Лобза Ольга Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ФГАОУ ВО «Московский Государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», Одинцовский филиал, Московская обл., г. Одинцово
Короткова Варвара Олеговна – старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии ФГАОУ ВО «Московский Государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», Одинцовский филиал, Московская обл., г. Одинцово
Ключевые слова: Самоактуализация, индивидуально-типологические ососбенности, профессиональная мотивация.
INTERCONNECTION OF SELFACTUALIZATION WITH INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL PROPERTIES OF THE PERSONALITY
Lobza Olga Valerievna - сandidate of рsychological sciences, associate professor at the department of general and social psychology, The State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Odintsovo branch, Odintsovo
Korotkova Varvara Olegovna - senior lecturer, department of general and social psychology, The State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Odintsovo branch, Odintsovo
Keywords: self-actualization,individual typological peculiarities, professional motivation.
В век быстрых глобальных изменений в области информационных технологий, мировой экономики, производства, демографии, климатической системы и дефицита человеческого капитала проблема самоактуализации личности все чаще становится предметом исследования психологов. Это вызвано животрепещущей для психологической науки и практики необходимостью в определении того, что служит основанием для максимального разворачивания личностного потенциала, раскрытия в человеке того лучшего, что заложено природой, и каким образом можно помочь личности в наиболее полной реализации своих потенциальных возможностей.
Впервые проблема самоактуализации личности стала изучаться в зарубежной психологии в русле гуманистического направления К. Роджерсом, А. Маслоу, Г.Олпортом, В. Франклом. Так, К. Роджерс считал стремление к самоактуализации одним из главных мотивов жизнедеятельности человека, высказывая предположение о том, что каждый человек от природы внутренне красив и талантлив [5]. Определяя самоактуализацию как особое духовное состояние, в котором индивид выражает свой творческий, природный потенциал, А. Маслоу связывает это понятие с личностной зрелостью, максимальной выраженностью психологического здоровья, достаточной образованностью и социальностью [3].
Немало работ, посвященных проблеме самоактуализации личности, и в отечественной психологии. Чаще всего изучаются особенности самоактуализации личности в профессиональной деятельности (И.А. Акидинова,2000; Л.Ю. Баталова, 2010), в процессе обучения (Е.В. Самаль, 2008), в контексте брачных отношений (О.А. Юшина, 2005), в условиях общества потребления (А.В. Шаровская, 2014) и современной информационной среды (С.В. Карпенко, 2007). Немалый интерес представляют исследования, в которых изучаются проблемы соотношения самоактуализации с личностными свойствами, такими как чувство юмора (Р.З. Киямова, 2013); инициативность (А.Ю. Польская, 2005);. тревожность (М.В. Скворцова, 2004); уверенность (Г.Н. Замалдинова,2011).
Рассматривая чувство юмора как фактор самоактуализации личности, Р.З. Киямова приходит к выводу о том, что данное чувство в юношеском возрасте облегчает самоактуализационные процессы, в зрелости же интенсифицирует процессы, связанные с поддержкой, гибкостью поведения, самоуважением, самопринятием, ориентацией во времени [2]. В исследовании М.В. Скворцовой подтверждается гипотеза о возможности двух вариантов динамики личностной тревожности в процессе самоактуализации. В первом случае усиление самоактуализационной тенденции приводит к поступательному «усилению личности», снижению личностной тревожности, повышению статуса человека в своей группе. Во втором случае стремление к самоактуализации и высокий творческий потенциал сопряжены с нарастанием тревоги [6]. При сравнении переменных инициативности с характеристиками самоактуализации личности А.Ю. Польской были выделены две группы студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации, которые различаются по количественным и качественным показателям инициативности. Наибольшие отличия выразились в переменных осмысленности, энергичности, астеничности, экстернальности, в операциональных и личностных трудностях [4]. В группе с высоким уровнем самоактуализации в большей мере выражены гармонические переменные инициативности и менее выражены агармонические переменные. В группе студентов с низким уровнем самоактуализации обнаруживаются низкие значения гармонических переменных и высокие показатели агармонических составляющих. Изучая соотношение индивидуально-типических особенностей уверенности с уровнем самоактуализации, Г.Н. Замалдинова приходит к выводу, что уверенность и Самоактуализация связаны с эффективностью профессиональной деятельности сотрудников коммерческих организаций. При этом наиболее профессиональные сотрудники, как правило, обладают более высоким уровнем самоактуализации и практически не испытывают проблем и негативных переживаний при реализации уверенности [1].
Проанализировав существующие исследования по изучаемой проблеме, мы пришли к выводу, что успешная Самоактуализация в значительной мере зависит от индивидуально-психологических особенностей. Вместе с тем, эмпирических исследований достаточно мало, а большая их часть сосредоточена на одной, самое большее двух-трех, составляющих самоактуализации. Именно поэтому имеет смысл расширить эмпирическое поле исследований взаимосвязи индивидуальных особенностей с самоактуализацией личности.
На первом этапе исследования была предпринята попытка изучения особенностей самоактуализации студентов с помощью методики Самоактуализационный тест в адаптации Ю.Е. Алешиной и Л.Я. Гозмана. На втором этапе изучались индивидуально-типологические особенности и структура профессиональных мотивов. С этой целью соответственно мы использовали Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик и модифицированный опросник «Мотивационный профиль» Ш.Ричи и П.Мартина. Третий этап заключался в проведении сравнительного анализа с помощью t-критерия Стьюдента. В исследовании принимали участие студенты в количестве 145 человек в возрасте от 18 до 22 лет.
В результате изучения особенностей самоактуализации молодых людей и кластерного анализа были выделены два кластера или два уровня выраженности самоактуализации личности.
Первый кластер – свободно-индивидуалистический уровень самоактуализации личности. В данный кластер вошли испытуемые, набравшие по шкалам Автономность, Гибкость поведения, Спонтанность и Контактность достаточно высокие баллы (6-7 баллов). А по шкалам Представления о природе человека и Синергия достаточно низкие баллы (3-4 балла). Для студентов, попавших в данную группу, характерны свобода, автономность, направленность на себя, уверенность, эмоциональная стабильность и активность. Их отличает высокая степень гибкости в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Они не боятся вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции. В коллективе адаптируются легко и уверенно. В большей степени ориентированы на свой собственный успех, чем на конечный коллективный результат, возможно потому, что человечество в целом кажется им подозрительным, настроенным против них. В первый кластер вошли 62 студента.
Второй кластер – зависимо-конформный уровень самоактуализации личности. Во второй кластер вошли студенты, набравшие очень низкие баллы по шкалам: Временная компетентность, Автономность, Ценности личности, Самоуважение, Самопринятие и Принятие агрессии ((2-3 балла). Вместе с тем, в данной группе в отличие от первого кластера наблюдаются более высокие баллы по шкалам Представление о природе человека и Синергия (4-5 баллов). Так студенты, попавшие во второй кластер, направлены на других, стремятся зависеть от их мнения и от социальных норм, составляющих основу личных суждений и действий. Их жизнь отмечена зависимостью, конформизмом и потребностью в одобрении и принятии. Они не уверены в себе, недовольны собой и своим местом в жизни, излишне самокритичны, переполнены сомнениями, испытывают трудности в связывании своих прошлых достижений с надеждами на будущее. Мало устойчивы к стрессам и в сложных жизненных ситуациях могут очень быстро терять контроль над собой и становиться враждебными по отношению к окружающим. Склонны предлагать помощь другим, однако в данном желании соединяются «эгоистический» и альтруистический мотивы. Во второй кластер вошли 83 студента.
Сравнительный анализ структуры профессиональных мотивов у лиц с разным уровнем выраженности самоактуализации показал достоверно значимые различия по шкалам Отношения с коллегами (p=0,04) и Деньги (p=0,05). Так, для зависимо-конформных студентов наиболее значимым фактором профессиональной деятельности являются отношения с коллегами. Студенты с свободно-индивидуалистическим уровнем самоактуализации в профессиональной сфере больше ориентированы на материальное вознаграждение.
Сравнительный анализ индивидуально-типологических особенностей студентов с разным уровнем выраженности самоактуализации показал значимые различия по следующим шкалам: Экстраверсия (р = 0,03), Интроверсия (р = 0,002), Спонтанность (р = 0,004), Стеничность (р = 0,000), Сензитивность (р = 0,000),Экстрапунитивность, (р = 0,01),Интропунитивность (р = 0,005) Лидерство (р = 0,000), Компромисность (р = 0,003)и Конформизм (р = 0,000). Так, студентам, вошедшим в первый кластер, свойственны такие черты характера как, общительность, открытость, обращенность в мир, упрямство, настойчивость, быстрая адаптация и спонтанность. Они больше стремятся к расширению круга контактов, активно занимаются самореализацией, умеют отстаивать свои интересы и уверенно заявляют их миру, обладают лидерскими качествами, в тоже время склонны предъявлять требования окружающим и возлагать вину за свои неудачи на других.
У испытуемых с зависимо-конформным уровнем самоактуализации преобладают выраженные отличия в таких показателях как Интроверсия, Сензитивность, Интропунитивность, Компромиссность и Конформизм. То есть, им характерны такие особенности характера как сдержанность, замкнутость и склонность к рефлексии. Такие люди обращены больше в свой внутренний мир, склонны к переживаниям, идеализациям и субъективным представлениям, не уверены в себе, опираются на принятые стандарты и ценности, мало высказывают своё мнение, так как зависимы от других людей. Их поведение и поступки мотивированы потребностью быть принятыми и одобренными в обществе, в отношениях стремятся к компромиссу, избегают конфликтных ситуации, не любят выделяться, легко следуют за лидерами, исполнительны.
Литература
- Замалдинова Г.И. Соотношение индивидуально-типических особенностей уверенности с уровнем самоактуализации сотрудников коммерческих организаций: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Г.И. Замалдинова. - М., 2011. 203 с.
- Киямова Р.З. чувство юмора как фактор самоактуализации личности: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 /Р.З. Киямова. - Москва, 2013. 216 с.
- Маслоу А.Г. мотивация и личность / Абрахам Маслоу ; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2013. 351 с.
- Польская А.Ю. Соотношение инициативности и самоактуализации личности: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / А.Ю. Польская. М., 2005. 150 с.
- Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию: [перевод] / Карл Р. Роджерс. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 237 с.
- Скворцова М.В. Самоактуализация и тревожность как факторы межличностных отношений студентов гуманитарных специальностей: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 /М.В. Скворцова. - М., 2004. 215 с.
Комментарии
Добавить комментарий