Разделы психологии:
Александр Владимирович Морозов, главный научный сотрудник «ИУО РАО», д.п.н., профессор
Необходимость адаптироваться к новой жизни в условиях социальной нестабильности требует от современного педагога умения действовать при изменениях, которые произойдут в мире и в его жизни в результате его активных действий или его идей, воспринятых и реализованных другими людьми. Успех и реальные достижения современного педагога, положительная оценка его действий членами социальной группы, к которой он принадлежит, будут определяться на основе прогнозирования им тех изменений, которые произойдут в результате активных действий.
В условиях социальной нестабильности в качестве важного фактора эффективности и гармоничности деятельности выступают изменения в мышлении во взаимосвязи с изменением мотивов поведения педагога и его ценностных ориентаций.
Преобладание положительной мотивации определяет стиль поведения педагога:
- он в большей степени учитывает объективные условия деятельности;
- активно ищет выход из сложных ситуаций;
- адекватно реагирует на неудачи;
- оказывается более изобретательным в создании программы достижения цели [3].
Новая ситуация в обществе и системе образования требует подготовки педагога нового типа, способного эффективно и продуктивно работать в постоянно изменяющихся условиях. Преподавателю сегодня необходимо не только обладать высоким уровнем общей культуры, психолого-педагогической компетентностью, но и нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических ситуаций, организовывать свою деятельность на инновационной, творческой основе.
В условиях структурной перестройки и совершенствования содержания всей системы образования на современном этапе развития общества в России возникает необходимость активного поиска новых резервов качественной подготовки специалистов, и, в первую очередь, педагогов [1].
Для того, чтобы современное образование XXI века стало подлинно человекопреобразующим, оно должно, по своему содержанию и организации, быть обращѐнным к «внутренним сферам» человека, вызывая у него беспокойное самоосознание, «личностное удивление» собственной сложностью и противоречивостью и ответственное самопреобразование, перерождение самого себя. Но для этого человеку важно понимать и принимать себя, определять перспективы своего самопродвижения в развитии, видеть и использовать собственные интеллектуальные, эмоциональные, духовно-нравственные резервы, средства самоактивизации и самообновления. Иначе говоря, сегодня особенно актуализировались системные знания в области самоосуществления, самопреобразования человека [5].
Любая образовательная система надѐжно функционирует лишь при наличии соответствующего ей профессионала [2]. Согласно проведѐнному нами исследованию, коренные изменения в высшем педагогическом образовании должны быть связаны с подготовкой именно нового типа специалиста. Понятие «новый тип специалиста» выступает феноменом, отражающим принципиально новые социально-ценностные и нравственно-психологические ориентации общества, современные тенденции в развитии науки, построении и функционировании системы непрерывного образования с учѐтом накопленного мирового и отечественного опыта.
В нашем понимании новый тип специалиста-педагога – это личность, в которой органично сочетаются высокий профессионализм, социальная зрелость и творческое начало. Новый тип специалиста-педагога – это образ и образец культуры, а потому к числу его основных качеств должны быть отнесены разработанность оценочных суждений, глубина научных познаний, способность к диалогическому общению, творческая активность и самостоятельность.
Подготовка такого специалиста связана с сущностным изменением методологии образовательного процесса и созданием эффективной среды обучения. В качестве ведущего фактора этих изменений следует рассматривать личностное начало, что предполагает новую систему отношений в образовании, когда детерминированная социальными условиями личность сама выступает определяющей стороной отношений, влияет на формирование духовных связей, самоопределяется в выборе жизненных смыслов и траектории образования.
Для построения обучения в вузе с доминирующей ориентацией на подготовку творческой личности имеются достаточные исходные предпосылки. Однако, современные концепции развивающего обучения находят применение на практике пока лишь как дополнения к тому, что прочно сложилось в многовековой теории обучения. Вопрос стоит не о совершенствовании процесса обучения в вузе, а о коренном его преобразовании. Теория и практика подготовки специалистов должны обновиться во всей своей системе.
Цель современного образования – развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу; включение еѐ в социально-ценностную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования (в частности, повышения квалификации) за пределами институциализированных образовательных систем.
Главная цель инновационного образования – сохранение и развитие творческого потенциала человека. Однако, сегодня недостаточно творчества и проектирования. Образование должно быть пронизано общечеловеческими ценностями. Для этого, в первую очередь, необходимо сделать так, чтобы оно развивало гармоничное мышление, основанное на сочетании внутренней свободы личности и ее социальной ответственности, а также терпимости к инакомыслию [4].
Основная цель высшего образования: формирование специалиста – профессионала и творческой личности человека – гражданина, умеющего глобально гуманистически мыслить и локально созидающе действовать.
В ходе профессионального становления современного педагога огромную роль играет профессиональный образец – личность профессионала, на которую ориентируются. По нашему глубокому убеждению, для развития креативности, как определяющей для педагога способности к модернизации существующих сегодня педагогических процессов, внедрению новых педагогических технологий и инноваций, необходим определенный уровень сопротивления среды и поощрение таланта.
Предпринятое нами исследование позволило выявить ряд ведущих тенденций инновационной подготовки:
- тенденция зависимости формирования инновационного поведения от степени развития профессиональной свободы, еѐ творческой самореализации;
- тенденция открытости, обращѐнности к наследию;
- тенденция создания гибких саморазвивающихся систем профессиональной подготовки [4].
Успешность инновационного поведения во многом зависит от освоения определенного уровня культуры, способности активного вхождения во взаимодействие с социальной средой. Процесс формирования креативности состоит из ряда этапов и сопровождается овладением инновационной деятельностью путем подражания образцам творческого поведения. Наличие такой подражательной способности обеспечивает легкость вхождения в профессиональную деятельность, повышает уровень ее освоения, снижает число «проб и ошибок», определяет продуктивность и оригинальность.
Важное педагогическое требование к креативному образовательному процессу – непрерывность, преемственность и включение обучающихся в активную образовательную среду, в самостоятельное управление творческим процессом. Креативный образовательный процесс предоставляет возможность каждому обучающемуся на любом образовательном уровне не только развить исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать объективную самооценку.
Современный образовательный процесс должен быть направлен не только на освоение эмоционально-ценностного опыта, обеспечение относительной адаптированности личности к социальной и природной сфере, но также способствовать самореализации и раскрытию духовного потенциала личности педагога. Являясь творческой по своей сути, инновационная деятельность стимулирует в педагоге потребность в самовыражении через творчество [6].
Социальный заказ на исследование механизмов развития творческого потенциала личности обусловил особую актуальность проблемы креативности. Динамическая личностная характеристика творчества выражается в креативности и еѐ основных показателях. Однако, парадокс заключается в том, что если креативность является научно установившейся категорией в психологической и педагогической науках, то само понятие «креативность» ещѐ не нашло достойной дефиниции в соответствующих словарях и не имеет достаточной научной интерпретации в психологии творчества. Кроме того, несмотря на то, что проблема креативности изучается достаточно интенсивно: десятки научно-исследовательских работ, в той или иной степени, затрагивают различные аспекты творческости – до сих пор не сложилось единого взгляда как на саму проблему, так и на различные прикладные вопросы, к ней относящиеся. Характеристики креативности связаны с комплексом психических свойств, проявляющихся в определенной продуктивной или профессиональной деятельности [5]. Предпринятый нами теоретический анализ исследования креативности позволяет выявить общие закономерности и особенности реализации их в профессиональной андрагогике. Мы исходим из системной трактовки креативности как ценностно-личностного, многоуровневого образования в отличие от рационалистических представлений о креативности, как о сугубо интеллектуально-эвристическом качестве личности.
креативность как ценностно-личностная созидательная категория, которая, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом еѐ самоактуализации, выражается не столько многообразием имеющихся у личности знаний (как социально закрепленных стереотипов, выраженных в правилах и законах), сколько восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем [5].
На сегодняшний день в России, как, впрочем, и во всѐм мире, нет единой общепринятой и общеприемлемой системы обучения творчеству. Современная действительность актуализирует необходимость оперативного решения данной проблемы в условиях образовательной системы.
Список литературы
- Андреев В.И. Педагогика для творческого саморазвития. – Казань, 1996.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т./ Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.
- Морозов А.В. Гуманность как основа духовно-ориентированного подхода к профессиональной деятельности в контексте объективной психологии В.М. Бехтерева // Образование и саморазвитие. – 2015. – № 3. – С. 178-183.
- Морозов А.В. креативность как основа инновационной активности и профессионализма современного руководителя // Психология в экономике и управлении. – 2014. – № 1. – С. 125-129.
- Морозов А.В. креативность как основа творческой компетентности современного специалиста // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2011. – № 3. – С. 73-76.
- Рындак В.Г. Формирование творческого потенциала учителя (теория и диагностика). – М., 1994.
Комментарии
Добавить комментарий