Разделы психологии:
Э.Д. Юсифов (Азербайджан)
Ключевые слова: педагогические исследования, экономическое воспитание, экономическое образование, воспитание младших школьников, учебные и внеклассные работы, педагогические основы.
E.D. Yusifov
STATEMENT OF THE PROBLEM OF ECONOMIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN PEDAGOGICAL RESEARCH
Keywords: pedagogical research, economic education, economic education, education of younger students, educational and extracurricular activities, pedagogical foundations.
В Азербайджане не велись специальные исследования, не писались диссертации, связанные с экономическим воспитанием, в том числе с воспитанием бережливости младших школьников. В работах ученых-педагогов М.М. Мурадханова, Н.М. Казымова, А.Ш. Гашимова, Ю.И. Талибова, Н.Л. Ахундова, З.И. Гаралова, А.Н. Аббасова, В.Дж. Халилова и др., посвященных личностно-нравственному воспитанию, лишь упоминается о бережливом воспитании детей как нравственном качестве человека. Однако российские исследователи в последнее время этой проблеме посвятили несколько исследований, учебников и учебных пособий. Диссертационные работы Л.И. Барановой, И.А. Мельничук, Т.Е. Сергеевой непосредственно охватывают период младшего школьного возраста. Среди них только Л.И. Баранова затронула проблему воспитания бережливости.
Следует отметить, что исследователи считают более целесообразным уделить место экономическому воспитанию в более широкой форме в старших классах. В то же время в контексте начального экономического образования они считают важным воспитание бережливости в начальных классах. Говоря о важности этого вопроса, Л.И. Баранова в своей диссертации [2] разъяснила важные особенности, создающие условия и способствующие формированию бережливого воспитания младших школьников. Она показала, что бережливость раскрывается как нравственное качество личности у младших школьников, формирует сознательное бережное отношение к материальным благам, собственному и чужому имуществу, бережливое использование необходимых вещей считает нормой поведения. В то же время она отмечает связь воспитания бережливости с другими качествами младших школьников, например, аккуратностью, организованностью, трудолюбием, ответственностью, внимательностью, культурой поведения. Отметим, что такой же подход с различиями в той или иной степени показан и в других исследованиях. Диссертация Т.Е. Сергеевой [6] посвящена педагогическим основам экономического воспитания младших школьников. Бережливость, организованность, аккуратность, а вместе с ними умение планировать учебную и трудовую деятельность она считает важными экономическими качествами и умениями, которые необходимо прививать воспитанникам. Пишет: «Анализ массового опыта в нашей стране показывает, что экономическое воспитание в начальной школе понимается как воспитание бережливости, чего, на наш взгляд, недостаточно. Нами обнаружены передовые формы экономического воспитания в начальной школе, где дети младшего школьного возраста более активно включаются в экономическую деятельность; младшие школьники применяют экономически эффективную форму выращивания овощей в сельской местности (опытно-селекционная работа), обеспечивают школьную столовую завтраками. Ученики Челябинской, Нижнетагильской, Свердловской начальной школы заключают трудовые договоры с предприятиями и организациями для подготовки самого важного. Под руководством учителя они учатся эффективно организовывать свой труд, разбираться в экономике на практике, вступать в экономические отношения и вычислять деньги, заработанные собственным трудом в школьных кооперативах» [6, с. 8].
Т.Е. Сергеева, возможно, сама того не чувствуя (в силу пристрастия к теме экономического воспитания), допускает здесь ряд логических ошибок. Во-первых, тот факт, что бережливое воспитание лидирует в начальных классах, не означает, что экономическое образование должно забыто. Ведь без экономического образования невозможно говорить о бережливости. Во-вторых, как эффективная форма, участие младших школьников в дополнительном производительном труде и не усваивание целостных экономических отношений не имеет убедительного эффекта. Правда, они могут вести наблюдения и экспериментальные работы, но их возраст не позволяет вести активную деятельность на прибыльных работах. В-третьих, если в экономическом воспитании будет найдена эффективная форма, то это само входит в бережливость.
В своей диссертации И.А. Мельничук [5] экономическое воспитание младших школьников интерпретирует как психолого-педагогическую проблему, а экономическое воспитание младших школьников он определяет как целенаправленное воздействие с целью овладения элементарными экономическими знаниями и формирования основных нравственно-экономических качеств личности. Мельничук предпочитает формирование у детей путем предоставления теоретичес¬кой информации с их образованием, а не практической работой экономического качества. По его словам, в первую очередь у детей следует улучшать их экономические навыки. И.А. Мельничук приходит к выводу, что когда подавляющее большинство учеников соблюдают определенные педагогические условия, у них успешно формируются бережливость и организаторские качества личности и тем самым создаются условия для формирования других важных качеств, таких как деловитость, инициативность.
Исследователь А.Ф. Аменд в своей диссертации работал над содержанием и методами реализации экономического воспитания младших школьников. Здесь также упоминалась бережливость как важное нравственное качество в экономическом воспитании.
В общем, в диссертациях Е.Н. Соболева и упомянутого выше А.Ф. Аменда и Л.П. Мельниковой затрагивались общие вопросы совершенствования экономи-ческого воспитания в школе. Исследования Ю.К. Васильева, З.А. Васильевой, Л.К. Куракова, В.К. Розова, Н.П. Рябиной, И.А. Сасовой, И.А. Смолюкуна, Е.П. Шемякина, А.Т. Шпакина, Л.Э. Эпштейна посвящены политехнической и профессиональной подготовке, экономическому образованию и воспитанию старшеклассников в общественно-полезной, производственной системе труда. Отдельные качества воспитания экономически важных качеств личности, например, деловитость, коллективизм, бережливость были изучены в диссертациях Р.К. Амосовой, С.Ф. Гагариной, Л.А. Гапонемко, А.П. Грабина, Т.Ю. Долгона, Р.А. Джумаковой, Г.А. Зверьевой, Л.Ф. Кияна, С.В. Титовой.
Интересные исследования проводились и в исследованиях, связанных с философско-психологическими аспектами экономического воспитания.
Философский аспект экономического воспитания рассматривалось в работах И.В. Иткина (основные категории экономического воспитания), В.А. Мраморова, В.Д. Попова, В.Ф. Фофанова (формирование экономического сознания и мышления).
А психологический аспект экономического воспитания отмечалось в исследованиях А.И. Китова, В.Д. Попова.
К сожалению, до сих пор очень мало проведено исследований по проблеме бережливости и экономического воспитания в Азербайджане.
В России проблеме экономического воспитания учащихся посвящены отдельные книги, учебные пособия и материалы для учителей.
Книга под названием «Экономическое образование и воспитание учеников» [4] была подготовлена авторским коллективом. В книге описаны теоретические основы экономического воспитания школьников, содержание, пути и средства экономического образования. Авторы рассматривают принципы экономического воспитания в процессе трудового обучения, внеклассной и внешкольной работы, возможности формирования экономических знаний при изучении математики, физики, химии и биологии. Поскольку книга является ресурсом для учителей, она носит общеметодический характер. В книге воспитание бережливости не предоставляется как особая проблема.
Книга А.Н. Федорова «Экономическое воспитание в школе и дома» [8] также написанная для учителей и родителей является научно-массовым произведением. Автор, рассказав о задачах и формах экономического воспитания (в классе, вне школы и в семье), пытается определить критерии, отражающие уровень экономического воспитания. Он отмечает, что критерий экономического воспитания должен измеряться привитием личности конкретных экономических качеств. Эти качества играют определяющую роль при оценке степени воспитания человека и уровня экономического мышления [8, с. 105]. В этом учебнике также воспитание бережливости не рассматривается как проблема.
А.Ф. Аменд в учебнике «Экономическое воспитание младших школьников» (Челябинск, 2002) вообще говорит об экономическом воспитании в целом и дает его методику на отдельных занятиях. Как и другие коллеги, он не упоминает о бережливом воспитании. Помимо диссертаций и книг упомянутых выше русских исследователей, существуют также статьи, опубликованные в педагогических журналах. Однако не несут дополнительного содержания, кроме того, что мы отметили.
Имеется ряд статей азербайджанских педагогов (Ю.И. Талыбов, А.Ш. Гашимов, Ф.Б. Садыгов, М.Т. Байрамов, А.А. Агаев, С.М. Ахундов и др.), посвященных экономическому, в том числе бережливому воспитанию учеников. Однако и они имеют общий характер. Только Ю.И. Талыбов и С.М. Ахундов упомянули о бережливом воспитании. Эти статьи носят в основном пропагандистский, а не исследовательский характер. А.А. Агаев написал статью, посвященную изучению проблемы воспитания бережливости в азербайджанской педагогической мысли.
В монографиях и книгах азербайджанских педагогов, написанные о нравственном воспитании, среди качеств из наших традиций и народной педагогики, упоминались такие качества, как уважение к хлебу, халяль (все то, что разрешено и допустимо в исламе), бережливость, которые были признаны общенациональными качествами. В этом отношении книги проф. А.Ш. Гашимова, Ф.Б. Садыгов [3] и проф. X.Г. Фаталиева [7] заслуживают особого внимания. А.Ш. Гашимов и. Ф.Б. Садыгов при преподавании курса педагогики использует народную мудрость, как пример убедительности и чувственности, лаконичности и красноречия.
X.Г. Фаталиев представляет халяль как самое благородное дело и практический долг, считает его источником благословенного хлеба, трудолюбия, здорового сердца и чистой веры. Педагог показывает, сколько качеств порождает халяль, как величие и достоинство, считает бережливость нерушимым образцом и украшением этих качеств.
Во многих проведенных исследованиях, говоря о бережливом воспитании учеников, хоть и раскрывалось его нравственно-духовное, экономико-экологическое содержание и познавательно-психологические основы, однако методологическую основу составляли чисто принципы социалистического общества, а комментарии давались с требованиями партийности. Поэтому в этих исследованиях главенствуют общественный интерес, бережливость к интересам коллективного хозяйства, научные результаты, отвечающие выполнению директивных документов Коммунистической партии. Такие методы по содержанию и форме уже не отвечают требованиям нового общества. Кроме этого, в этих работах не затрагивались такие вопросы, как национальные традиции, волевые качества и особенности мышления народа, влияние религиозно-нравственных ценностей на экономическое воспитание, национально-семейные различия. Так как в новых исследованиях не учитывается новое содержание общественной жизни, новые экономические отношения, состояние социальных проблем в условиях рыночной экономики, национальный самовозврат и продолжение наследия традиций, комплексный взгляд на формирование личности, характер и общество, должны быть выявлены реальные научные результаты. Наше исследование можно считать одной из первых инициатив в этой области.
Однако все они далеко отстают от сегодняшнего текущего уровня, характеризующегося резкими и жесткими изменениями, от переходных требований к суверенитету и рыночной экономике нашей республики, и совершенно несогласованы с решением настоящих и будущих перспективных проблем.
В целом в рассмотренных нами работах подход к решению проблемы был разноуровневым, отражая лишь отдельные ее аспекты. В этих работах экономи-ческое воспитание и образование изучались не как система в целом, а с точки зрения поставленной авторами цели.
В рассматриваемых нами работах на уроках и внеклассных мероприятиях изучалась прежняя продовольственная программа и старые экономические концепции, которые были часто не оправданны и нереальны, а система экономического образования и воспитания учеников, его формы и методы оставались за пределами объекта исследования. Не упомянуто использование соответствующих материалов и экономических понятий в процессе обучения физики, химии и трудового обучения, которые являются лучшими средствами передачи экономического воспитания и знаний. Практически отсутствуют работы, посвященные формированию и развитию экономического воспитания учеников в процессе преподавания отдельных предметов.
Литература
- Агаев А.А. Бережливое воспитание личности в азербайджанском педагогическом мысли // Журнал «Начальная школа и дошкольное воспитание». Баку. 2014. № 1. С. 18-26. (на азерб. яз.).
- Баранова Л.И. воспитание бережливости у младших школьников в учебной и внеклассной работе: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. Минск, 2011. 18 с.
- Гашимов А.Ш., Садыгов Ф.Б. Задачи и пути реализации экономического воспитания. Баку: Золотой Восток, 2018. С. 36-48. (на азерб. яз.).
- Горлич Н.И. и др. Экономическое образование и воспитание учащихся. Пособия для учителя. Киев, 2009. 334 с.
- Мельничук И.А. Экономическое воспитание младших школьников в процессе учебной и внеклассной работы: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. Минск, 2010.18 с.
- Сергеева Т.Е. Педагогические основы экономического воспитания младщих школьников: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 1990.18 с.
- Фаталиев Х.Г. Халяль. Баку: Азернешр, 2009. (на азерб. яз.).
- Федоров А.Н. Экономические воспитание в школе и дома. Горький, 2000.125 с.
- Христидис Т.В. Основные положения моделирования в научно-педагогических исследованиях // Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы VI Международной научно-практической конференции (Москва, 09 февраля 2021 г.) / науч. ред Т.В. Христидис. Москва: МГИК, 2021. С. 12-19.
Комментарии
Добавить комментарий