Разделы психологии:
*Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 15-06-10626
TEXTS OF BIBLIOTHERAPY AND THEIR ADAPTATION
Golzitskaya A.A., researcher Moscow, FSBSI «Psychological Institute RAE»
Использование фильмов применительно к практике психотерапии началось в начале 20-го века с момента появления возможности применения мультимедиа технологий для широкой популяции. Известно исследование Katz (1946), посвященное использованию фильмов в процессе психотерапии в госпитале Св. Елизаветы в Вашингтоне, показавшее, что данная практика существовала к моменту середины 40-х годов уже на протяжении 20 лет. Katz пишет, что основной формой применения кинотерапии являлась групповая. Его предположение содержало допущение, что это было связано с желанием терапевтов иметь возможность воздействовать в эмоциональном ключе сразу на нескольких участников психотерапевтического процесса. Массовая аудитория была наиболее предпочтительна для терапевтов, работавших с ветеранами боевых действий. История данного направления далее развивалась в направлении терапии психических расстройств (Whitmyre, 1958), и лишь к концу 20-го века появляется другая форма использования кинотерапии – индивидуальная, и сфера воздействия расширяется до неклинической популяции.
Первым задокументированным случаем применения кинофильмов в работе с подростками был случай использования фильма «Обычные люди» (Schwary&Redford, 1980) в целях помочь молодым девушкам подготовиться к возвращению домой после проживания с группой сверстниц. Само название “кинотерапия” было предложено лишь в 1990 году Berg-Cross и коллегами для обозначения клинической практики применения популярных фильмов в процессе терапии психических расстройств. Те же авторы впервые связали применение кинотерапии и других креативных интервенций – в частности, библиотерапии, история успешного применения которой к тому моменту насчитывала много десятилетий.
В настоящее время профессионалы, занимающиеся практикой кинотерапии, используют данный подход в более структурированной манере с привлечением конкретных групп пациентов и в определенных терапевтических целях [2].
В рамках работы по методике семейной групповой логопсихотерапии, которая теперь ведется под руководством Н.Л. Карповой [1], на диагностическом этапе активно используется метод библиотерапии. Он подразумевает использование литературных произведений таких известных авторов, как А.П. Чехов, И. Тургенев, А. Маршалл, Р. Бредбери, Г.-Х. Андерсен, Б. Шоу и др. в целях «лечебного перевоспитания» заикающихся участников социореабилитации. Но помимо чтения произведений с нарастающей сюжетной нагрузкой, часто применяется и метод кинотерапии, который базируется на просмотре художественных и мультипликационных фильмов, снятых по сюжетам произведений, уже знакомых участникам СГЛПТ по библиотерапевтической работе.
Так, например, после прочтения сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» к просмотру предлагается либо одноименный рисованный фильм, созданный на студии Союзмультфильм (1956), либо более поздняя версия, режиссером которой выступил Г. Бардин (2010).
Для тех участников социореабилитационного процесса, которые получают задание проанализировать пьесу Б. Шоу «Пигмалион», хорошим примером экранизации произведения может стать картина «Моя прекрасная леди» (1964) (« My Fair Lady») — музыкальный фильм режиссёра Джорджа Кьюкора, созданный на основе пьесы Бернарда Шоу и одноимённого мюзикла Фредерика Лоу. Также к просмотру рекомендуется кинофильм «Поллианна» («Pollyanna») — снятый в 2003 году по одноимённому роману Элеанор Портер. С этим произведением участники семейной групповой логопсихотерапии знакомятся уже после прохождения этапа активной логопсихотерапии.
Механизмы, за счет которых кинотерапия осуществляет свое воздействие на реципиентов, очень схожи с механизмами, на которых базируется библиотерапия. Основной из них, позволяющий использовать книгу и фильм в качестве психотерапевтического инструмента, заключается в идентификации читателем и зрителем себя и собственной жизненной ситуации с характерами и обстоятельствами, описываемыми автором в произведении или демонстрируемыми на экране. Впервые его описала в 50-х годах XX века C. Shrodes, предположив, что реализация терапевтического эффекта библиотерапии достигается через идентификацию, проекцию, интроекцию, катарсис и инсайт.
Под влиянием художественной литературы, а также сюжетных линий кинокартины, реципиент переживает психологические процессы идентификации и проекции в тот момент, когда разделяет свою проблему и ее обстоятельства с героем произведения или фильма. Отреагирование и катарсис возникают, когда он знакомится с тем, как этот герой разрешает возникшие трудности. инсайт происходит в тот момент, когда читатель и зритель становится способным отразить в своей собственной ситуации и интернализировать продемонстрированное в произведении решение проблемы. Опыт самопознания и самораскрытия, обеспечиваемый чтением библиотерапевтического произведения или просмотром фильма, может быть выдающимся или рядовым, – многое в этом процессе определяется самим пациентом, как и личностный инсайт по поводу проблемной ситуации. Он может наступать с различной частотой и скоростью, – все зависит от личностных особенностей и других характеристик субъекта читательской или зрительской деятельности: его системы видения содержания, жизненного опыта, а также целей, ценностей и потребностей.
Обсуждение мнения, сформировавшегося при просмотре кинофильмов, часто происходит на этапе групповой логопсихотерапии, в рамках проведения занятий по библиотерапии. Это позволяет не только поделиться своими впечатлениями с членами группы, но и использовать их для переструктурирования собственного проблемного опыта, препятствующего, в том числе, более продуктивному речевому общению с окружающими. Кинофильмы становятся терапевтическим средством, позволяющим выходить на новые уровни осознания своих возможностей в рамках взаимодействия с близкими людьми и другими представителями социума.
- Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / Под ред. Н. Л. Карповой. – М.; СПб.: Нестор-История, 2011.
- Powell M. L. Cinematherapy as a clinical intervention: Theoretical rationale and empirical credibility. – ProQuest, 2008.