Алексия
Алексия (от греч. а — отрицат. частица + lexis — Слово) - нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм А. См. также Дислексия.
При поражении коры затылочных долей мозга возникает оптическая А., которая может проявляться либо в виде неузнавания отдельных букв (литеральная оптическая Алексия), либо в виде неузнавания целых слов (вербальная оптическая А.) вследствие нарушения зрительного восприятия. Возможна односторонняя оптическая А., когда больной игнорирует половину текста (чаще левую) и не замечает своего дефекта, что, как правило, возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария.
При поражении коры височной области левого полушария (у правшей) возникает слуховая (височная) Алексия как одно из проявлений сенсорной афазии. Данная форма А. является следствием нарушения фонематического слуха, звуко-буквенного анализа слов. У больных, страдающих слуховой А., наблюдается «угадывающее чтение».
При поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей) возникает связанная с нарушениями кинестезической основы речевого акта кинестезическая (афферентная) моторная А. как проявление афферентной моторной афазии. Чтение становится дезавтоматизированным, появляются трудности перешифровки букв в соответствующие артикулемы.
Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей) приводит к возникновению кинетической (эфферентной) моторной А., входящей в синдром эфферентной моторной афазии (см. Афазия). Трудности чтения связаны здесь с нарушением кинетической, сукцессивной организации речевого акта. При правильном узнавании и произношении отдельных букв у больного нарушается процесс слияния букв в слоги или слогов в Слово, страдает процесс переключения от одного слога или слова к др., возникают речевые персеверации.
При поражении коры лобных долей мозга возникает форма А., связанная с нарушением регулирующих механизмов, избирательности всех психических процессов, в т.ч. и чтения, что проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности, угадывающем чтении и т.п.
Серьезные затруднения в овладении процессом чтения у детей составляют специальную форму А., которая является одним из следствий алалии, т.е. следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Она обусловлена недоразвитием фонематической стороны речи, неполноценностью звукового анализа и синтеза, нарушениями звуковой структуры слова, что влечет за собой затруднения в овладении не только чтением, но и письмом. (Л.С. Цветкова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Алексия (от греч. а — отрицат. частица, lexis — Слово) - нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения.
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Алексия (а греч. lexis - речь, Слово) [Benedikt, 1865; Kussmaul A., 1877] - форма оптической агнозии, характеризующаяся неспособностью понять смысл читаемого. Различают А. первичную и вторичную, входящую в структуру таких нейропсихологических синдромов, как афатические. Литеральная А. характеризуется неразличением отдельных букв; А. слогов (асиллабия) - невозможностью чтения отдельных слогов; вербальная - нарушением чтения слов. Наблюдается при локализации поражения в коре основания затылочной доли доминантного полушария, в ряде случаев процесс распространяется и на височную долю.
Динамика синдрома А. - от литеральной, когда чтение еще возможно, но происходит с паралексиями и без понимания смысла прочитанного, до агностической, при которой буквы теряют свое символическое значение [Смирнов В.М., 1962]. Син.: словесная слепота, вербальная слепота.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Алексия - невозможность чтения. При этом больной видит текст, но не может читать как вслух, так и про себя. В большинстве случаев сочетается с афазией и аграфией (см.). Возможны также алексия зрительная (см.), при которой больной не распознает сходных по написанию букв, и вербальная алексия – пациент называет отдельные буквы, но не может объединить их в Слово. Возникает при поражении коры лобно-височной области доминантного полушария мозга.
Алексия зрительная - син.: Алексия буквенная (литеральная). Алексия оптическая. Алексия париетальная. Алексия «чистая». Синдром агностический Петцля. Под этим термином подразумевается расстройство чтения, обусловленное тем, что пациент без признаков афазии теряет способность к узнаванию букв, прежде всего букв со сходным начертанием, например И – Н, Ж – Щ, Е – З. Обычно пациент испытывает затруднения и при узнавании цифр, символов. Алексия зрительная возникает в связи с агнозией буквенной (см.) наблюдается при поражении коры левой угловой извилины теменной доли (поле 39 по Бродманну), доминантного полушария.
Алексия оптическая - см. Алексия зрительная.
Алексия париетальная - см. Алексия зрительная.
Алексия «чистая» - см. Алексия зрительная.
Оксфордский толковый словарь по психологии
Алексия (буквально – "без слов") - неспособность владеть языком, характеризующаяся частичной или полной потерей способности распознавать печатные слова. Это нарушение часто очень специфично, у людей, им страдающих, не наблюдается нарушений зрительного восприятия, и они могут нормально воспринимать слова на слух. Иногда называется: словесная слепота и зрительная афазия.
предметная область термина
ВЕРБАЛЬНАЯ АЛЕКСИЯ - нарушение речевого изложения понимания прочитанного.
ЧИСТАЯ АЛЕКСИЯ - см. алексия, чистая.
АЛЕКСИЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ - одна из форм алексии - нарушения процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). Возникает при поражении коры затылочных долей, вследствие нарушения зрительного восприятия мозга, при котором не определяются либо буквы (литеральная оптическая алексия), либо целые слова (вербальная оптическая алексия). При односторонней оптической алексии, при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария, игнорируется половина текста (чаще левая) на фоне незамечания своего дефекта.
АЛЕКСИЯ | ДИСЛЕКСИЯ (alexia / dyslexia) - во все более образованном мире неспособность читать становится серьезным инвалидизирующим фактором, исключающим успешное обучение, получение хорошей работы и удовлетворительную самооценку. Поскольку широкое распространение грамотности - явление в ист. масштабе относительно недавнее, неудивительно, что первое описание случая А., или "словесной слепоты", появилось лишь около 100 лет назад.
Обсуждение в ранней литературе случаев неспособности читать вследствие повреждения мозга (А.) во многом обусловлено интересом к нейроанатомическим основам афазии. Жюль Дежерин в 1891г. первым предпринял глубокое клиническое и морфологическое исслед. А. Он описал больного, перенесшего инсульт с последующим развитием афазии, А. и аграфии. Серьезные нарушения чтения, в отличие от расстройства речи, сохранялись и через неск. лет. Патологоанатомическое исслед. показало обширное кровоизлияние в gyrus angularis в левой теменно-височно-затылочной области.
Более поздние сообщения клиницистов в континентальной Европе и Англии подтвердили предположение Дежерина о возможной этиологии А. А. представляет собой приобретенное нарушение навыков чтения вследствие церебрального инсульта и может быть концептуализирована разными способами. Категоризационными признаками А. могут быть локализация повреждения мозга, природа расстройства навыков чтения и, разумеется, используемая теорет. ориентация. Д. Ф. Бенсон предложил 3 категории А. Задняя А. вызывается преим. закупоркой левой задней артерии мозга в результате поражения левой затылочной области. А. без аграфии представляет собой состояние, при к-ром наблюдаются выраженные нарушения распознавания слов и понимания без сопутствующего дефицита навыков письма. Хотя эти пациенты не могут читать, они не испытывают затруднений при письме. Обычно при этом отмечается правосторонняя гемианопсия и нарушение цветового зрения. Центральная А. обычно является следствием повреждения доминантной теменной области, как в случае Дежерина, где был отмечен дефект в области gyrus angularis.
Для центральной А. типично сочетание с аграфией. Может тж наблюдаться правосторонняя потеря чувствительности вследствие повреждений в левой теменной области. Передняя А., как утверждает Д.Ф. Бенсон, обычно вызывается поражением зоны Брока и сопровождается нек-рым ограничением понимания слов. Однако может иметь место буквенная А. с затруднением распознавания отдельных букв. Переднюю А. сопровождают тж симптомы афазии. Может отмечаться тяжелая аномия, дефицит нахождения слов, а тж левостороннее ослабление рефлексов вследствие вовлечения левых двигательных путей.
По определению, при А. утрачивается способность чтения в результате к.-л. неврологического дефекта. Клинические и эксперим. данные внесли существенную ясность в Понимание Д. Термином "дислексия" обозначается наследственная или врожденная неспособность к приобретению навыков чтения. Мн. педагоги и психологи предпочитают использовать термин "расстройства чтения, связанные с возрастным развитием", поскольку он не указывает на то, что этиология нарушения связана с неврологическим дефицитом. Т. о., Д. - наиболее подходящий термин в случаях недостаточной обучаемости чтению предположительно неврологического происхождения. Патологоанатомические исслед. мозга больных с Д., к-рые проводили Дрейк, Галабурда и Кемпер, доказали ее неврологическую основу. Дрейк обнаружил атрофию мозолистого тела, большое количество эктопических нейронов в белом веществе и патологические конфигурации извилин теменной доли. Галабурда и Кемпер сообщают об отсутствии нормальной асимметрии между полушарными planum temporale, а тж об измельчении долей в области, ответственной за функции чтения и речи. При микроскопическом исслед. они нашли сплавление молекулярных слоев, отсутствие слоя, свободного от клеток, и дисплазию тканей.
Др. исследователи сообщают, что мозг больных с Д. характеризуется тж обратной межполушарной асимметрией, выявляемой при компьютерной томографии. В клинической сфере сейчас признается, что существует по меньшей мере два, возможно совершенно различных, подтипа Д. Боудер первой ввела обозначения "дисфонетического" и "дисэйдетического" вариантов Д. Дисфонетический дислексик испытывает трудности в интерпретации и сопоставлении написанных знаков с соотв. им звуками. У дисэйдетического дислексика обнаруживаются затруднения при выполнении заданий, в к-рых задействовано зрительное восприятие, и неспособность пользоваться словарями. Пироццоло провел эксперим. исслед. Д. и предложил свои подтипы. Он считает более подходящими обозначениями для подтипов Д. "слухолингвистический" и "зрительно-пространственный".
Слухолингвистический тип характеризуется задержкой формирования речевых навыков в ходе развития, дефицитом экспрессивной речи, аномией, низким вербальным интеллектом по сравнению с невербальным и использованием стратегии сложения отдельных букв при чтении. При зрительно-пространственном типе наблюдается относительно более высокий коэффициент вербального интеллекта по сравнению с коэффициентом невербального интеллекта, нарушения почерка и движения глазных яблок и использование стратегии фонетической расшифровки при чтении. Для разработки убедительной парадигмы терапевтического вмешательства при А. и Д. необходимы дальнейшие исслед.
Процент случаев выздоровления у пациентов с А. сильно варьирует; пед. стратегии дают нек-рую надежду на успешную коррекцию расстройства, в особенности при менее серьезной его выраженности. См. также Афазия, Повреждения головного мозга, Недостаточная специфическая обучаемость, Органические синдромы, Расстройства чтения Дж. У. Хинд
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Добавить комментарий