Мазанова Анна Евгеньевна – ассистент кафедры общей и клинической психологии; ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; Нижний Новгород,
Ключевые слова: смысл жизни, осмысленность жизни, ценности, смыслоутрата, экзистенциальный вакуум, ноогенный невроз, жизнестойкость.
THE MEANING OF LIFE AS A PERSONAL TOEHOLD AND A REASON OF LIFE TASK PERFORMANCE
Mazanova Anna Evgenievna –Assistant of the Department of General and Clinical Psychology; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Privolzhsky Research Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation Nizhny Novgorod,
Keywords: meaning of life, meaningfulness of life, values, loss of meaning, existential vacuum, noogenic neurosis, hardiness.
Вопросы о смысле жизни по праву могут быть названы традиционными проблемами в психологии, философии, теологии, искусстве. Их задавали себе люди во все времена, и особенное звучание они приобретают в контексте жизненных потрясений, «ярких» событий персонального или социального масштаба, когда происходит актуализация или переоценка ценностей. Современный этап развития общества характеризуется отсутствием стабильности практически во всех сфера жизни - перед человеком ставится сложная задача проявлять гибкость, способность принимать и адаптировать внешние условия, сохраняя при этом внутреннюю целостность и психологическое благополучие. Осмысленность собственной жизни может быть опорой в совершении жизненных выборов и преодолении кризисных ситуаций. Также важно отметить, что «осмысленность» не может выступать лишь теоретическим конструктом или объясняющим понятием, это своего рода активизирующая сила для деятельности человека. Д.А. Леонтьев замечает, что в отечественной культуре и сознании вопрос о смысле жизни является ведущей ценностной ориентацией [4].
А. Адлер считал, что знание смысла дает человеку силы выстоять перед тяжелейшими ударами судьбы. Вне осмысленности человек делается потерянным. По А. Адлеру, помочь найти смысл жизни может решение трех фундаментальных жизненных проблем: профессионального самоопределения и труда; межличностного взаимодействия, сотрудничества; отношений любви, брака, семьи [1].
Для К.-Г. Юнга нахождение и реализация смысла жизни выступает как специфическая потребность человека [12]. Юнг пришел к выводу, что в молодости человек более ориентирован на действия, в зрелости возрастает желание познания смысла жизни. В качестве возможных причин отрицания принципиальной значимости смысла жизни Юнг называл низкий уровень притязаний и социальной адаптации.
Рост интереса к проблемам смысла жизни в западной науке был отмечен в 50-60-е годы прошлого столетия. По мнению исследователей, в первые десятилетия после окончания второй мировой войны для западного общества было характерно ощущение смыслоутраты.
Проблема смысла, безусловно, стала центральной в работах В. Франкла, считавшего, что найти смысл жизни – главная мотивационная сила в человеке; сильная смысловая ориентация способна продлевать и спасать жизнь человека. По В. Франклу каждая жизнь обладает уникальным смыслом, не может быть выделено универсальных смыслов жизни: у жизненного смысла уникален субъект-носитель, неповторима и индивидуальна ситуация обретения смысла и путь как поиска, так и реализации жизненных целей и смыслов [10]. Жизнь можно сделать осмысленной тремя способами: через то, что мы даем жизни (созидание); через то, что мы берем от мира (пользуясь его благами); и в-третьих, через занимаемую нами позицию в отношении судьбы, которую уже нельзя изменить. В. Франкл видел тенденцию утверждения бессмысленности жизни современного человека в экзистенциальном вакууме, который находит проявление в апатии, скуке. Если знание смысла жизни способно сделать ее стоящей, то недостаток этого знания может стать причиной неврозов (например, невроз безработицы). Знание жизненной задачи выступает основным инструментом психогигиены, важнейшим способом выживания и сохранения здоровья. Путеводной звездой в поисках смысла выступает совесть человека (по В. Франклу, совесть – орган смысла).
В качестве угрозы смыслу человеческого существования В. Франкл называет страдание, вину и смерть («трагическая триада»). Через страдание человек может принять свою судьбу. Вина может быть преодолена искренним раскаянием, ответственностью, переосмыслением. Касаемо смерти, В. Франкл заключает, что «жизнь, недостойная жизни, не существует», вне зависимости от продолжительности жизни любая жизнь может быть наполнена смыслом. Таким образом, любая ситуация, любая преграда может быть трансформирована, преобразована в осмысленную.
В каждой точке жизнь ставит перед человеком новые задачи, сложные выборы и противоречия – жизнь делает вызов, а человек принимает его, а вопросы о смысле своей жизни человек может обратить лишь к себе самому. Дать ответ о конкретном смысле жизни конкретного человека в определенный момент – способность исключительно самой личности, только она и может отыскать предназначение и исполнить жизненную миссию. Ответственность за себя, свою жизнь – это то, в чем логотерапия видит суть человеческого существования [10].
Интересно выделить принципиальные расхождения в понимании смысла жизни у В. Франкла и А. Адлера. Если у последнего смысл жизни – данность уже в первые годы жизни, то для В. Франкла наивысшей целью и задачей человека ставится поиск и реализация смысла своей жизни, когда успех в этом вовсе не гарантирован, а крах неизбежно скажется на развитии личности.
А. Лэнгле, ученик и последователь идей логотерапии В. Франкла, определяет смысл как «контракт с жизнью» [7], содержанием которого является посвящение себя тому, что важно для человека. смысл – это то, что витально важно для человека, смысл приравнивается к ценности. Найти смысл жизни – означает осознать себя в широком контексте мироздания.
Бессмысленность, ощущаемая человеком, по Дж. Бьюдженталю, лишь доказывает, что жизнь не обеспечивает человека смыслами, он их конструирует сам. смысл позднее описывается им как ключ к насыщенной жизни, жизненности. Это своего рода механизм оценки согласования внешних проявлений жизнедеятельности и внутренних ценностей. Сущность бытия – непрерывный процесс субъективного осознания, а утраченное чувство бытия («утраченное шестое чувство») – барьер на пути полноты и включенности в жизнь [3].
В работах С. Мадди смыслоутрата выступает когнитивным компонентом экзистенциального невроза, она проявляется как неспособность быть «участвующим» в процессах жизни, делать выборы, принимать решения, предпочитая путь «служения» диктуемым внешним требованиям.
Оружием в борьбе с потерей смысла и отчаянием от беспомощности перед ударами жизни выступает жизнестойкость. Жизнестойкость представлена вовлеченностью, контролем и вызовом: взаимосвязанными установками, которые определяют взаимоотношение человека и мира [8]. Согласно С. Мадди, особое значение жизнестойкости актуализируется в критических ситуациях жизни. Пациенты с высоким уровнем жизнестойкости оказываются более успешны в принятии и трансформации новых реалий, способны избежать чувства вины и обострения психологических противоречий [8]. Также подчеркивается, что медицинские работники в том числе благодаря жизнестойкости при работе в хосписах, в отделениях, где наблюдается высокая смертность и инвалидизация пациентов, не обнаруживают ощущение бессмысленности жизни и усилий, обреченности, а более открыты для принятия многообразия вариантов человеческого здоровья и жизни в целом. Одним из направлений повышения жизнестойкости является поиск более глубоких смыслов и путей совладания и преобразования действительности.
И. Ялом видел желание понять смысл жизни как способ снять дискомфорт и тревогу неопределенности. Представления о смысле жизни В. Франкла И. Ялом считал излишне религиозными, так как человеку отводится роль поиска и осуществления предначертанных Богом смыслов [13]. Для И. Ялома смысл жизни – важный психологический конструкт, опираясь на свой клинический опыт, он подчеркивает, что смысловые системы имеют особую важность для существования человека. В качестве источников смысла выступают альтруизм, творчество, гедонистические решения (жить полно, принимая ее удивительность и естество), Самоактуализация, самотрансцендирование. Главная цель смысла – снижение тревоги, которая сопровождает конфронтацию человека и мира. Обретение («расшифровка») смысла несет ощущение контроля и упорядоченности в жизни, причем даже если в этой расшифровке человек выглядит незначительным или слабым, это определяется менее болезненным по сравнению с ситуацией неведения. Также наличие осмысленности жизни дает ценностные ориентиры [13]. Система ценностей служит основой поступков, причина поиска смысла жизни заключается не просто в ответе на вопрос «зачем жить», а в «как жить».
К. Обуховский выделяет потребность смысла жизни как необходимое условие функционирования личности, а отсутствие ценностей, определяющих осмысленность жизни, говорит о том, что жизнедеятельность индивида ненаправленна или оценивается негативно, не соответствует его возможностям. смысл жизни выступает атрибутом самомознания. К. Обуховский называет потребность смысла жизни свойством взрослого индивида, наличие смысла жизни оказывает влияние на переход из одной возрастной стадии на другую [9]. По Б.С. Братусю, смысл жизни человека определяется выбором и осуществлением позиции отношения к другим: «Обрывочность и лоскутность» жизни (жизнь без связующего смысла), отчужденность от человечества способны обеспечить отношение к иным людям как к средствам и вещам, а к делам своим – как к диктуемой извне необходимости [2].
В.Э. Чудновским отмечалось влияние смысла жизни на успешность в различных областях деятельности, на переживание полноты жизни, удовлетворенность ею, другими словами, на субъективное благополучие. По В.Э. Чудновскому смысл жизни - идея, «содержащая в себе цель жизни человека, «присвоенная» им и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка» [11]. Таким образом, смысл жизни, в большинстве случаев, определяется именно стремлениями индивида найти компромисс между сферой собственных желаний и сферой объективных ценностей мира.
Проблема смысла жизни имеет тесную связь с субъективной оценкой жизни, ее ценностью, определением цели бытия, мотивами, целеполаганием и выбором жизненного пути и жизненной стратегии, направленностью активности личности, свободой и ответственностью субъекта. В аномалиях неопределенности смысл жизни служит источником выбора жизненных задач, определяет притязания личности и ее активность.
С психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. То, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни) [5]. Человек, вовлеченный в разные жизненные сферы (например, профессиональная, семейная, учебная, волонтерская и пр. деятельность), решая различные задачи, наполняет жизнь богатыми впечатлениями, насыщенностью и интенсивностью, личностными достижениями, что усиливает ценность и значимость, смысл собственной жизни. В противостоянии тому находится отчуждение жизни: действия субъекта переходят в операциональные и функциональные, возникает «формализм», когда активность и поступки лишены значимости, ценности для самого субъекта.
Литература
- Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с англ. - М.: Академический Проект, 2015. 240 с.
- Братусь, Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
- Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. М.: Корвет, 2017. 332с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: смысл, 2003. 487 с.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: смысл, 2006. 18 с.
- Леонтьев Д.А. Экзистенциальный смысл суицида: жизнь как выбор // Консультативная психология и психотерапия. 2008. № 4. С. 58–81.
- Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия: - пер. с нем. - М.: Генезис, 2002.
- Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений. Психологический журнал, 2005. № 6. Т.26. С. 87 – 101.
- Обуховский К. Психология влечений человека: - пер. с польск. М.: Прогресс, 1972. 247 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
- Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М.: МОДЭК, 2006. 767 с.
- Юнг. К.Г. Очерки по психологии бессознательного. Когито-Центр, 2013 352 с.
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Изд-во: Класс, 2015. 576 с.
Комментарии
Добавить комментарий