Разделы психологии:
Мартынова А.Д. Москва, МГПУ
Контекст мегаполиса предъявляет человеку, не зависимо от возрастных рамок, требования к владению способностью налаживать успешное коммуникативное взаимодействие. В рамках данного требования организовываются исследования, направленные на выявление социальных способностей или взаимодействие данных способностей с различными факторами (личностные особенности, уровень общего интеллекта и т.д.). Не так давно стали появляться исследования, связанные с развитием социальных способностей (Д.В. Ушаков).
В западных и отечественных исследованиях разработаны концепции социального интеллекта. Как правило, их объединяет структура социальных способностей, влияющих на социальное поведение человека (А.И. Савенков, Д.В. Ушаков, В.Н. Куницына, Дж. Гилфорд, А.Л. Южанинова, Г. Олпорт и т.д.). В рамках данного подхода речь идет о развитии способностей, необходимых для успешного социального взаимодействия.
Однако, на наш взгляд, в концепциях интеллекта, в виду специфики направления, не учитывается исследование самого процесса мышления, в рамках которого происходит развитие социальных способностей.
Подход к когнитивным способностям, обеспечивающим социальное взаимодействие, как к познавательному процессу, был представлен в рамках концепции социального мышления, где ключевой момент уделяется роли субъекта в социальном взаимодействии.
Данная особенность интерпретации рассматривает личность как непосредственного участника социальных процессов. Процесс мышления нельзя в чистом виде отделить от личности, «личностный аспект мышления необходимо связан с процессуальным составом мышления (процессами анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования)». В рамках проблемы развития социального мышления речь идет о построении человеком своей траектории развития через «Осознание социально-личностных проблем и путей их решения». Субъектность человека выражается в проявлении активного взаимодействия с социальной действительностью и преобразованием личности. Человек проявляет себя как субъект, как творец своего «уникального» жизненного пути. Раскрытие субъектности человека играет немалую роль в обеспечении процесса продуктивного социального взаимодействия, как и развитие его социальных способностей. Однако остается мало изученной проблема социального мышления как познавательного процесса в рамках отдельного вида мышления.
Подход к социальному мышлению как к познавательному процессу позволяет раскрыть особенности протекания и развития именно познавательного процесса, возникающего при социальном взаимодействии индивида.
Методологической основой социального мышления является отечественное направление изучения мышления.
Принципиальным отличием социального мышления от концепций интеллекта и субъективной концепции является то, что социальное мышление – продукт познавательной активности человека. Однако специфика социального мышления связана с тем, что процесс познания направлен на социальную действительность и представляет собой познавательный процесс, направленный на решение социальных задач.
Под задачей мы понимаем наличие проблемы, в которой заключено противоречие между условиями самой задачи и способами ее решения. Социальная задача представляет собой социальные ситуации, которые вызывают затруднение в их разрешении. Данные ситуации невозможно решить актуальными средствами, что и представляет собой противоречие социальной задачи. Стоит отметить, что данный подход соотносится с пониманием кризиса психического развития Л.С. Выготским. В своем понимании возрастного кризиса он отмечал обязательное наличие противоречий между актуальным уровнем развития психики и социальной ситуацией, которая создается вокруг ребенка. Социальная ситуация развития рассматривается не как постановка задачи, а как цельный комплекс социально-культурных условий, в которых развивается ребенок.
Подход к мышлению как психическому процессу, направленному на решение задач, был освещен исследователями Вюрцбургской школы. Ключевым вкладом в понятие о мышлении было, в первую очередь, описание самого процесса решения задач (У. Джеймс).
Затем процесс мышления был разбит на составляющие: содержательную – работа с условиями задачи; операциональную – процесс выделения методов и средств решения задачи.
Содержательная сторона мышления связана с его динамикой как психического процесса. И представляет собой то смысловое, личностное содержание, которое несет данная социальная ситуация для самого индивида. К. Дункер и В. Келер отметили, что именно на содержательном уровне происходит процесс переструктурирования условий задачи, который получил название «инсайт» или «ага – переживания».
Операциональная сторона мышления связана с динамикой решения задачи и отвечает за процесс решения задачи, подбор методов решения, выстраивание операций выполнения задачи.
И.Н. Семенов дополнил картину мышления, сгруппировав процессы мышления и решения задач по двум основным функциям: регулятивносмысловые функции, связанные с работой над содержанием задач и поиском смыслового подтекста, и реализующие-содержательные функции, связанные с процессом решения задачи. Регулятивно-смысловые функции делятся на рефлексивные и личностные. Реализующие-содержательные – на предметные и операционные.
С точки зрения психологии мышления, социальное мышление, по нашему предположению, обладает теми же функциями и процессами. Личностный уровень представляет собой понимание подтекста социальной задачи как наличие проблемы и противоречия. По отношению к социальным задачам уместно упомянуть, что не все личностные функции протекают осознанно. В понимании скрытого смысла социальной задачи немалую роль играют установки самого человека, бессознательные проявления, к примеру, психологических защит (перенос, отрицание, интеллектуализация и т.д.). Другими словами, особенности личности действительно играют немалую роль в социальном мышлении, однако стоит понимать, что личность влияет именно на процесс понимания содержания задачи, но в рамках этого процесса она себя не исчерпывает.
Рефлексивный уровень выражается в осмыслении, которое рождается на пересечении понимания контекста поставленной задачи, осмысления имеющихся средств для ее решения и понимания возможных новых средств и операций для решения задачи. Рефлексия – целостный процесс, где ребенок во время решения задачи обращается не только к условию самой задачи или в нашем случае к условиям, которые предоставляет социальная реальность, но и обращается к внутреннему опыту для поиска решения. Тем самым способствует выстраиванию целостной модели решения задачи.
Предметные и операционные функции представляют собой поиск средств для решения социальных задач. Данные средства носят не только интеллектуальный характер, но и поведенческий. Разрешение возникших проблем и противоречий осуществляется в социальных задачах на поведенческом уровне, хотя это не исключает роли мыслительных процессов. Опреациональная сторона мыслительного процесса представляет собой не только мышление во внутреннем плане, но и проявляет себя в поведенческом и эмоциональном плане. Социальное мышление в своей реализации захватывает три сферы психики: когнитивную, эмоциональную и поведенческую.
С.Ю. Степанов выдвинул ключевой принцип протекания мыслительных процессов – принцип «полифонического отображения мыслительного процесса». В рамках подхода к социальному мышлению как к познавательному процессу этот принцип позволяет рассматривать мышление, в том числе и социальное мышление, не как линейную структуру, а «как гетерархическую систему (ансамбль) компонентов, измеряющую свою структурную организацию в различные фазы постановки и решения задачи, а динамику этого процесса – как полифонию (многоголосье, полилог) взаимодействующих разнокачественных подструктур, составляющих в целом механизм функционалгенеза (микроразвития) мышления в проблемно-конфликтной ситуации».
В рамках данного принципа мы можем изучать социальное мышление не только как некую линейную структуру, связанную с поиском средств решения задачи и с пониманием самого текста задачи, а как процесс, все составляющие которого отображают фазы решения задачи и проявляют себя неравномерно и нелинейно. Возникающие элементы мышления становятся ведущими, поскольку в данный момент обладают большей значимостью для процесса решения задачи, чем другие. В рамках решения социальных задач человек обращается к своему личному опыту переживаний, к опыту других людей, а также к нормам и правилам общественного поведения. Происходит процесс переосмысления содержания задачи, формирование и работа как с подразумеваемым смыслом, так и с непосредственно отражаемым. Но, даже когда человек приступает к поиску средств решения, смысловая работа над содержанием задачи не прекращается, она временно уходит на менее значимые позиции, но это не помешает ей вновь обрести актуальность в случае неудачного решения задачи.
В рамках психологии мышления скрывается не только описание социального мышления как познавательного процесса, но и возможность обратиться к социальному мышлению как к проблеме осмысления и переосмысления социальных задач.
Рефлексия как переосмысление выступает именно в концепции С.Ю. Степанова и И.Н. Семенова. Процесс рефлексии представляет собой движение смысловых структур мышления ребенка – от подразумеваемых смыслов к актуальным (к содержанию задачи).
Процесс мышления сопровождается формированием двух элементов:
- Смысловые элементы – элементы, способствующие формированию подразумеваемого содержания мышления. Формирование отношения ребенка к проблеме;
- Содержательные элементы – связаны с формированием условий задачи с опорой на актуальное содержание задачи.
Рефлексия – целостный процесс, где ребенок во время решения задачи обращается не только к условию самой задачи или, в нашем случае, к условиям, которые предоставляет социальная реальность, но и обращается к внутреннему опыту (в том числе, на наш взгляд, и к эмоциональному) для поиска решения.
Развитие социального мышления представляет собой рефлексивный процесс работы со смыслами (подразумеваемым смыслом проблемной социальной ситуации) и с его содержанием (актуальными условиями социальной задачи). Процесс рефлексии играет роль не только переосмысления задачи и раскрытия внутренних смыслов ее содержания, но и формирования целостной модели, на базе которой происходит подбор средств для ее решения.
В контексте мегаполиса социальное мышление как познавательный процесс, направленный на решение социальных задач, представляет собой ресурс для изучения и развития познавательной стороны социального взаимодействия, что позволяет расширить понимание механизма обеспечения продуктивного и успешного социального взаимодействия в рамках многообразия культур и личных смыслов.
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А. Психология и Сознание личности: Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с.
- Анцыферова Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б.Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы // Психологический журнал. – 1998. – № 1. – С. 3-15.
- Лунева О.В. Социальный интеллект как категория социальной психологии // Знание. понимание. Умение. – 2010. – №1. – С.146-151.
- Петухов В.В. Психология мышления // Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Спиридонова, М.В. Филикман, В.В. Петухов. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – С. 5 – 28.
- Савенков А.И. Концепция социального интеллекта // Сайт «День за днем» http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=388
- Степанов С.Ю. Развитие рефлексивной культуры госслужащих инновационно-гуманистическими методами. Дисс. докт. психол. наук. – М., 1999. – 535 с.
Комментарии
Добавить комментарий