Разделы психологии:
С.В. Персиянцева1,2, канд. психол. наук
1 Российский государственный гуманитарный университет
2 Психологический институт Российской академии образования (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-3-122-127
Аннотация. Статья посвящена вопросу реализации государственной политики в области молодёжи, проблеме жизненной позиции молодых граждан и принятием их ценностей гражданского общества. Приведены примеры трансформации молодёжного сообщества. Основанием для анализа стали данные выраженности общегражданских ценностей и их связи с жизненной активностью молодых людей: 1) общественно активные; 2) с ориентацией на личные интересы; 3) пассивные. Получено, что наиболее высокий уровень принятия гражданских ценностей у тех граждан Российской Федерации, которые направляют свою активность на благо других людей, пользу обществу или отдельным социальным группам, а не стремятся реализовать свои частные, эгоистические интересы.
Ключевые слова: молодёжная политика, молодёжное сообщество, гражданские ценности, жизненная активность.
В последние годы в нашей стране происходят существенные изменения по вопросам инновационной активности и творчества молодёжи. Молодёжь выступает в качестве ведущего субъекта государственной молодёжной политики и определяет вектор развития данного направления. Стратегическим приоритетом государственной молодёжной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей морально-нравственными качествами, способной успешно адаптироваться в транзитивном обществе и восприимчивой к новым созидательным идеям.
В Федеральном законе Российской Федерации №489-ФЗ от 30 декабря 2020 года «О молодёжной политике в Российской Федерации» молодёжная политика рассматривается как комплекс мер, направленных на создание условий для развития молодежи и её самореализации в различных сферах жизнедеятельности. Самореализация – это применение молодыми людьми своих способностей, знаний, умений, навыков, компетенций и опыта с целью удовлетворения их потребностей в профессиональном, социальном и личном развитиии. В тексте Федерального закона обозначены такие направления реализации молодежной политики как воспитание гражданственности; обеспечение межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде; поддержка инициатив молодежи; содействие участию молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности; поддержка деятельности, направленной на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей молодежи и другие [5].
В коммуникативном процессе молодёжь включена в разные социальные группы и общество в целом. Жизненная активность проявляется в реализации социальных нормативов [1], которые формируются и поддерживаются обществом и являются требованиями в форме правил, принципов, целей, идеалов и пр. Активность молодых людей, степень её развитости, формы реализации, направленность и содержание оказывают значимое влияние на все стороны их деятельности, выбор поступков и определяют мотивацию их поведения.
В данном исследовании жизненная активность рассматривается с позиции двух критериев: «социальный интерес» и «степень активности». Социальный интерес проявляется в сотрудничестве с другими ради общего успеха, а не для личных выгод. Противоположностью социального интереса выступает эгоистический интерес.
Степень активности проявляется в том, как человек подходит к решению жизненных проблем – пассивно или деятельностно. Степень активности имеет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом. В работе «Понять природу человека» А. Адлера показано, что наиболее конструктивный социально полезный жизненный стиль характеризуется соединением социального интереса с высоким уровнем активности. Человек с таким стилем проявляет истинную заботу о людях, заинтересован в общении с ними, осознает необходимость сотрудничества и готов вносить свой вклад в общественно полезные дела. Одно из основных направлений реализации молодежной политики является укрепление гражданской идентичности, в этой связи очень важно проведение исследования, которое позволит установить взаимосвязь между уровнем жизненной активности и гражданской идентичности современной молодёжи.
Гражданская идентичность понимается как осознание принадлежности к структурам гражданского общества, опирающееся на значимый смысл группового объединения на основе общегражданских ценностей. Гражданская идентичность связана с жизненной активностью человека [2]. Гражданская идентичность предполагает рефлексивно-критическое отношение к миру, сознательность и ответственность личности и активную жизненную позицию при соблюдении баланса личных и общественных интересов.
Мы допускаем, что гражданская идентичность должна быть по-разному связана с жизненной активностью молодых людей. Она, вероятно, лежит в основе не любой активности, а лишь той, которая направлена на благо других людей, полезна обществу или отдельным социальным группам, а не является реализацией частных, эгоистических интересов. Гражданская идентичность может выступать фактором позитивного включения индивида в общественно полезную деятельность.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 124 студентов гуманитарного университета г. Москвы (96 девушек, 77.42%) в возраст от 19 до 22 года (М = 19.59, SD = 0.91). От участников было получено информированное согласие на обработку их персональных данных строго в целях научного исследования. Вся группа студентов была разделена на три подгруппы в зависимости от уровня жизненной активности. Первая подгруппа состояла из 31 студента. Это студенты, которые в университете занимаются общественной работой и активно участвуют в студенческой жизни (тьюторы, организаторы и участники спортивных мероприятий, субботников, разнообразных конкурсов, фестивалей талантов, принимали участие в межвузовских играх, в студенческих проектах, таких как «Эпидемия мастерства», «Молодёжь за мир», «Лаборатория социального волонтерства», «Доступная среда для студентов с ограниченными возможностями здоровья», «Лапка помощи», студенческих капустниках, концертных программах, осуществляли деятельность по организации волонтерского движения, были донорами, переводчиками на конференциях, членами студенческого совета и студенческого актива, старостами групп и др.).
Во вторую подгруппу вошли 19 студентов, у которых жизненная активность проявляется в реализации их личных интересов, не связанных с общественной деятельностью. Это занятия музыкой, посещение фитнес-центров, тайм-клубов, таймкафе, театров, dolby cinema, широкая вовлеченность в социальные сети: самопрезентации, фото- и видеосессии. Условно мы назвали эту группу «с выраженной индивидуалистической активностью». Студенты этой группы имеют частные, эгоистические интересы.
Самой многочисленной оказалась третья подгруппа – 74 студента, которые полностью игнорируют общественную работу, не имеют личных интересов (информация получена с помощью частично стандартизированной беседы). Условно они были названы «пассивными», так как помимо учебной деятельности они не проявляют какой-либо иной активности.
Для оценки выраженности степени принятия гражданских ценностей использовалась проективная методика «Гражданская идентичность». Результаты оценивались по семи шкалам (ценности гражданского общества): права лиц с ограниченными возможностями, права обездоленных, права этнических и сексуальных меньшинств, политические права, либеральные ценности, отношение к России.
При обработке данных подсчитывался общий балл сформированности гражданской идентичности и результаты по каждой шкале.
Результаты исследования
Наиболее высокий общий показатель гражданской идентичности получен у студентов с высокой общественной (социальной) активностью, на втором месте – «пассивные» студенты. Наименьший показатель уровня гражданской идентичности имеют студенты с личной (эгоистической) активностью. Их уровень гражданской идентичности почти в 2,5 раза ниже, чем у студентов с высокой общественной активностью (уровень значимости р<0.01 по критерию различий Манна-Уитни). Интерпретация этих результатов будет дана ниже.
№ | Шкалы | Группы по уровню жизненной активности | ||
с общественной активностью |
пассивные | с личной активностью |
||
1 | Политические права | 0,96 | 0,90 | -0,47 |
2 | Либеральные ценности | 6,57 | 5,66 | 4,96 |
3 | Права этнических меньшинств | 0,96 | 1,32 | 0,20 |
4 | Права сексуальных меньшинств | 0,86 | 1,34 | -0,60 |
5 | Права лиц с ограниченными возможностями здоровья |
1,86 | 1,50 | 1,40 |
6 | Права обездоленных | 3,07 | 2,82 | 2,00 |
7 | Отношение к России | 1,43 | 0,82 | 1,07 |
8 | Общий балл | 15,71 | 14,36 | 8,53 |
В таблице приведены количественные различия. Анализируя их, можно отметить, что «пассивные» студенты имеют более высокие показатели по двум шкалам - права этнических и сексуальных меньшинств, чем у студентов с общественной и личной активностью. Однако, студенты с общественной активностью опережают все другие подгруппы по пяти шкалам. Не смотря на количественные различия, статистически значимые различия обнаружены только по 4-ой шкале между молодыми гражданами с общественной активностью и студентами с личной активностью на уровне р<0.05, а также между «пассивными» и «эгоистами» по шкалам 3 и 4 (уровень значимости р<0.05). У «пассивных» показатели достоверно выше, чем у «эгои- стов».
Полученные данные можно объяснить тем, что студенты, имея сугубо личные интересы недостаточно ориентированы на других людей, не понимают их (или не хотят их понимать). Сосредоточенность на себе, на своих интересах, вероятно, мешает таким студентам принимать непохожих на себя людей. Студенты с эгоистической активностью продемонстрировали наиболее низкую толерантность к правам квир-сообществ, чем студенты других подгрупп.
Рис. Показатели гражданской идентичности у трёх подгрупп
Примечание. Шкалы гражданской идентичности: 1 - Политические права; 2 - Либеральные ценности; 3 - Права этнических меньшинств; 4 - Права сексуальных меньшинств; 5 - Права лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); 6 - Права обездоленных; 7 - Отношение к России; 8 - Общий балл ГИ
Молодые граждане с высокой социальной активностью отличаются адекватным высоким уровнем толерантности и безусловного принятия самобытности и разнообразия людей, ценят других за их человеческие позитивные качества, готовы поддерживать и помогать им, участвовать в их жизни. Возможно, это связано с тем, что студенты с общественной активностью шире и содержательнее взаимодействуют с разными людьми. Они принимают разные типы взаимоотношений между мозаичным большинством и независимым меньшинством, понимая, что такая форма общения способствует эффективной совместной деятельности, способствует солидарности и объединению молодых граждан Российской Федерации. В Центре молодежных исследований НИУ ВШЭ отмечают, что в последнее время солидарность - как ценностное предпочтение является более важным, чем культурная принадлежность. Ключевыми ценностными векторами являются: гендер, ксенофобия, патриотизм, здоровый образ жизни. Молодые люди объединяются по интересам, связанные со спортивными практиками, музыкой, волонтерским движением [6].
Феномен высоких показателей по шкалам в группе «пассивных» студентов требует дальнейшего исследования. Возможно, эти студенты, имея свободное время, много часов проводят в сетевом пространстве, получая информацию о событиях в мире из YouTube, Instagram и других сетевых источников, читая и слушая известных ньюсмейкеров, альтернативных литераторов, популярных блогеров. Опираясь на полученную информацию, молодые люди этой подгруппы, формируют свое мнение, оценки относительно текущих событий, расширяя горизонты информационного пространства и развивая гражданскую компетентность.
Заключение
В положении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации учитываются особенности духовнонравственного и гражданскопатриотического развития современной молодёжи. Это поколение молодых граждан, которые полностью включены в цифровые коммуникации. Они владеют исключительно новыми способами освоения мира и познания себя. Социальные сети диктуют свои правила коммуникации. На смену аннонимности пришла индивидуальность, распространяются практики искренности, поддержки, гражданского участия. Сетевая включенность влияет на выбор каналов коммуникации, на уровень информированности молодых граждан. Обогащая себя знаниями из сетевых источников, студенты накапливают умения и навыки, тесно связанные с социальными, коммуникативными и моральнонравственными компетенциями, позволяющие молодым людям «активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанно- стей в демократическом обществе» [3].
Особую роль в сфере гражданского воспитании молодёжи, формирования жизненной активности играет система образования. Как отмечает А. Асмолов, образование как институт гражданской и профессиональной социализации обеспечивает развитие человеческого ресурса, достижения личного и профессионального успеха, развитие норм толерантности как основы формирования культурной и гражданской идентичности [4]. Вариативное образование, «педагогика достоинства» (термин А. Асмолова), направлено на поддержку разнообразия. Его гибкость, его возможность расширения доступности к знаниям обеспечивает социальное равенство групп и отдельных личностей с разными стартовыми возможностями. Такая педагогическая культура создает пространство для позитивных общественных перемен в условиях растущего социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашей страны.
Библиографический список
- Акимова М.К., Горбачева Е.И. Нормативный подход в диагностике: обоснование и разработка методики // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2013. – Т. 6. № 2. – С. 45-56.
- Акимова М.К., Персиянцева С.В., Перевощикова Г.С. Взаимосвязь гражданской идентичности и выбора жизненных стилей молодыми россиянами // Инновации в образовании. – 2017. – №11. – С. 99-107.
- Асмолов А.Г. О приоритетах государственной образовательной политики России // Российский психологический журнал. – 2005. – Т. 2. № 2. – С. 72-83.
- О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений РФ: инструктивно-методическое письмо Министерства образования Рос. Федерации от 15 января 2003 г. №13-51-08/13. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=413046;d... 93379934356
- О молодёжной политике в Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 23 декабря 2020 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 25 декабря 2020 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300003.
- Омельченко Е.Л. Уникален ли российский случай трансформации молодежных культурных практик? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2019. – №1. – С. 3-27.
YOUTH POLICY AND LIFE ACTIVITY OF YOUNG CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION
S.V. Persiyantseva1,2, Candidate of Psychology Sciences
1 Russian State University for the Humanities
2 Psychological Institute of Russian Academy of Education (Russia, Moscow)
Keywords: youth policy, youth community, civic values, life activity.
Комментарии
Добавить комментарий