АССОЦИАНИЗМ, АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Ассоцианизм, ассоциативная психология - общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому объяснению психических феноменов. В развитии А. можно выделить след. этапы.
- Предпосылки возникновения А.: выделение ассоциации как объяснительного принципа (О. п.) для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н.э. - нач. XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель. Впоследствии принцип ассоциации использовался для понимания процессов овладения своими страстями (Р. Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей «движения мысли» (Б. Спиноза), возникновения предрассудков и «ложных идей» (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). У Д. Юма ассоциация становится О. п. всей познавательной сферы психики. В этот период возникает и сам термин «ассоциация» (Локк).
- «Классический А.» (середина XVIII - нач. XIX в.). В этот период возникают законченные системы А., в которых ассоциация выступает О. п. психики вообще (Д. Гартли, Т. Браун, Джеймс Милль). Назвав свою ассоциативную концепцию «ментальной механикой», Милль тем самым подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений).
- Середина XIX - нач. XX в. Нач. кризиса А. в теории и разработка отдельных идей А. в экспериментальных и практических исследованиях. В теории закрепляется положение о невозможности свести «законы духа» к механическим законам и выдвигается требование «обратного» введения в концепцию А. активности субъекта, Я («ментальная химия» Джона Стюарта Милля, «творческие ассоциации» А. Бэна); предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер). В экспериментальных исследованиях и практике идеи А. используются для объяснения законов памяти (Г. Эббингауз), в диагностике патологических изменений психики (Э. Крепелин, Э. Блейлер), в исследованиях мотивации (З. Фрейд), в практике судебной экспертизы (ассоциативный эксперимент) и др.
- 1900-1920-е гг. Окончательное исчезновение А. как направления и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики. Общепризнанной становится мысль о том, что «ассоциация - это вообще не столько «механизм», сколько явление, - конечно, фундаментальное, - которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов» (С.Л. Рубинштейн). Критический анализ основных идей А. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX в. (Е.Е. Соколова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Ассоцианизм - одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты А. были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В XVII веке эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII веке принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой - Д. Гартли создал систему материалистического А. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль). Утвердилось возЗрение, согласно которому:
- психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов - ощущений, простейших чувствований;
- элементы - первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) - вторичны и возникают посредством ассоциаций;
- условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;
- закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.
Ассоцианизм был преобразован на новой основе благодаря успехам биологии и нейрофизиологии. Г. Гельмгольц использовал новое возЗрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин - при объяснении эмоций, И.М. Сеченов - в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в А. проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80–90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации. Детерминистские элементы А. были восприняты в трансформированном виде учением Павлова об условных рефлексах, а также - на иных методологических основаниях - американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии (в частности, проблема смысловых ассоциаций, их роль в обучении и т.д.) (см. также Ассоциативный эксперимент).
Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.
Ассоцианизм (лат. associatio - соединение) - общий принцип, разработанный в первую очередь в работах философа и работорговца Д. Локка и утверждающий, что высшие психические или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых элементов. Следует отметить, что этот принцип определённо содержит возможность упрощения или редукционизма, особенно в том, что касается психической деятельности и личности человека.
Психическое, как утверждают многие исследователи, не может быть сведено к комбинации нейрофизиологических процессов, рефлексов или поведенческих реакций, как в этом были убеждены или продолжают придерживаться такой позиции даже выдающиеся учёные в области физиологии и поведения человека. Д. Локку противостоял Ж.Ж. Руссо со своей концепцией развития, утверждающей приоритет свойственных человеку внутренних тенденций развития.
Психологический словарь. И. Кондаков
Ассоциативная психология
- Словообразование - происходит от лат. associatio - соединение и греч. psyche - душа logos - учение.
- Авторы - ведет свое начало с Т.Гоббса, Д.Юма, Дж.С.Милля.
- Категория - ряд психологических направлений.
- Специфика - была ориентирована на строго причинный анализ психики. Единицей анализа психики была признана ассоциация, как связь между двумя или более психическими образованиями. Сложные психические процессы трактовались как результат соединение простых элементов (ощущений, представлений). Существенные результаты были достигнуты прежде всего в области психологии обучения. В своем развитии прошла ряд этапов:
- выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.
- классический этап, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.
- экспериментальный и практический этап, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта. - Литература - Ивановский В.Н. Ассоциационизм психологический и гносеологический. Казань, 1909
Оксфордский толковый словарь по психологии
Ассоцианизм - понятие, которым обычно обозначаются философское или психологическое учение, утверждающее, что высшие мыслительные или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых мыслительных или поведенческих элементов. Ассоцианизм скорее не какая-то определенная научная школа, а в большей степени – общий принцип, который служит основой для развития ряда конкретных теорий. Истоки его обнаруживаются еще в гносеологии Аристотеля, который в своем сочинении о памяти выделил три "соотношения" элементов, ведущих к образованию ассоциаций: сходство, контраст и смежность.
Ассоцианизм в действительности имеет две исторически важные линии: философскую м научную, Философская лучше всего представлена английскими эмпиристами (Локк, Беркли, Юм, Джон Милль и Джеймс Милль и т.д.). С их сильным антинативи-стским уклоном они нуждались в мощных принципах, которыми можно былс бы объяснять сложную умственную жизнь, обращаясь только к опыту. Гоббс был первым, кто предположил, что Аристотелевские "соотношения" могут служить ассоцианистской моделью человеческого познания. Ассоцианистс-кий подход претерпел множество вариаций и дискуссий, проводившихся разными поколениями представителей эмпиризма, и достиг высшего уровня развития в работах Хартли и отца и сына Милль. Научный подход начался с первого экспериментального исследования памяти, проводившегося Эббинга-узом в 1885г. Обращение к экспериментальным данным для того, чтобы подтвердить доктрину ассоцианизма, продолжалось в исследованиях условных рефлексов Павлова и работах Торндайка, посвященных "коннективизму" и, наконец, было положено в основу созданного Уотсоном бихевиоризма. Это направление отличалось от более раннего философского подхода по нескольким позициям.
- Во-первых, примитивными элементами, соотношение которых рассматривалось, стали не "идеи" или "ощущения" как раньше, но операционально определяемые стимулы и реакции.
- Во-вторых, если раньше в центре внимания был рационалистический анализ уже сформированных ассоциаций – вид интроспекционизма, то позже внимание было сосредоточено на том, как формируются ассоциации.
Таким образом, научение стало одной из наиболее интенсивно исследуемых областей в психологии. Третье различие касается данных, которыми оперировали ученые. Если раньше это были явления сознания, доступные в основном через интроспекцию, то потом ученые обратились к объективно измеряемым поведенческим актам. В то время как не было никакой школы, которая когда-либо носила бы название ассоцианизм", этот принцип оказался одним из наиболее стойких теоретических механизмов. Основные положения ассоцианизма в последние годы были возрождены в когнитивистике и обозначались термином коннек-ционизм (2).
предметная область термина
Афизиологический ассоцианизм - один из вариантов ассоцианизма, отъединивший ассоциацию от ее телесного субстрата и представивший ее в виде имманентного принципа сознания. Представлен в работах ряда психологов и философов (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль):
- психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов - ощущений, простейших чувствований;
- элементы - первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) - вторичны и возникают посредством ассоциаций;
- условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;
- закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Добавить комментарий