Л.Р. Сибгатуллина (Казань) - психолог ФГАОУ ВО КВТККУ.
В современной психологической науке наблюдается недостаточная изученность феномена суеверности, в частности, ее выраженности среди молодежи, получающей высшее образование. Молодые люди составляют основу будущего общества, а получение высшего образования подразумевает формирование и развитие научного мировоззрения, которое, на наш взгляд, является антагонистичным магическому мировоззрению и суеверности как его проявлению. На особенности мировоззрения личности в социуме в большей степени оказывают влияние социальные нормы и культурные ценности конкретного типа поселения.
Исследованием суеверности и суеверий занимаются такие ученые, как Д.С. Григорьев, Н.Н. Измоденова, Ю.В. Саенко, М.Ю. Строгальщикова и др.
Основываясь на исследованиях вышеперечисленных ученых, мы можем дать определение феномену суеверности как характеристике мировоззрения человека, его особому отношению к реальности. На наш взгляд, ближе всего к данному феномену в современной психологии находится категория «веры». А. М. Двойнин дает следующее определение веры: «Вера – это внутреннее отношение личности, мифологизирующее отношение человека к действительности» (Двойнин, 2011). Суеверность в данном контексте может рассматриваться как частный случай веры, поскольку она также подразумевает внутреннее отношение личности к происходящему и мифологизирует (опосредует) его отношение к действительности. В отличие от религиозной веры, сутью которой является убежденность в существовании сверхъестественного, всемогущего Бога, который влияет на жизни людей и события, происходящие в реальности, сутью суеверности является убежденность в наличии причинно-следственной связи между различными событиями и отдельными действиями (или бездействием) человека и возможными неприятностями, которые с ним произойдут в будущем, а также убежденность в существовании различных сверхъестественных существ (привидений, духов и т.д.) и их способности влиять на жизнь людей. Таким образом, суеверность и религиозная вера с точки зрения психологии должны быть не противопоставлены друг другу, а рассмотрены как различные проявления феномена веры.
Н.Н. Измоденова указывает на то, что суеверия относятся к социальным представлениям или к формам коллективного сознания, которые формируются в процессе совместной жизнедеятельности людей. Суеверия понимаются ею как предрассудки, представляющие собой веру в какие-либо потусторонние силы, содержащие допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса (Измоденова, 2013).
Ю.В. Саенко предлагает выделять 3 аспекта суеверий: когнитивный (категоризация и предвидение возможных последствий незнакомых событий), аффективно-мотивационный (эмоциональное переживание тех или иных событий) и поведенческий (ритуальные символические действия, необходимые для защиты) (Саенко, 2006).
Согласно А.В. Мудрику, для сельских поселений характерны традиционные черты, такие как размеренный ритм жизни, неторопливость и сохранение элементов природосообразности (Мудрик, 1997). Также в деревнях наблюдается выраженный контроль социумом жизнедеятельности человека. В селах поддержание традиций является ценностью, а пренебрежение ими влечет осуждение со стороны окружающих. Все вышеперечисленные особенности являются важными составляющими уклада жизни сельского жителя.
Что же касается города, то такой тип поселения отличается концентрацией большого количества жителей, характерной дифференцированностью социально-профессиональной и этнической структуры населения (Ярушкин, Сатонина, 2007), т.е. на ограниченной территории могут проживать представители разных культур и национальностей.
Исходя из культурных различий представителей сельской и городской студенческой молодежи, мы предполагаем, что студенты, проживающие и обучающиеся в городе, и студенты, приехавшие из сельской местности на обучение в город, имеют существенные различия в мировоззрении и уровень их суеверности также может разниться.
Нами было проведено исследование с целью сравнить выраженность феномена суеверности, а также ее структурную организацию у представителей сельской и городской студенческой молодежи. В исследовании приняли участие 245 человек, из них 167 – проживающих и обучающихся в городской местности и 78 – приехавших из сельской местности на обучение в город. В качестве испытуемых выступали студенты – бакалавры в возрасте 18–25 лет, обучающиеся в Казанском (Приволжском) федеральном университете, Новосибирском государственном педагогическом университете, Чувашском государственном университете и Ярославском государственном университете. Исследование проводилось с использованием сети Интернет, все методики были переведены в гугл-форму и рассылались испытуемым по электронной почте.
В работе были использованы следующие методы и методики: анализ научной литературы, методы математико-статистической обработки данных, анкетирование, «Опросник суеверности» И.Р. Абитова, опросник «Шкала веры в паранормальное» Дж. Тобасика.
Все полученные данные были проверены на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова–Смирнова. Выяснено, что распределение данных можно отнести к нормальному и, следовательно, можно использовать параметрические критерии для выявления взаимосвязей и различий. Использовались статистические методы обработки результатов, включающие вычисление коэффициентов Пирсона и Стьюдента, корреляционный анализ.
При использовании критерия Стьюдента у студентов, проживающих в сельской местности, выявляются более высокие показатели по шкале «традиционная религиозная вера» (р≤0,05; t=2,139) и «колдовство» (р≤0,05; t=2,124).
На следующем этапе обработки эмпирического материала выяснялась структурная организация исследуемых показателей. При использовании коэффициента корреляции Пирсона выявлено, что в группе городской молодежи показатель «традиционная религиозная вера» имеет прямые связи с показателями веры в псиспособности (р≤0,01; r=0,455), колдовство (р≤0,01; r=0,671), суеверия (р≤0,05; r=0,464), спиритизм (р≤0,01; r=0,607), экстраординарные формы жизни (р≤0,05; r=0,315), предсказания (р≤0,01; r=0,590), с показателем суеверности (р≤0,01; r=0,519).
При использовании коэффициента корреляции Пирсона выявлено, что в группе сельской молодежи показатель «традиционная религиозная вера» имеет прямые связи с показателями веры в пси-способности (р≤0,01; r=0,378), колдовство (р≤0,01; r=0,546), спиритизм (р≤0,01; r=0,494), экстраординарные формы жизни (р≤0,01; r=0,301), предсказания (р≤0,01; r=0,390), с показателями суеверности (р≤0,01; r=0,292).
Результаты исследования указывают на то, что студенты из сельской местности более привержены догматам традиционных религий, чем студенты-горожане. Более выраженная религиозность данной группы молодежи может быть связана с тем, что поддержание культурных традиций в селах является ценностью, а пренебрежение ими влечет осуждение со стороны окружающих. Устоявшееся мировоззрение ригидно к изменениям.
В обеих исследуемых группах показатели веры в паранормальное тесно взаимосвязаны друг с другом. Это может говорить о единой природе всех верований, диагностируемых с помощью «Шкалы веры в паранормальное». Также показатели традиционной религиозной веры связаны значимыми прямыми связями с показателями других верований: в спиритизм, в колдовство, в предсказания, в псиспособности, в суеверия. Хотя данные типы верований порицаются в традиционных религиях. Это подтверждает наше предположение о том, что религиозная вера и вера в паранормальное, суеверность не противопоставленные друг другу явления, а частные случаи проявления психологического феномена веры. Также обращает на себя внимание наличие значимых взаимосвязей показателя суеверности (по опроснику суеверности И.Р. Абитова) с большинством показателей веры в паранормальное, что подтверждает внешнюю валидность разработанной нами методики.
Выводы
- Феномен суеверности по своему содержанию близок к вере в паранормальные явления, и его можно рассмотреть как проявление психологического феномена веры.
- У студентов, приехавших из сельской местности на обучение в город, более выражена вера в традиционные религиозные догматы, чем у студентов, проживающих и обучающихся в городской местности.
Литература
- Двойнин А.М. Психология верующего: Ценностно-смысловые ориентации и религиозная вера личности. СПб.: Речь, 2011.
- Измоденова Н.Н. Суеверия как способ жизнедеятельности образованных групп населения // Труды Кольского научного центра РАН. 2013. № 6. С. 20–35.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: РАО–МПСИ, 1997.
- Саенко Ю.В. Психологические аспекты изучения суеверий // Вопросы психологии. 2006. № 6. C. 85–97.
- Ярушкин Н.Н., Сатонина Н.Н. Ценности и социально-психологическая адаптация сельской и городской студенческой молодежи // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. «Психология». 2007. № 2. С. 147–152.
Комментарии
Добавить комментарий