Л.В. Копосова Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
Ключевые слова: нейроэстетика; тактильность; визуальная тактильность; современное искусство.
До сих пор существует широко распространенный взгляд на искусство как на нечто избыточное, без чего можно было бы обойтись, некого дополнения к естественной функции объекта или события. Дополнения, существующего только для того, чтобы объект выглядел более эстетично. Однако искусство, рассматриваемое в исторической перспективе, всегда было функциональным. Более того, по отношению к древним и традиционным культурам бытовые и эстетические функции объекта нераздельны.
В современном мире искусство активно восстанавливает эту целостность воздействия, восприятия и функционирования. В искусстве, которое принято называть актуальным или современным, значимость эстетической функции отходит на второй план. На первый выходят две другие — коммуникативная и когнитивная.
С начала XX в. исследователями отмечалось, что новые виды искусства активно работают с материальностью, тактильностью. Первоначально это было связано с широким взаимопроникновением восточной культуры, для которой характерна тонкая чувствительность к тактильной составляющей объектов, и европейской. В дальнейшем поиски в области телесности, материальности, вещественности только усиливаются и расширяются различными формами искусства — от инсталляций и перформансов до театра contemporary dance и всевозможных форм science-textile-art и т.д. Эти формы искусства работают с практически выключенными в современном социуме органами чувств и сферами чувствования — тактильными ощущениями, кинетическими ощущениями, тонкостью и необычностью звуковых ощущений, нашим ощущением себя в пространстве и социуме, тонкостью взаимодействия с другими объектами и субъектами социума.
Возможно, таким образом восполняются недостающие структуры этой сферы восприятия, обеспечивающей определенный уровень жизнеспособности, утраченный в силу упрощения, например, одежды и других прикладных объектов, сопровождающих человека в повседневности.
Исследование лежит в поле теории эстетических переживаний и опирается на постулаты, предложенные Семир Зеки [1] и Вилеайнуром Рамачандраном [2], характеризующие деятельность мозга при восприятии объектов искусства. В работе используются данные нейробиологов [3], характеризующие формирование внутреннего образа при восприятии внешних стимулов, соотношения визуального и тактильного восприятия, а также исследования свойств зеркальных нейронов. На примере использования определенных материалов в сценографии театра современного танца и музыке, особенностей их восприятия мы рассматриваем, как зритель или слушатель получает возможность не просто смотреть или слушать, оставаясь сторонним наблюдателем, но втягивается в процесс активного многослойного переживания и таким образом получения нового перцептивного опыта, синтезирующегося с предшествующим личным опытом. В качестве материала для исследования взяты несколько спектаклей театра «Провинциальные танцы», одного из наиболее профессиональных и интересных данс-театров России, и музыка британского композитора Стивена Дэвисмуна.
- Zeki S. Inner Vision: An Exploration of Art and the Brain. Oxford : Univ. Press, 1999. 224 p.
- Ramachandran V.S., Hirstein W. The Science of Art : A Neurological Theory of Aesthetic Experience // J. of Consciousness Studies. 1999. Т. 6, no. 6–7. P. 15–51.
- Marin M.M. Crossing boundaries: toward a general model of neuroaesthetics // Front. Hum. Neurosci. 2015. № 9. 443 p.
Комментарии
Добавить комментарий