От экологии детства к психология устойчивого развития

Разделы психологии: 

Панов В.И. ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия

Аннотация. В статье изложены этапы развития экопсихологического подхода к развитию психики за 25 лет существования лаборатории экопсихологии развития: от экологии детства до психологии устойчивого развития.

Ключевые слова: лаборатория экопсихологии развития, экопсихологический подход к развитию психики, этапы, экология детства, психология устойчивого развития. Панов В.И. ОТ ЭКОЛОГИИ ДЕТСТВА К ПСИХОЛОГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (вместо вступительной статьи)

FROM THE ECOLOGY OF CHILDHOOD TO THE PSYCHOLOGY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

(instead of the introductory article)

Panov V.I. Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Abstract. The article sets out the stages of development of an ecopsychological approach to the development of the psyche over the 25 years of the laboratory ecopsychology f development: from childhood ecology to the psychology of sustainable development.

Keywords: laboratory ecopsychology of development, ecopsychological approach to the development of the psyche, stages, childhood ecology, psychology of sustainable development.

Название данной статьи, как и девиз 9-й Российской конференции по экологической психологии, «От экологии детства к психологии устойчивого развития» обусловлены тем, что в этом году Лаборатория экопсихологии развития Психологического института РАО (ныне – Лаборатория экопсихологии развития и психодидактики) отмечает свое 25-летие. Вектор научного развития лаборатории за прошедшие четверть века по сути проходил в направлении от академической темы «Экология детства» к современным вопросам психологии устойчивого развития. По этой причине данная статья посвящена краткому изложению основных этапов нашего продвижения в этом направлении.

Здесь нужно отметить, что впервые словосочетание «экологическая психология» я услышал от Георгия Алексеевича Ковалева, который был учеником А.А. Бодалева. Когда в 1992 году при очередной реорганизации структуры института А.А. Бодалев передал Георгию Алексеевичу свою лабораторию психологии общения, тот переименовал ее в лабораторию экологической психологии. Должен признаться, что я был один из тех, кто над ним иронизировал: «Будешь изучать психологию новогодних ёлок? Или тех, кто их любит и продает?». Но затем и мне пришлось начать заниматься экологической психологией.

Дело в том, что примерно в это же время вице-президент РАО В.В. Давыдов предложил мне стать соруководителем по двум темам: «Одаренный школьник» и «Экология детства», которые разрабатывались на базе Центра комплексного формирования личности РАО в академгородке Черноголовка. В 1995 г. Георгий Алексеевич Ковалев трагически погиб, а перед этим мне неожиданно пришлось создать свою лабораторию, которая с легкой руки В.В. Рубцова была названа лабораторией экопсихологии развития. И задуманную вместе с Георгием Алексеевичем Первую Российскую конференцию по экологической психологии нам пришлось организовывать без него.

Оглядываясь назад на прошедшие четверть века, можно выделить пять этапов (или аспектов) развития эколого-психологической проблематики сотрудниками лаборатории экопсихологии развитии психодидактики[1].

1 этап. Экология детства – сохранение физического (соматического) и психологического здоровья детей от воздействия негативных факторов окружающей среды. При разработке этой темы в 90-е годы прошлого столетия речь шла преимущество о допустимых нормах физико-химических средовых факторов: освещение, состав воздуха, воды и пищи, радиация, в том числе излучение от компьютерных мониторов, которые только начали применяться в учебной работе. Изучение указанных и т.п. факторов относилось больше к физиологической экологии человека, хотя частично и совпадало с предметом психологической экологии, развивающей на стыке экологии и психофизиологии человека. Помимо этого, в рамках экологии детства стала обсуждаться так называемая дидактогения, т.е. нарушения физического и психологического здоровья детей под влиянием неадекватного использования технологий обучения. Надо сказать, что все эти вопросы не потеряли своей актуальности и до настоящего времени. При этом обнаружилось, что проблемы экологии детства нельзя решать не используя и не опираясь на результаты других направлений эколого-психологических исследований [2].

2 этап. Констатация существования разных направлений эколого-психологических исследований, обособленных друг от друга и отличающихся объектом, предметом и методами исследования: педология, психологическая экология, экологический подход к восприятию Дж. Гибсона, психология окружающей среды (инвайронментальная психология), психология экологического сознания, психология глобальных изменений, средовая концепция Бронфенбренера и др. [1; 3; 8].

3 этап. Объединение этих направлений в особую область психологических исследований – экологическую (средовую) психологию, потому что, несмотря на различия в объекте и предмете изучения, их объединяет общая методологическая позиция – использование отношения «индивид – среда» или «человек – окружающая среда (природная, социальная)» в качестве исходной предпосылки для экспликации психических феноменов в качестве объекта и предмета психологического исследования [3].

4 этап. Разработка экопсихологического подхода к развитию психики (экопсихологии развития), позволяющего изучать различные психические феномены (процессы, состояния, сознание и др.) как разные формы и уровни проявления единой по своей природе психики. Суть этого подхода представлена следующими позициями [3; 5]:

  • психика рассматривается как форма бытия, предстающая в качестве объекта изучения в четырех формах своего существования (бытия):

– в собственной форме действительного существования, то есть в феноменологически представленной форме психических процессов, состояний, сознания, способностей и поведения человека (или другого живого существа), находящегося во взаимодействии с окружающей средой. Понятно, что субъектом психической реальности здесь выступает «человек» как первый компонент системы «человек – окружающая среда»;
– в превращенной (опредмеченной) форме действительного существования психологических (личностные, коммуникативные и другие особенности людей, образующих социальную среду), и антропогенных квазипсихологических свойств (качеств) самой окружающей среды, отчужденных от создавшего их человека. В этом случае субъектом или же квазисубъектом психической реальности в такой отчужденной форме выступает «окружающая среда»;
– в становящейся форме (переход психики из «бытия в возможности», по Аристотелю, в «бытие в действительности»), когда становление психических феноменов, как действительной формы существования психики, происходит в результате актуального взаимодействия между между компонентами системы «человек – окружающая среда» или, шире, – системы «субъект психической активности (человек или иное существо) – окружающая среда», «в зазоре» между ними. В подобных случаях психика в качестве объекта исследования и практики предстает в виде продукта становления системы «человек – окружающая среда» как онтологического субъекта порождения актуальной формы психической реальности;
– в виртуальной форме – психика в форме «бытия в возможности», т.е. как формы бытия, имеющей возможность к проявлению себя в виде продукта взаимодействий в системе «субъект психической активности (человек или иное существо) – окружающая среда». Поэтому, в отличие от этого традиционного понимания психики, в рамках экопсихологии развития отношение «человек – окружающая среда» обретает онтологический смысл – как форма бытия и ее становление: самопорождение, самосохранение (развитие и функционирование) и саморазрушение (переход в иную форму бытия, смерть).

Соответственно, в качестве методологического основания для экспликации психики в качестве объекта и предмета используется отношение «человек – окружающая среда (природная, социальная)», которое конкретизируется в виде разных отношений: «индивид – природная среда», «индивид – среда (внешняя, внутренняя)» «индивид – пространственнопредметная среда», «индивид – образовательная среда», «человек – планета», «Я – Другой/ие», «Я – второе Я», и т.п.;

Взаимодействия между компонентами отношения «человек – окружающая среда» различаются по виду и типу. Вид такого взаимодействия задается видом «окружающей среды» как компонента указанного отношения (природная, образовательная, информационная и др.). Что касается типов взаимодействия, то выделены шесть базовых типов экопсихологических взаимодействий: объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектный и субъект-субъектный, включающий в себя субъект-обособленный, субъект-совместный и субъектпорождающий. Экопсихологическими они названы, потому что характеризуют взаимодействия между компонентами отношения «человек – окружающая среда», а базовыми – потому что они универсальны (топологичны) для характеристики и анализа любых взаимодействий человека с любыми видами окружающей среды, а также потому что они позволяют создавать производные от них типы взаимодействий: квазиобъект-квазисубъектные, квазиобъектобъектные и т.д. После того, как было теоретически и эмпирически было показано, что они применимы к анализу взаимодействий с разными видами окружающей среды природной и социальной среды, стало понятно, что более корректно их называть экопсихологической типологией субъект-средовых взаимодействий [5; 6].

На этом же этапе решалась проблема: возможно ли эти достаточно абстрактные рассуждения наполнить конкретным психологическим содержанием? С этой целью в контексте экопсихологического подхода к развитию психики были рассмотрены такие традиционные феномены, как Восприятие движения и формы объектов, психические состояния, одаренность, субъектность, экологическое сознание, интеллектуальное развитие детей в условиях экологически неблагоприятной среды, психология образовательной среды и др. [4; 6; 7 и др.].

5 этап. Экспансия основных позиций экопсихологии развития на другие области научной и практической психологии [3; 5; 7]:

- для развития психодидактического подхода к обучению и развитию обучающихся в школьной и вузовской образовательных средах;
- для анализа и интерпретации эмпирических данных, полученных в социальнопсихологических исследованиях межличностных взаимодействий;
- для разработки методологических предпосылок для создания новой психологической дисциплины – межвидовой психологии, на примерах психологических взаимодействий с растениями, с домашними животными, а также обоснования гипотезы, что ноосфера может рассматриваться как такая же психическая реальность как и мышление, но которая возникает во взаимодействии челов6ечества с планетой [5]; 
- для исследования субъект-средовых взаимодействий в системе «индивид – окружающая среда (природная, социальная)» как необходимого условия реализации психологических целей Концепции устойчивого развития. 

Дело в том, что идеи устойчивого развития человеческого общества и природы имеют значительно более широкий контекст, чем «прямое» решение только экологических проблем, связанных с реализацией Концепции устойчивого развития. Напомню, что первый ее принцип гласит: «Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития», поскольку «Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой». Забота о людях конечно же предполагает заботу о сохранении среды обитания, но при этом должно быть обращено особое внимание на заботу о природе самого человека как явления биологического, социального, духовного и психологического, а значит – и на экологичность социальной среды в разных ее формах: семья, обучение, СМИ и интернет, трудовая деятельность и культурное наследие и т.п. Нетрудно заметить, что подобный акцент на праве всех людей на здоровую и плодотворную жизнь имеет не только гуманистическую и экологическую направленность, но и явно перекликается с вопросами экологии детства.

Следовательно, психология устойчивого развития, как и экология детства, требует активного продолжения разработки психологических аспектов субъект-средовых взаимодействий в системе отношений «индивид – среда» на методологическом, теоретическом, эмпирическом и практико-ориентированном уровнях эколого-психологических исследований.

Другой аспект реализации Концпции устойчивого развития заключается в разработке таких психолого-педагогических оснований формирования экологичности экологического сознания и культуры подрастающего поколения, поэтому с психологической точки зрения необходимым условием реализации Концепции устойчивого развития должно стать изменение социального статуса Образования в интересах устойчивого развития – из самостоятельной педагогической дисциплины оно должно превратиться в социальное средство экологической трансформации человеческого общества в глобального субъекта практической реализации Стратегии устойчивого развития.

Заключение

Актуальность эколого-психологической тематики определяется не только необходимостью разработки психологических аспектов в решении региональных и глобальных экологических проблем на планете. Вопрос стоит более остро, так как речь идет не только о сохранении природной среды как необходимого условия сохранения биологической сущности человека. В настоящее время речь должна идти уже о сохранении родовой сущности человека как существа, сочетающего в себе биологическую, социальную, духовную и психическую формы существования [3; 5]. Поэтому происходит расширение спектра применения отношения «человек – окружающая среда», как исходной методологической предпосылки экологопсихологических исследований и практики, на теоретико-методологическом и на практикоориентированном уровнях.

В завершение, нельзя не отметить, что в сознании некоторых специалистов попрежнему срабатывает стереотипное Восприятие эпитета «экологический/ая» как обозначения того, что относится к экологии. Вследствие чего происходит подмена собственно эколого-психологической проблематики экологической, или педагогической (если речь идет об экологическом образовании), или социально-экологической и т.д.

Между тем ключевым, базовым словом в словосочетании «экологическая психология» (в отличие от «психологическая экология», например) является именно «психология». Это означает, что в общем виде объектом экологической психологии, как объектом любой другой области психологической науки, является все-таки психическая реальность. В то время как объектом экологии выступают экосистемы, пусть даже самым важным компонентом их является человек как носитель (субъект) психики. Но, в отличие от других областей психологии, определение психической реальности в качестве объекта эколого-психологических исследований или практики проводится, как уже было отмечено, в контексте взаимодействия человека с окружающей средой, т.е. в рамках системы «человек – окружающая среда (природная, социальная)».

Есть и обратная тенденция, когда не учитывается то, что объектом экологопсихологических исследований выступают не любые проявления психической реальности и ее особенности, а только те, которые рассматриваются в контексте системного отношения «человек – среда». Это означает, что, например, указание автором исследования на школьную среду, в условиях которой им изучалась художественная одаренность детей, еще не является достаточным основанием для того, чтобы отнести это исследование к экологической психологии.

Однако, несмотря на разноликость перечисленных направлений экологической психологии, их объединяет общая методологическая установка. А именно, представление о том, что психологические проблемы изучения сознания и индивидуальности человека, его психического развития и обучения, восприятия, переживаний и поведения, психологического, психического и физического здоровья и т.п., должны рассматриваться в контексте системных отношений «человек – окружающая среда (природная, социальная)» и «индивид– жизненная среда».

Список литературы

  1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
  2. Панов В.И. Экопсихологические аспекты детства // Мир психологии, 1997. №1. С.55-68.
  3. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004.
  4. Панов В.И., Сараева Н.М., Суханов А.А. Влияние экологически неблагополучной среды на интеллектуальное развитие детей. М.: Издательство ЛКИ, 2007.
  5. Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. М. : Психологический институт РАО; СПб.: Нестор–История, 2014.
  6. Субъект-средовые взаимодействия: экопсихологический подход к развитию психики (Коллективная монография) / под. ред. М.О. Мдивани. М.: Издательство «Перо», 2017. 160 с. [Электронное издание] URL: https://www.pirao.ru/ upload/iblock/ 375/ekopodkhod.pdf. ISBN 978-5-907016-21-7
  7. Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза: коллективная монография / под общ. ред. В. И. Панова и Ш. Р. Хисамбеева. М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО ; СПб.: Нестор-История, 2013.
  8. Stokols D. The Paradox the Environmental Psychology. American Psychologist. 1995. Vol. 50. N 10. Р. 821-837.

[1]Более подробно историю экопсихологического подхода к развитию психики см. в интервью по ссылке: https://www.pirao.ru/community-projects/text/ecopsih/

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 фев 2020

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Панов В.И. От экологии детства к психология устойчивого развития // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сб. научных статей / отв. ред. В.И. Панов. – М.: ПИРАО; Курск: Университетская книга, 2020. – С. 10-14.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки