кислорода сможет прожить только три минуты, такова роль дыхательного механизма в нашем организме.

В настоящее время в мире насчитывается 800 млн. единиц автомобилей, из них 85% - легковые и 15% - грузовые, автобусы, а к 2015г. число автотранспорта возрастет до 1,5 млрд. штук. Автомобиль самый активный потребитель кислорода воздуха. Если человек потребляет в сутки 15,5 кубических метров воздуха, то автомобиль только для сгорания 1кг бензина расходует 12 кубометров воздуха. Например автомобильный транспорт США потребляет в 2 раза больше кислорода, чем его производит природа на всей их территории.

Известно, что при концентрации кислорода в воздухе ниже 17% у людей появляются симптомы недомогания, поэтому на севере вводится коэффициент к зарплате. При 12% и ниже возникает опасность для жизни, наступает потеря сознания, а при 6% прекращается дыхание и наступает смерть. При увеличении численности автомобилей, когда их плотность превышает 1 тыс. на квадратный километр, экосистему можно считать разрушенной .Государственные затраты на охрану природы составляют доли процента бюджета, что в десятки раз меньше аналогичного показателя для развитых стран. Несмотря на обвальное сокращение производства, состояние окружающей природной среды Российской Федерации постоянно ухудшается. Экологические требования к проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог достаточно широко представлены в СНИПах, Инструкциях, программах, например, «Кредо» и в различных учебниках. К сожалению рассмотрение этого вопроса является неполным, т. к. выпущено немаловажное звено в этой схеме, а именно, водитель.

Проектировщик видит конечную цель автомобильной дороги в её эксплуатационных характеристиках, а строитель в качественном исполнении в соответствии с проектом. Поэтому ни тот и ни другой не рассматривают взаимодействие водителя с дорогой с позиции экологии человека. При рассмотрении актов из ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях и статистики роста гибели водителей выявляются основные причины трагедии современного быстроразвивающегося общества, среди которых немаловажное значение имеет отсутствие психо-экологических требований при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог.

Перешагнув в XXI век, человечество вступило в грандиозную духовную битву за личность в транспортном потоке. В борьбе за важное для человека жизненное пространство – духовная свобода, психологическая независимость и физическая чистота - на дороги устремилась толпа на автомобилях со своими взглядами на жизнь. Мораль и этика этой толпы с неустойчивым стереотипом поведения, будящая низменные чувства и проявления, превращающая водителей в эгоцентристов, ослепленных вседозволенностью и есть тупиковый вариант, который приводит к огромному количеству человеческих жертв. Поэтому всё больше и больше отрицательная психическая энергия водителей выплескивается на автомобильную дорогу, создавая аномальные участки.

Автомобильная дорога есть ноосферное искусственное сооружение как динамическая система включающая взаимодействие абиотических факторов, природного ландшафта и транспортного потока. При проектировании автомобильной дороги необходимо предпроектными исследованиями выявить её термодинамические «фазы» состояния: положительная, отрицательная, неустойчивая, спокойная (рис.1) с целью внесения в проект Процессора энергоинформационного спектра как результирующего фактора ДТП. Проектировщик должен думать и за того «дурака», который не соблюдает правил дорожного движения и решать в Проекте также проблему «Дураки и дорога».

Энтропийный фактор ДТП во многом зависит от энергоинформационного спектра автомобильной дороги. Направленный поиск «точкой» по проектируемой дороге с помощью корреляционно-регрессивного анализа переменных показателей энергоинформационного спектра определяется функцией, являющейся величиной энтропии ДТП, характеризующей фазовое состояние дороги. Спокойное фазовое состояние обеспечивает движение автотранспортного потока в режиме автопилота. В зоне неустойчивой фазы понижается техническое состояние автомобиля и возрастает его неустойчивость на дороге. В этой зоне необходимы указатели на снижение и ограничение скорости транспортного потока, а также следует запроектировать карманы вынужденной остановки автомобиля и его ремонта. В отрицательной фазе, возникающая аномальная зона как энергетический вампир поглощает энергию водителя, создавая усталость, вялость, вплоть до отключения сознания. В этой зоне как правило и возникают дорожно-транспортные происшествия. В положительной фазе как правило происходит энергетическая подпитка водителя за счет излучения кристаллических форм коренных пород. Эти излучения могут совпадать с биоритмами водителя, а могут не совпадать, вызывая соответствующее состояние его здоровья и психической уравновешенности.

Ноосферная модель безопасности водителя
Рис. 1 Энергоинформационный спектр автомобильной дороги как результирующий фактор ДТП

Таким образом, включая объект «водитель» в предмет проектирования, мы обязаны выявить и учесть все взаимодействия между объектом и предметом и сформулировать соответствующие экологические требования. Приблизительное рассмотрение этих показателей представлено на рис. 2. В виде экологических факторов динамического состояния автомобильной дороги с водителем и их взаимоотношения с ДТП. Как видно из рис. 2 ДТП закручивает на себя от судьбы до случайности множество предупреждающих ДТП факторов: Личность – свои твердые взгляды на жизнь и авторитет, в любой экстремальной ситуации проявит выдержку, спокойствие и благожелательность к другим людям. Этика и мораль всех водителей: должна выражаться в едином законе «чего желаешь другим, обязательно получишь сам».

Экологические факторы динамического состояния дороги и ДТП
Рис. 2 Экологические факторы динамического состояния дороги и ДТП

К сожалению, часть водителей следует другим законам: разряжаться в своей психике на пожилом или слабом водителе; стараться «шустрить», обгоняя всех; подавлять других риском, напором, наглостью; обходиться грубо с женщиной- водителем и т. п. Однако другие показатели: техническое состояние автомобиля, скорость движения, состояние дороги, погода, здоровье водителя являются более управляемыми и при их должном контролировании можно существенно снизить энтропию ДТП. В общем экспертная оценка экологического состояния запроектированной автомобильной дороги с учетом фактора водителя может быть выполнена с помощью модели Процессора схематично представленной на рис. 3, путем решения системы минимизацией площади четырехугольника.

Экспертная оценка экологического состояния автомобильной дороги
Рис. 3 Экспертная оценка экологического состояния автомобильной дороги с учетом фактора водителя

Результаты таких проектных изысканий позволяют разработать дополнительные экологические требования и мероприятия при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, которые позволят снизить астрономическое число ДТП, жертв и создадут благоприятные, с меньшим риском, условия в автотранспортном потоке. Кроме того может определить презумпцию невиновности водителя, или строителя, или проектировщика. Таблица 1.

Таблица 1 Бальная система экспертной оценки экологического состояния автомобильной дороги с учетом фактора водителя

ЭС Энергоинформационный спектр Балл
  Спокойная фаза автомобильной дороги
Равновесное состояние
Неустойчивая фаза
Отрицательная фаза
Положительная фаза
2
3
4
5
1
ЭФ Экологический фактор Балл
  Состояние автомобильной дороги
Здоровье водителя и погода
Техническое состояние автомобиля
Транспортный поток, скорость движения
Личность водителя
2
3
4
5
1
КД Качество дороги Число ДТП Балл
  Автотрасса 10% 3
Шоссе асфальтовое 70% 5
Шоссе бетонное 50% 4
Дорога грунтовая 10% 2
Дорога проселочная 0% 1
ОП Оценка проекта Балл
  Удовлетворительная
Неудовлетворительная
3
15

Пример, таблица 2, экспертной оценки экологического состояния автомобильной дороги с учетом фактора водителя.

Таблица 2 Экспертная оценка экологического состояния автомобильной дороги с учетом фактора водителя

Обозначение Экспертная оценка Балл
ЭС Энергоинформационный фактор 1 2 4 5 4
ЭФ Экологический фактор 1 2 5 1 4
КД Качество дороги 1 2 3 1 5
ОП Оценка проекта  ∑ эс, эф, кд 3 6 12 7 12

Вывод

Идеальным состоянием безопасности водителя является число баллов равное 3-м как удовлетворительное. Повышение числа баллов до 15-ти служит предупреждением понижения безопасности водителя, ведущее к повышению риска вплоть до ДТП. Это может служить основанием требования водителя к профилактическим мероприятиям:

  1. иметь напарника с целью сокращения времени пребывания водителя за рулем;
  2. снижение веса загруженности автомобиля с целью уменьшения инерционной характеристики транспортного средства;
  3. профилактического техосмотра перед рейсом и т.д.

Результат

Проведенная нами презентация этого метода экспертной оценки взаимодействия водителя с автодорогой показала, что 89% водителей заявили о положительном значении этого метода, а 11% признались, что не понимают сути практической значимости, что это им даст.

По сути предлагаемый метод является попыткой сведения в систему экологической оценки безопасности водителя и всех факторов взаимодействия его с дорогой. При накоплении статистической информации можно будет построить математическую модель для использования этого метода на ЭВМ.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки