Социально-педагогические аспекты гендерного воспитания мальчиков младшего школьного возраста в условиях отцовской депривации

Разделы психологии: 

МАЗУРОК Ирина Афанасьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Института повышения квалификации и переподготовки кадров Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, г. Гомель.

Теоретически гендерный подход в образовании базируется на убеждении, что биологические различия не являются определяющими для формирования психологических и социальных характеристик женщин и мужчин. Решающую роль в формировании гендерных различий играет не биологический пол, а те социальные и культурные смыслы, которые общество приписывает анатомическим различиям. Соответственно, миссия гендерного подхода в образовании – это освобождение образовательного процесса и школьной среды от наиболее жестких стереотипов, расширение образовательного пространства для проявления индивидуальности и развития личности каждого ученика/ученицы, воспитание их в духе равноправного (эгалитарного) партнерства женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности [1].

Для реализации гендерной политики в стране активно привлекается и система образования. Вышедший в 2011 г Кодекс об образовании лишь еще более утвердил это направление как важный компонент воспитания. Гендерное воспитание является одним из важнейших направлений в системе воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью. В «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» среди приоритетных направлений выделено гендерно-семейное воспитание, направленное на формирование у учащихся представлений о роли и предназначении мужчины и женщины в современном обществе, на развитие у подрастающего поколения ценностного отношения к семье и воспитанию детей.

Гендерный подход в образовании связан с решением целого комплекса задач:

  • выявить педагогические аспекты процесса гендерной социализации девочек и мальчиков как субъектов школьного воспитания, влияния сложных и многонаправленных взаимодействий с родителями, сверстниками, педагогами, материалом школьных учебников и курсов на становление гендерной идентичности индивидов обоего пола;
  • проанализировать роль школы как социального института в гендерной социализации подрастающего поколения, способствовать ликвидации дискриминации по полу, преодолению наиболее жестких гендерных стереотипов в педагогической школьной практике;
  • обосновать закономерности и методики педагогического влияния учителя на гендерные идентичности учеников, чтобы в процессе педагогического взаимодействия, корректируя влияние среды, расширять их индивидуальные возможности самореализации.

Целью применения гендерного подхода в образовании выступает изменение традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия. В результате внедрения гендерного подхода в образование будут созданы условия для роста самосознания и возможностей самореализации растущей личности с андрогинным набором характеристик [3, с.93].

Гендерный подход в воспитании ставит своей целью создание условий для воспитания подрастающего поколения, в которых, согласно А.В. Мудрику, «развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт; относительно безболезненному приспособлению подрастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе и эффективному полоролевому обособлению в социуме» [4, с.16].

Сущность гендерного подхода в воспитании заключается в индивидуальном подходе к формированию у подрастающего поколения и последующему проявлению у ребенка гендерной идентичности. С позиции данного подхода гендерная идентичность не является единообразной, жесткой, одинаковой для всех мужчин и женщин в рамках своего пола, признается множественность, индивидуальность, пластичность гендерных различий. Это значит, что в процессе воспитания должна быть решена задача индивидуализации гендерной идентичности и изучения субъективных смыслов создания той или иной модели идентичности каждым воспитанником [5, с. 98-100].

Гендерная социализация мальчиков имеет свои особенности. На всех этапах формирования гендерной устойчивости мальчикам требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу (мальчикам, опираясь на культурные стандарты маскулинности и образцы поведения значимых взрослых мужчин, приходится преодолевать первичную феминную идентификацию, которая формируется под влиянием матери в первые годы жизни).

Ведущими психологическими механизмами гендерной социализации являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения), осознание половой социальной роли (теория когнитивного развития) и социальные ожидания (новая психология пола) [2]. По имеющимся в психологической литературе данным отсутствие участия отца в жизни и воспитании ребенка оказывает серьезное влияние на личностное становление мальчиков, на усвоение культурных ценностей, развитие чувства ответственности, способность к эмпатии и т.п.

Несмотря на наличие мужской гендерной нормы эмоциональной твердости, существует мнение, что именно участие отца в заботе о детях, его эмоциональная включенность в процесс их развития приводит к более гармоничному развитию эмоциональной сферы мальчиков. При этом особую актуальность эта проблема приобретает в связи с постоянным ростом числа неполных, прежде всего, материнских семей, где развитие ребенка протекает в особых средовых условиях, вызванных отцовской депривацией.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты. Они отмечают, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому, и они не хотят вспоминать то, что пытается привить им мать. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестком. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызений совести. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки [2, с.134].

В условиях учреждения образования деятельность социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков, включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры матери.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с ребенком; применение физических наказаний и др.

Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения матери по следующему кругу вопросов: роль матери в формировании у ребенка адекватного поведения в отношении к сверстникам; воспитание ребенка в семье с учетом пола и возраста; поощрение и наказание в воспитании детей в семье; трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей; организация режима труда, учебы, отдыха и досуга ребенка в семье; нравственное, физическое, эстетическое, гендерное воспитание детей; развитие представлений об общении в детском возрасте. Наряду с передачей матери такого рода знаний, социальный педагог может организовать практические занятия, помогающие в значительной мере упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус.

Формы и методы деятельности социального педагога при работе с матерями и детьми могут быть различны и зависят от целей и задач каждого конкретного мероприятия. По гендерному воспитанию мальчиков младшего школьного возраста используются такие методы, как:

  • методы формирования сознания подопечного (объяснения, разъяснения, познавательно-развивающие этические беседы, диспут, метод примера, работа с литературой и т.д.);
  • метод организационной деятельности и формирование позитивного социального опыта (упражнения, специально организованные проблемные ситуации, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж);
  • методы стимулирования и мотивации деятельности (эмоциональное воздействие, игровые методы, игры театральные, имитационные, сюжетно-ролевые, драматизации, с элементами ритуалов, сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации и т.д.);
  • методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности, самоанализ и др.);
  • диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа, анкетирование, мониторинг);
  • профессиональное взаимодействие (информирование, консультирование, включение в социально-полезную трудовую деятельность);
  • организация социально-педагогического процесса (организация профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными).

Для матерей используются такие формы и методы, как:

  • беседы с матерью, цель которых – способствовать формированию навыков воспитания мальчиков, обеспечить знаниями о гендерном воспитании мальчиков в условиях отцовской депривации;
  • вечер вопросов и ответов – проводится после опроса, анкетирования матерей по проблемным вопросам, возникшим при воспитании мальчиков. Кроме социального педагога приглашаются и другие специалисты в этой области;
  • родительские конференции по обмену опытом матерей-одиночек по воспитанию мальчиков. Можно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов, вызывающих наибольший практический интерес;
  • диспут-размышление по проблеме воспитания, эта одна из интересных форм повышения педагогической культуры матерей.

При работе с детьми и семьей в целом эффективны такие формы работы:

  • субботники с привлечением мужчин, цель которых – познакомить мальчиков с проявлением мужского характера, мужественности. Дать возможность понять, что должен делать мужчина;
  • экскурсии для мальчиков в музей военной техники и боевой славы, цель данного метода – сформировать у мальчиков желание к проявлению мужественности;
  • сопровождение мальчиков мужчинами в театр, кино; цель – сформировать у мальчиков на примере навыки мужского поведения;
  • туристические походы; цель – сформировать навыки мужского поведения;
  • спортивные секции (футбол, волейбол, бокс, карате, тренажерный зал); цель – формирование у мальчиков тяги к мужским видам спорта.

Представленные методы и формы мероприятий предполагают участие в них родителей мужского пола из других семей. Мужчины-отцы с удовольствием готовы уделять внимание мальчикам в достижении и формировании личности будущего мужчины.

Таким образом, подсказанная матери система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи. Существующие проблемы в семье могут быть связаны с неправильно выбранными тактиками семейного воспитания. Тогда социальный педагог помогает осознать особенности таких негативных тактик, как «диктат», «опека», «конфронтация», «мирное сосуществование», и помочь овладеть позитивной тактикой семейного воспитания, так называемой «тактикой сотрудничества».

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом; психолог посредством психологических тестов и других методик выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт проводит лечение.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести в достоинства, нарушение доверия. Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам с использованием мужских видов работы, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению мужской домашней работы, «клубов знакомств», летнего отдыха и другое. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Такая помощь оказывается любому члену семьи, в том числе и детям, с которыми плохо обращаются или о которых не заботятся.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях: советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия матери и ребенка в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между семьей и специалистами, работающими с ней. В то время как медики заняты лечением, психологи – восстановлением психики, социальный педагог помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с семьями, испытывавшими затруднения в воспитании мальчика, с организациями, способными предоставить необходимую помощь.

В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьей, как патронаж. Это одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями. Патронаж позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические. Наряду с индивидуальными консультативными беседами могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги. Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Образовательные тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивает активность и уверенность родителей.

Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе.

Список литературы

  1. Захарова С.Н. Гендерное воспитание детей и учащейся молодежи: учеб.-метод. пособие / С.Н. Захарова, В.В. Чечет. – Минск: БГУ, 2011. 119 с.
  2. Клецина И.С. Гендерная социализация: учебное пособие / И.С. Клецина. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 92 с.
  3. Кон И.С. Российский мужчина и его проблемы / И.С. Кон // Гендерный калейдоскоп / И.С. Кон. – М.: Академия, 2002. С. 268-297.
  4. Титаренко Л.Г. Гендерная социология: учеб.-метод / Л.Г. Титаренко // Комплекс для студентов фак. философии и соц. наук по спец. Е 23 01 05 «Социология». Минск: БГУ, 2003. 431 с.
  5. Шустова Л.П. Подготовка педагогов к гендерному образованию и воспитанию детей / Л.П. Шустова // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 2. С. 98-100.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

12 апр 2016

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Мазурок И.А. Социально-педагогические аспекты гендерного воспитания мальчиков младшего школьного возраста в условиях отцовской депривации // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всер. науч.-прак. конф., 12-13 апреля 2016 г., Москва, МГПУ / под ред. О.И. Ключко. – Текстовое электрон. издан. – СПб.: НИЦ АРТ, 2016. – С. 338-344.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки