РЕЧИ РАССТРОЙСТВА
Речи расстройства (англ. speech disorders) - распад уже сложившейся речи (у взрослых) или нарушение нормального развития речи у детей, вызванные различными заболеваниями. Расстройство речи возникают в силу действия разных причин: при нарушении нормального восприятия звуковой речи из-за дефектов периферической части слухового анализатора, при поражении отделов ц. н. с., осуществляющих анализ и синтез получаемых сигналов, их переработку и организацию собственных речевых высказываний, а также при патологии систем, передающих нервные импульсы от коры к периферическим органам речи, и при наличии анатомо-физиологических дефектов этих органов (см. Речи органы).
Выраженность Р. р. при поражениях периферического слуха (нарушениях среднего и внутреннего уха и слухового нерва) зависит от времени возникновения этого расстройства, его степени и применения различных сурдопедагогических и сурдотехнических средств.
При потере слуха в раннем детстве до овладения речью ребенок становится немым, если его не обучают с помощью специальных методов (см. также Дактилология, Чтение с губ). Но даже в условиях специального обучения речь глухих детей развивается более медленно, чем у нормально слышащих (см. Психология глухих). У глухих детей с большим трудом вырабатывается правильное произношение, а также наблюдаются затруднения при формировании значений слов (особенно абстрактных) и грамматического строя речи (см. Аграмматизм). Рано возникшие частичные нарушения слуха (тугоухость) ведут к значительным Р. р., аналогичным тем, которые наблюдаются при глухоте. Вместе с тем применение сурдопедагогических и сурдотехнических средств позволяет преодолеть Р. р. у слабослышащих детей.
Нарушения слуха, возникающие в период после овладения ребенком речью или во взрослом возрасте, ведут к некоторым Р. р., г. о. к нарушению внятности произношения, что можно избежать путем проведения специальных занятий и использования звукоусиливающей аппаратуры.
Значительные расстройство речи наблюдаются при поражениях речевых зон коры головного мозга. Если такое поражение произошло в дородовой период или первые годы жизни ребенка, то образуется алалия. Если же оно имеет место в более позднем возрасте, когда речь уже сформировалась, возникает афазия. Разнообразные заболевания проводящих нервных путей, идущих от коры головного мозга к речевым мышцам (псевдобульбарные и бульбарные параличи и др.), а также анатомические и физиологические дефекты периферических органов речи ведут к дизартрии, косноязычию, афонии и др.
Расстройство речи возможны также вследствие неврозов и психических заболеваний: заикание, нарушение нормальной речи при истерических припадках и др. См. также Логопедия, Мутизм, Вербальная парафазия, Литеральная парафазия, Парафазия. (Т.В. Ахутина)
Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.
Речевое расстройство - общее название различных нарушений речи. Пока нет ясности в том, какие именно нарушения речи следует обозначать этим термином. Некоторые авторы проводят различие между функциональными (психогенными) расстройствами речи, например, заиканием, и расстройствами, имеющими органическую основу (например, афазией). Другие исследователи различают такие расстройства, которые затрагивают лингвистическое функционирование (например, дизартрию) и те из них, которые касаются собственно коммуникативного функционирования (например, распад речевых навыков, фонологические расстройства). Некоторые авторы выделяют в отдельную категорию патологию восприятия речи (в частности, алексию), в то время как другие этого не делают, полагая, что "чистые" нарушения восприятия, не обнаруживающие никакой недостаточности в продуцировании речи, являются редкими. Многие исследователи к речевым относят расстройства мышления, эмоций и других психологических структур, которые проявляются определенными особенностями речи. В то же время К. Ясперс считает правомерным выделение первичных или собственно речевых расстройств.
Общепринятой систематики речевых расстройств не существует. В практическом плане и в значительной мере условно могут быть разграничены следующие расстройства речи:
- локально-органические нарушения речи (см. Афазия, агнозия речи, Апраксия речи);
- нарушения речи при абиотрофических и других общеорганических процессах (см. Палилалия, Персеверации, Вербигерация, Эхолалия, Эхография, Логоклония, Периодически возвращающиеся выражения, Акайри, Акатаграфия, Акатафазия, Ангофразия, Брадилалия, Брадилексия, Дизартрия, Идиоглоссия, Ксенолалия, Макрография, Микрогракфия, Микрофония, Макрофония, Олигофазия, Палиграфия, Палинграфия, Паралексия, Парафазия, Речь монотонная, Речь реактивная, Речь скандированная, Речь слащавая, Речь спастическая, Речь эксплозивная, Ринолалия, Фонастения);
- нарушения развития речи (см. Специфическое расстройство развития артикуляции речи (а также экспрессивной речи, импрессивной речи, способности к чтению, экспрессивного письма), Речь взахлеб, Нарушения развития речи при патологии слуха и зрения;
- невротические нарушения речи (см. Заикание, Писчий спазм, Элективный мутизм, Истерический мутизм, Глоссолалия, Аллофемия, Нарушения стиля речи и др.);
- психотические нарушения речи (при депрессии, мании, галлюцинацииях и др.)
- нарушения речи при отдельных болезненных формах (умственной отсталости, шизофрении и др.);
- нарушения речи, вызванные нарушением развития или повреждением артикуляционного аппарата и голосообразования (афония, косноязычие).
Речевое расстройство врожденное - любое расстройство речи, которое возникает в результате некоторого патогенного события, происшедшего до или во время рождения (например, связанное с или проявляющееся внутриутробной инфекцией, гипоксией головного мозга, церебральным параличом, воздействием на отдельные нервные центры, замедление созревания которых лежит в основе специфических нарушений развития речи, с повреждением речедвигательного аппарата).
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Речевое расстройство - общий термин, используемый для обозначение ряда нарушений речи. Нет четкой договоренности относительно того, какие именно нарушения речи принадлежат к этому классу и как их следует классифицировать.
Некоторые авторы проводят различие между функциональны или психогенными расстройствами (например, большинство случаев заикания) и расстройствами, имеющими органическую основу (например, афазии); некоторые специалисты различают те, которые затрагивают лингвистическое функционирование (например, дизартрия), и те, которые затрагивают качество голоса без того, чтобы нарушать коммуникативное функционирование (например, голосовые расстройства); некоторые выделяют патологии восприятия речи (например, алексию) в отдельную диагностическую категорию, в то время как другие не делают этого, аргументируя тем, что чистые нарушения восприятия, не обнаруживающие никакой недостаточности в продуцировании речи, являются редкими.
предметная область термина
назад в раздел: словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Добавить комментарий