ЛОКК ДЖОН
Локк Джон (John Locke, 1632-1704) - англ. философ, психолог, педагог, политический деятель. Создал фундамент эмпирической психологии сознания. В оппозиции к концепции Р. Декарта, признававшего наличие в душе врожденных идей, отстаивал положение о происхождении всех идей из опыта (душа - «чистая доска», на которой лишь опыт пишет свои письмена), подкрепляя это положение анализом известных ему фактов различия представлений у разных народов, наблюдением за развитием детей и др.
Выделил 2 формы опыта: внешний опыт, или ощущения, посредством которого познается внешний мир, и внутренний опыт, или рефлексия, посредством которого познается деятельность собственного разума, т.е. собственное Сознание. Основным элементом структуры сознания считал, т.о., идеи ощущения и идеи рефлексии, которые м. б. простыми и сложными (составными). Сложные идеи образуются 2 путями. Наиболее частый путь - с помощью особой деятельности разума. В результате таких операций ума, как сравнение, абстрагирование и обобщение, формируются понятия. Локк Джон обосновывает, т, о., концепцию эмпирического обобщения, получившую затем широкое распространение в психологии и педагогике.
В современной отечественной психологии ей противостоит концепция теоретического обобщения В.В. Давыдова. Второй, более редкий путь - образование сложных идей посредством ассоциаций (авторство термина «ассоциация» принадлежит Л.); этим путем образуются достаточно случайные, произвольные объединения идей (напр., предрассудки, страхи и т.д.). Идеи Джон Локк получили развитие в различных направлениях интроспективной и ассоциативной психологии последующих веков. См. Температурные ощущения. (Е.Е. Соколова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Локк Джон (1632–1704) - английский философ. В истории психологической мысли занял важное место, противопоставив рационализму и априоризму Декарта учение о происхождении всех идей из опыта (эмпиризм). В локковском понимании в опыте объединялись как чувственные впечатления от внешних объектов, так и то, что непосредственно испытывает индивидуальная душа в процессе собственной деятельности.
Согласно Джон Локк, исходными в структуре разума являются простые идеи ощущений и столь же простые идеи рефлексии как направленности субъекта на свой внутренний мир. Сознание - это восприятие человеком происходящего в его собственном уме. Данное положение Л. стало отправным для развития интроспективной психологии. Обосновав положение о том, что нет врожденных идей, но идеи любой степени сложности являются продуктом переработки простейших, Л. ввел в психологию принцип развития. Среди простых идей выделялись «удовольствие» и «боль», из к-рых возникает все богатство эмоций.
Литература
- Works, 10ed., v. 1-10, L., 1801; Anessay concerning human understanding, ed. by A.C. Fraser, v. 1—р2, Oxf., 1894;
- Second treatise of civil government, ed. by J.W. Gough, L., 1946;
- Locke's educational writings, ed. by J.W. Adamson, Camb., 1922;
- Essays on the law of nature, ed. by W. von Leyden, L., 1954;
- Педагогические сочинения, М., 1939; Избранные философские произведения, т. 1-2, М., 1960.
- Заиченко Г.А. Объективность чувственного знания: Локк, Беркли и проблема «вторичных» качеств // Философские науки. — 1985. — №4. — С.98-109
назад в раздел: Известные психологи, философы мира / таблица
Комментарии
Добавить комментарий