Разделы психологии:
Т.В. Калинина ДМШ № 1 г. Подольска,
Н.И. Константинова МГППУ, г. Москва.
У человека наличие определенных способностей означает пригодность к определенной деятельности. Способность включает в себя такие психические свойства и качества, которые необходимы в силу определенной деятельности. От рождения человек наделен задатками – предпосылками развития способностей.
Задатки являются отправной точкой развития способностей, то есть задатки обусловливают, но не определяют возможности развития способностей. Вместе с тем наследственное и приобретенное в особенностях личности взаимосвязаны.
Музыкальные способности – свойства и данные, которые необходимы для занятий музыкальной деятельностью: исполнение, композиция, слушание (художественное восприятие). Очевидно, что люди отличаются не только врожденными задатками, но и своими способностями. И здесь можно проследить взаимосвязь между способностями и умениями: знания (умения) предполагают наличие определенных способностей, а формирование способности к музыкальной деятельности подразумевает освоение связанных с ней знаний (умений). Так, обучение музыке является не простой тренировкой пальцев, а образовательным процессом, который через знания и умения формирует способности. В музыкальной деятельности развиваются музыкальные способности.
Когда говорят о музыкальном творчестве, то предполагается наличие тонких, но достаточно ярких представлений, а также определенной техники, которая формируется в процессе развития музыкальной культуры.
Рассматривая проблему раннего развития детей и прослеживая их дальнейший жизненный путь, Л.С. Выготский различал так называемых «вундеркиндов» и детей талантливых. «Чудо-ребенок» с раннего детства поражает окружающих исключительными способностями, будь то музыкальные, математические и т.п. Причем удивление вызывают не сами по себе, допустим, музыкальные способности, а то, что они проявляются так рано, у такого малыша.
Для вундеркинда характерно «забегание вперед», в его развитии есть признаки будущих возрастов. В развитии одаренного ребенка преобладают признаки, присущие его возрасту, но возрасту, необычайно творчески, богато переживаемому. Как отмечает Л.С. Выготский, взрослый гений отличается от каждого из нас не тем, что в 30 лет проявляет опытность, свойственную 90-летнему старцу, а тем, что те же особенности 30-летнего возраста доводит до гениальных размеров. Истинная одаренность не угасает с возрастом.
Ведущим фактором активности личности, поведения и деятельности является мотивация. мотивация представляет сложную систему и включает в себя разнообразные понятия: мотивы, потребности, интересы, влечения, цели, идеалы, объединенные термином «побуждение» (В.Г. Асеев); отношения как устойчивые мотивы деятельности (В.Н. Мясищев); совокупность психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение на жизненно важные условия и предметы (В.К. Вилюнас).
Главным общим свойством одаренных детей считается преобладание у них познавательной мотивации, которая становится двигателем развития с раннего возраста. Высшего развития познавательная потребность достигает при проявлении устойчивых склонностей. Сознательное удовлетворение потребности в познании, с одной стороны, сужает круг деятельностей, в которые включен ребенок, а с другой, ориентирует на результат.
Признавая преобладание познавательных мотивов оптимальным для личностного развития одаренного ребенка и эффективности его деятельности, видимо, можно считать мотивацию достижения успеха желательным или необходимым ее дополнением. мотивация успеха всегда позитивна, так как действия направлены на достижение положительных результатов. Личности такого типа инициативны, активны. Ориентация на успех как достижение результата, не подавляющая познавательного мотива, способствует появлению адекватной самооценки и эмоционального контроля, она близка к мотивации компетентности (Э. Эриксон). Эти благоприятные для развития личности мотивы по своей сути противоположны эгоистической мотивации – престижной.
Ребенок с сильной престижной мотивацией учится (в первую очередь) ради отметки, хотя и получает радость от самого процесса познания.
Эмпирическое исследование проведено с группой младших школьников (30 человек), перешедших в 3-й класс Детской музыкальной школы № 1 г. Подольска Московской области в 2011 году.
Цель данной работы – исследование мотивационной сферы детей 8–9 лет с разным уровнем развития музыкальных способностей.
Для решения этой задачи были использованы следующие методики: уровень развития музыкальных способностей учащихся определялся музыкантамипрофессионалами (метод экспертных оценок); проективные методики «Неоконченные предложения» и «Окончание рассказов».
Полученные результаты показывают, что:
- ведущее место в структуре мотивации детей с высоким уровнем развития музыкальных способностей занимает познавательный мотив (1-е ранговое место), у детей в данной группе отсутствует престижная мотивация; на 2-м ранговом месте – мотив «ориентация на будущее»; и 22% детей (3-е ранговое место) указали на мотив «получение хорошей отметки»;
- мотив «получение хорошей отметки» занимает 1-е ранговое место, на него указали 37,5% учеников со средним уровнем развития музыкальных способностей; для этих детей характерна престижная мотивация – 2-е ранговое место (31%), вместе с тем эти дети получают радость и от процесса познания (31% учащихся указали на познавательный мотив); в данной группе высокий показатель мотива избегания неудачи – 25%;
- мотивационная сфера детей с низким уровнем музыкальных способностей имеет «сглаженную» структуру, единственной вершиной которой является мотив «похвалы» (на него указали 60% учащихся); на познавательную и престижную мотивацию дети в данной группе не указали.
Таким образом, можно отметить следующие мотивационные тенденции у детей с разным уровнем развития музыкальных способностей:
- при низком уровне развития музыкальных способностей музыкальная деятельность побуждается похвалой взрослых и интересом («Я люблю слушать музыку», «Разбирать новую пьесу интересно», «Я буду очень рад, если меня похвалят»);
- высокий уровень способностей исключает стремление выделиться (престижную мотивацию), при высокой результативности несвойственна и мотивация избегания неудачи.
- престижная мотивация, а также ориентация на высокие отметки характерна для детей со средним уровнем развития музыкальных способностей («Мне очень хочется побыстрее получить диплом с “пятерками”»).
Здесь уместно вспомнить размышления Б.М. Теплова о способностях и мотивации. Анализируя трагедию А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», он считает, что трагедия Сальери не в бездарности. Сальери с детства отличался музыкальностью. Да, он был склонен к зависти. Но и не в этом его трагедия. А в том, что он отрекся от всего, кроме музыки. Музыка заслонила собой мир. Музыка стала единственным содержанием, абсолютным смыслом жизни. А Моцарт открыт всем впечатлениям жизни. Для Моцарта плохое исполнение слепым стариком его произведения – забава: «Постой же: вот тебе, пей за мое здоровье», а для Сальери – оскорбление высокого искусства: «Пошел, старик».
«Наличие одного лишь изолированного интереса, вбирающего в себя всю направленность личности и не имеющего опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всем богатстве ее проявлений, неизбежно лишает человека внутренней свободы и убивает дух» (Теплов Б.М. Избранные труды. Т. 1. С. 309).
Комментарии
Добавить комментарий