Особенности структуры личности с асоциальной направленностью в подростковом возрасте

К.А. Воробьева

Статья посвящена оценке внешних и внутренних факторов, которые способствуют повышенной уязвимости и формированию асоциальной направленности личности и различных форм девиантного поведения в подростковом возрасте. Автором рассмотрены особенности различных сфер личности подростков с асоциальной направленностью. В статье рассмотрены конкретные направления профилактической работы психолога образования, позволяющие своевременно выявить деформированную сферу личности и уровень социального риска формирования асоциальной направленности личности и девиантного поведения в подростковом возрасте, в частности, психологического сопровождения подростков «группы риска» и их семей с использованием онлайн-платформы и интерактивных технологий с целью оказания доступной психологической помощи.

Ключевые слова: асоциальная направленность личности, социальные риски, подростковый возраст, онлайн технологии психологической помощи.

K.A. Vorobyova

FEATURES OF THE PERSONALITY STRUCTURE WITH AN ANTISOCIAL ORIENTATION IN ADOLESCENCE

The article is devoted to the assessment of external and internal factors that contribute to increased vulnerability and the formation of an antisocial personality orientation and various forms of deviant behavior in adolescence. The author considers the features of various spheres of the personality of adolescents with an antisocial orientation. The article considers specific areas of preventive work of an educational psychologist that allow timely identification of the deformed sphere of personality and the level of social risk of the formation of an antisocial orientation of personality and deviant behavior in adolescence, in particular, psychological support of adolescents of the "risk group" and their families using an online platform and interactive technologies in order to provide affordable psychological assistance.

Keywords: antisocial personality orientation, social risks, adolescence, online psychological assistance technologies.

Асоциальная направленность личности в подростковом возрасте отражают негативные содержательные характеристики ценностно-мотивационной сферы, в связи с наличием асоциальных установок, мотивов, убеждений, системы враждебного отношения к социальным ценностям, выступающие причиной девиантного поведения [3; 8].

Асоциальная направленность связана с отрицанием и подменой норм и ценностей общества, с доминированием материальных ценностей, нарушением детско-родительских отношений, трансляцией негативных образцов поведения в СМИ и интернете, имеющих десенсибилизирующий эффект [6].

Асоциальная направленность, как динамическая, иерархическая система, детерминированная внешними (общественно-политическая и экономическая ситуация в обществе (последствия пандемии и геополитическая напряженность); официальная государственная политика и идеология, интернет и средства массовой информации; особенности семейной системы; условия организации образовательной среды; референтная группа сверстников и статус в ней; и внутренними факторами: генетика (с ОВЗ и без ОВЗ); мировоззренческие взгляды, отношение к общественным нормам и правилам; склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, несформированность волевого контроля; деформация мотивационной сферы (готовность к реализации различных форм девиантного поведения); ориентация личности (на переживания и чувства или на социальные отношения) [3].

Асоциальная направленность влияет на основные сферы личности в подростковом возрасте. Когнитивная сфера личности подростков с асоциальной направленностью характеризуется отсутствием понимания основ построения взаимоотношений между людьми, наличием безнравственных ценностных установок, отрицательном восприятии социальных норм и правил, принятых в обществе, принятии норм референтной группы с асоциальным поведением, отсутствии понимания мировоззрения родителей, враждебным отношением к окружающим, преобладанием негативных оценок людей и событий. Эмоционально-волевая сфера личности подростка с асоциальной направленностью характеризуется ориентацией на переживания и чувства или ориентацией на социальные отношения, эмоциональной нестабильностью нервной системы, несформированностью волевого контроля, проявлением негативизма при эмоциональном возбуждении, эмоциональной напряженностью в отношениях со сверстниками и взрослыми. Особенностями мотивационной сферы таких подростков являются наличие эффекта социальной желательности, проявление асоциальной направленности личности как ответа на трудную жизненную ситуацию, склонности к преодолению норм и правил, к аддиктивному поведению, к саморазрушающему и самоповреждающему поведению, склонность к агрессии, к делинквентному поведению. Жизненной ценностью для подростков с асоциальной направленностью личности является культ силы, а также отсутствие мотивов конструктивного взаимодействия с родителями и сверстниками. Поведенческая сфера подростков с асоциальной направленностью представлена готовностью к использованию физической агрессии против другого лица, снижением уровня интенсивности эмоционального переживания и разрешение проблемы путем отвлечения, неспособностью справиться с ситуацией, сниженными адаптивными возможностями, высокой буллинговой активностью. Асоциальная проявляется в девиантным поведении и развитии неадекватных и социально неприемлемых способов взаимодействия, обретении желаемого социального статуса способами, противоречащими социальным нормам [3; 7].

Для профилактики асоциальной направленности личности и девиантного поведения в подростковом возрасте необходимо систематически сопровождать подростков «группы риска» путем использования актуальных эффективных инновационных технологий для создания безопасной образовательной среды, что позволит своевременно преодолеть проблемы школьной дезадаптации и предотвратить противоправные поступки; снизить проявления поведенческих девиаций [1, с. 13; 4].

Индивидуальную и групповую работы по профилактике асоциальной направленности подростков следует выстраивать с учетом деформации определенной сферы личности. Профилактическая работа с когнитивной сферой подростков предполагает расширение их знаний о себе, осознание своих ресурсов, способностей, возможностей; формирование устойчивого позитивного представления о себе, уверенности к себе; развитие знаний о равных правах людей, о нормах и правилах поведения при взаимодействии с представителями разных народов, конвенций и поколений, формирование правосознания и законопослушного поведения подростков, умение защищать свои права, уважать себя и других; осознание административных рисков. Развитие эмоционально-волевой сферы, касается формирования умения подростков владеть собственными эмоциями, нивелирования негативных эмоциональных реакций и приобретение эмоциональных реакций позитивного содержания и развития навыков саморегуляции, волевых качеств, рефлексии, повышения осознанности собственных поступков. Мотивационная сфера подростков с асоциальной направленностью требует формирования внутреннего мотива к нормативному правопослушному и толерантному поведению, позитивных мировоззренческих ориентиров; навыков ассертивного поведения, а также разработка плана положительного разрешения трудной ситуации. Психологическая работа с поведенческой сферой проблемных подростков направлена на формирование у них готовности и умения взаимодействовать с другими людьми, построение позитивных межличностных отношений с окружающими; расширение знаний о способах совладания с жизненными трудностями; развитие навыков принятия решений [5; 8].

Для выстраивания эффективной профилактической работы специалистов, работающих с подростками с проблемным поведением и высоким уровнем социального риска, необходимо активизировать свою профессиональную деятельность в следующих направлениях, а также задействовать онлайн-платформы с целью оказания доступной психологической помощи [2; 9]:

  • Проведение научных и практико-ориентированных исследований в социальных сетях, форумах и других площадках сети Интернет;
  • Разработка и развитие технологий, алгоритмов и приемов онлайн консультирования всех субъектов образовательного процесса;
  • Создание онлайн-площадок, привлекательных сайтов психологической и социальной помощи, мобильных приложений самопомощи с учетом возрастных особенностей, потребностей и интересов образовательной и просветительской направленности;
  • Популизировать знания и умения, связанные с формирование навыков эффективной коммуникации и совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.

Литература

  1. Артюхов И.П., Горбач Н.А., Бакшеева С.Л. и др. Применение методов экспертных оценок в научных исследованиях и в практической деятельности: учеб. пособие. Красноярск: КрасГМУ, 2009. 102 с.
  2. Банников Г.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В. Скрининговая диагностика антивитальных переживаний и склонности к импульсивному, аутоагрессивному поведению у подростков (предварительные результаты) // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Bannikov_Pavlova.phtml (дата обращения: 22.02.2023).
  3. Воробьева К.А. Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в образовательной среде // воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. 2020. № 2. С. 47-53.
  4. Леонтьев А.Н. Экспертная оценка специфики психологического сопровождения дезаптированной личности // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012. № 6 (121). С. 137-140.
  5. Миллер Л.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: границы профессиональной компетенции специалистов системы образования // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59144.shtml (дата обращения:: 23.02.2023).
  6. Мишина М.М., Воробьева К.А. Медиаэффекты демонстрации сцен насилия в СМИ и толерантность к агрессии у современных подростков // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 3 (52). С. 60-70.
  7. Мишина М.М., Воробьева К.А. Психологические особенности личности участников кибербуллинга в популярных социальных сетях // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2020. № 3. С. 20-34. 
  8. Чиркина Р.В., Дегтярев А.В., Галушкин А.А. Оценка риска совершения правонарушений несовершеннолетними и служба пробации в США // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 2. С.138-144. 
  9. Rickelman B.L., Houfek J.F. Towerd an interactional model of suicidal behaviors: Cognitive rigidity, attributional style, stress, hopelessness and depression // Psychiatr Nurs. 2019. № 9 (3). PP. 158-168.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

6 окт 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Воробьева К.А. Особенности структуры личности с асоциальной направленностью в подростковом возрасте // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей и тезисов по материалам VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Т.В. Христидис – М.: МГИК, 2023. – С. 158-163.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки