Разделы психологии:
Ильина Н.В. Москва, МГПУ
В настоящее время перед дошкольным образованием встает задача воспитать в ребёнке не только творческую, всесторонне развитую личность, но и гибко ориентирующуюся в постоянно меняющейся действительности, готовую осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности дошкольников, которая является одной из самых актуальных, поскольку его взаимодействие с окружающим миром возможно благодаря собственной активности и деятельности. Поэтому современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.
Один из ведущих учёных в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков [7], справедливо подчёркивает, что необходимо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике. Известно, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочноисследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов, объектов и явлений окружающего мира.
Развитие познавательной активности представляет собой качественные изменения, отражающиеся в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.
В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова [2], М.И. Лисина [4] и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович [1]), общий уровень развития активности и др. Изучение этого вопроса заставляет обратить внимание на ситуацию, в которой происходит развитие ребенка, и социальные нормы, обуславливающие развитие. Поэтому особенно актуальным нам представляется изучение развития познавательной активности внутри рамок, которые определяет общество.
Работы Н.Н. Поддьякова [7], А.Н. Поддьякова [6], М.И. Лисиной [4], А.М. Матюшкина [5] позволяют утверждать, что познавательная активность проявляется в различных формах, особыми формами познавательной активности являются любознательность и познавательный интерес. Познавательная активность является процессом осуществления творческого исследовательского поиска, отсюда можно определить что, основной линией педагогической работы с детьми должно быть формирования у них творческого отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Творчество – одна из наиболее содержательных форм психической активности детей; основным путем формирования творчества у детей является создание взрослыми проблемных ситуаций, постановка творческих задач. При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в ходе интеграции различных образовательных областей в условиях дошкольного учреждения.
Поэтому в проведённом нами исследовании была поставлена цель: определить педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения их составлению и отгадыванию загадок. В эмпирическом исследовании использовались следующие методы: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, анализ детских работ. Опытная работа проводилась на базе ГБОУ детский сад № 1350 Северо-Восточного образовательного округа города Москвы, ею было охвачено 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет.
В качестве критериев познавательной активности рассматривались следующие умения:
- анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, их связи, отношения;
- синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать характер изменений в зависимости от несущественных факторов;
- сравнивать, обобщать;
- рассуждать, делать умозаключения, выводы;
- предоставлять аргументы и доказательства.
В результате проведённого эмпирического исследования были сформулированы следующие выводы. Успешным для развития познавательной активности, её критериев и показателей может стать применение загадок как проблемных задач, которые направляют детей на познание окружающего мира. Придумывание загадок способствует умственному развитию ребенка. Играя в загадку, ребенок сдает экзамен на сообразительность, где выясняется, как хорошо он знает признаки, свойства, качества предметов и явлений. Загадка учит образности и нестандартности мышления.
При отборе загадок для дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень развития, жизненный опыт детей, а также ряд требований:
- доступность загадки для детей;
- учет достаточно полных представлений детей о том или ином предмете или явлении;
- учет степени трудности логической задачи; характера умственной операции, которую предстоит совершить ребенку; сложность художественного образа и речевой формы загадки;
- по содержанию, логике и форме загадки должны быть для детей занимательны, правдивы, грамотны, художественно полноценны.
Анализ опытной работы выявил следующие особенности и трудности детей при решении проблемных задач (загадок) вне условий специального обучения:
- недостаток представлений о загадываемом предмете, явлении;
- невнимательность и рассеянность при прослушивании загадок;
- частое неПонимание образных сравнений или их игнорирование;
- неумение анализировать и проводить синтез известных признаков, свойств и качеств предмета или явления;
- нечеткая, неясная формулировка доказательств;
- неумение делать выводы, обобщения.
Разработанная методика обучения детей составлению и отгадыванию загадок позволила сделать вывод, что загадки как средство развития познавательной активности детей будут эффективны при условии:
- применения их в качестве педагогического средства на всех этапах обучения; предоставления возможности детям самостоятельно составлять загадки на любую тематику;
- применения их как средства ознакомления детей с новыми предметами и явлениями окружающей действительности.
Опытная работа оправдывает себя в силу того, что дает возможность: активизировать обследовательские действия детей, их личный опыт, внимание, речь, наблюдательность; сочетать активизацию мыслительных процессов и практическую деятельность; помогает ребенку увидеть новые качества, свойства, взаимосвязи, отношения предметов и явлений.
В результате исследования были определены педагогические условия для развития познавательной активности с использованием загадок: организация познавательного поиска детей; создание обогащенной предметнопространственной среды; обеспечение детям возможностей для интересного и нетрадиционного выполнения заданий; обучение детей конструированию загадок и приемам их решения; предоставлление детям возможности для самостоятельного и коллективного составления и отгадывания загадок в повседневной жизни и на занятиях.
Список литературы
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 464 с.
- Годовикова Д.Н. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1986. – №10. – с. 56-62.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1976. – 127 c.
- Лисина М.И. Общение, личность и психология ребенка. – М., 1997. – 200 с.
- Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. – 1982. – №4. – с. 30-35.
- Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000. – 187 с.
- Поддьяков Н.Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. – Нижний Новгород, 1999. – 250 с.
Комментарии
Добавить комментарий