Особенности формирования профессионального имиджа женщины

Проблема соотношения обучения и развития в профессиональной деятельности практически раскрывается в особенностях формирования профессионального имиджа, – образа человека в его деятельности. Методологические и концептуальные основы изучения такого социально-психологического феномена, как профессиональный имидж, отражают как его актуальность и значимость, так и сложность. Так, профессиональное сознание детерминировано всеми компонентами, условиями, основами формирования профессионального имиджа. Профессиональное самоопределение обусловлено особенностями всех имиджевых процессов: формирование, поддержание, коррекция имиджа.

Система профессиональной подготовки непременно должна иметь компоненты теоретической, методологической и практической направленности активного формирования профессионалом своего образа как для себя, так для других и профессиональной области в целом.

Профессиональный имидж, как и имидж человека вне деятельности, имеет гендерную детерминацию и специфику во всех своих аспектах. Профессиональный имидж женщины, – наиболее сложный в этапах формирования и оценки, методах поддержания и коррекции.

Формирование профессионального имиджа проходит на уровне каждого его компонента:

  1. особенностей внешнего облика,
  2. индивидуально-психологических особенностей,
  3. особенностей профессионального общения,
  4. особенностей профессиональной деятельности.

Особенности внешнего облика составляют три знаковые системы: габитус (анатомо-физиологические особенности), костюм (социальное оформление личности), кинесика (динамика личности). Системы называются знаковыми на основе детерминирующей роли знака в формировании и развитии личности, имея в виду процессы интерио – и экстериоризации (концептуальные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и его последователей; психологии невербального выражения личности, научная школа В.А. Лабунской).

габитус как данные, менее всего поддающиеся коррекции со стороны носителя имиджа, – наименее динамичная знаковая система, – знаки, относящиеся к телу: рост, вес, конституциональные особенности, форма и линии лица, изначально заданные характеристики волос и глаз, возрастные особенности).

Костюм, – среднединамичная знаковая система, – выбираемые личностью в пространстве социально-культурного поля вариации самопредъявления, как на уровне знаков габитуса, так и на уровне знаков предметной среды. Знаком считается каждая характеристика костюма, причёски, косметического оформления, аксессуаров, личной техники и личного пространства, в т.ч. стиль и содержание обстановки.

Кинесика, – кине – – сила, – самая динамичная знаковая система, – динамическая сторона самопредъявления личности, наиболее точно и полно отражающая индивидуально-психологические характеристики: все особенности позы, походки, жестикуляции, мимического выражения, подчерка, паттернов поведения.

Расшифровка знаковых систем в целом и отдельного знака в частности возможна лишь в пространстве социально-культурных координат, – т.е. в рамках определённой культуры. Личность имеет смысл, только входя в поле каждой человеческой культуры. Знак, код, шифр, – выбираемый личностью, – имеет расшифровку, спектр значений в этом поле, и личность как образ для себя и других формируется целостным, смысловым. Т.е. формируется имидж человека.

Индивидуально-психологические особенности как компонент имиджа, – все особенности личности, имеющие как физиологическую, так и социокультурную детерминацию: характеристики типа темперамента, особенности характера, все особенности направленности личности и формирования личностных качеств.

Особенности профессионального общения, – технология организации всех компонентов процесса общения в ходе профессиональной деятельности, в т.ч. организации пространства общения.

Особенности профессиональной деятельности, – технология организации всех компонентов профессиональной деятельности.

Профессиональный имидж формируется только в пространстве своего гендера, – социально-психологического статуса личности, включая все социальные роли. Гармоничность и целостность его формирования детерминированы успешностью самореализации личности в целом. Так, женщина в профессиональной сфере может быть успешна, если она «нашла себя» во всех своих социальных ролях: как дочь, жена, мать и гармоничная личность. Т.е. профессиональное сознание и профессиональное самоопределение, – компонент личностных. Так же, как личностное и профессиональное развитие взаимодетерминированы, – взаимообусловлены личностное и профессиональное акме, во всех их особенностях. Успешный гармоничный имидж формируется только на основе открытой гендерной идентичности, – гармоничности и самодостаточности личности в своём гендерном пространстве.

Идентификация на уровне гендера, – основной этап познания человека человеком (А.А. Бодалев, Н.В. Васина). Именно он оказывается детерминантой формирования его образа для другого. Оценка соответствия-несоответствия гендеру включается в индивидуальном и массовом сознании в оценки всех имиджобразующих координат.

Каждый имидж, формируясь, находит точки на каждой оси координат своего пространства:

  1. сила, доминирование, авторитет
  2. эмоциональное принятие
  3. психологическая близость

Т.о., имидж находит и меняет своё положение в пространстве индивидуального или массового сознания. Имидж, – сложносоставленный динамичный социально-психологический феномен. Профессиональный имидж женщины специфичен как в процессе формирования, так и в процессе поддержания. Основой выступает эклектика его двух характеристик, – доминирование и эстетичность. Необходимость постановки и решения задач в профессиональной деятельности обусловливает тенденции первой: сила, авторитет. Соответствие гендеру, – второй: красота, обаяние, нежность, гармоничность. Оценка такого образа включает все аспекты обеих характеристик в процессе его формирования, – как целенаправленного, так и нецеленаправленного.

Нецеленаправленное формирование имиджа человека проходит в спектре всех особенностей человеческого восприятия, и формирование образа как целостного, – основа его наполнения. Этапы такого формирования имиджа включают этапы познания человека человеком на уровне анатомо-физиологических характеристик и далее на уровне социально-психологических (А.А. Бодалев, Н.В. Васина), – в сознании индивидуальном или массовом.

Целенаправленное формирование имиджа его носителем обусловлено как его индивидуальными особенностями, так и целью создания образа, задачами, решаемыми через этот образ, особенностями аудитории. Специфика формирования образа человека всегда основа выбора его наполняемости.

Поддержание имиджа имеет равное значение с процессом формирования. Все необходимые характеристики должны быть выражены в каждый момент функционирования имиджа. Анализ успешности и скорости решения данным имиджем его задач, – один из методов управления, поддержания и коррекции.

Управление имиджем – самоподача, имеющая свои стратегии и тактики соответственно цели. Это осознанное целенаправленное формирование и поддержание образа его носителем, его выбор характеристик и их интерпретационного спектра. При этом необходимо брать за условие два спектра характеристик объекта как доминирующего:

  • определённость, однозначность, константность, целостность;
  • актуальность, эстетичность.

Наши исследования позволяют выделить характеристики имиджевых компонентов успешной женщины в профессиональной деятельности. Так, особенности внешнего облика включают:

  • на уровне габитуса: спортивный тип телосложения и одарённость в спортивном отношении при элегантности и женственности, правильных анатомо-физиологических особенностях фигуры и лица; форма лица близка к овальной как наиболее мягкой и эстетичной; точные, но изящные контуры волос светлых тёплых оттенков; средневозрастные характеристики;
  • на уровне костюма: современные деловые характеристики оформления фигуры и лица, – т.е. определённые, точные линии как контура, так и компонентов, – чаще прямые; при этом отражающие все современные тенденции и эстетичность образа, как и косметическое оформление, аксессуары, выбор критериев личной техники и личного пространства. Стиль и содержание личного пространства всегда ориентированы на решение спектра профессиональных задач;
  • на уровне кинесики: точность, определённость, однозначность, минимальность жестикуляции и позы при открытости и направленности на акт общения; то же характеризует спектр мимического выражения и основу всей динамической стороны.

Среди индивидуально-психологических особенностей выделяются сильные характеристики темперамента и умение управлять своими энергетическими ресурсами, в т.ч. умение создания энергетической основы и самовосстановления; сформированность и устойчивость набора качеств характера, сила и целеустремленность; сформированность направленности личности, одарённость и высокий темп личностного развития и самосовершенствования; устойчиво-оптимистический склад личности; сформированность мотивации достижения успеха и преодоления жизненных трудностей; компетентность в построении межличностных отношений соответственно их цели.

Особенности профессионального общения включают компетентность в построении видов общения соответственно целям каждого из его актов.

Особенности профессиональной деятельности включают компетентность в постановке и решении профессиональных задач, выборе и организации ресурсов, методов и приёмов управления, анализа, коррекции типов ситуаций. Необходимо понимать, что снижение оценки любой из характеристик снижает все общие оценки имиджа на каждой оси координат и в целом в социокультурном пространстве.

Успешный и целостный профессиональный имидж женщины, – всегда имидж, решающий задачи управленческого плана. Все профессиональные задачи будут результативными только с личностной позиции доминирования. Как имиджформирующие складываются характеристики силы, статусности, авторитарности, умения анализировать ситуацию, умения управлять ситуацией и удерживать свою позицию. Дополняющими будут характеристики умения создавать и поддерживать свой высокоэстетичный гармоничный образ в каждом акте профессионального общения, а также каждый вид профессиональных отношений как гармоничные и ценностные. Так, эффективная модель профессиональных отношений конструируется при взаимном принятии особенностей позиций, а также себя и другого как ценность, полноценный субъект (Т.П. Скрипкина).

Личностные качества, не входящие в применяемые в решении данной профессиональной задачи, образуют второй имиджевый план. Среди основных имиджобразующих качеств успешной в своём личностном и профессиональном развитии женщины, – самодостаточность личности как умение создания всех личностных ресурсов и управления ими в самопредъявлении и самовосстановлении. Центральными выступают устойчивость и сформированность жизненной позиции, гармоничное самовосприятие и самоотношение, сформированность набора индивидуальных качеств в преодолении трудных жизненных ситуаций, уверенность в себе и своих имиджевых качествах, высокий уровень социально-перцептивной рефлексии и социально-перцептивной компетентности, высокий уровень интеллектуального развития, высокий уровень культуры личности, компетентность в современных геополитических отношениях, сформированность индивидуального набора деловых качеств, компетентность в самосовершенствовании.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 янв 2015

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Елисеева О.О. Особенности формирования профессионального имиджа женщины // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки