Разделы психологии:
Алексеева Е.Л., Бохан Е.А. Минск, Академия последипломного образования
Перед современной начальной школой стоят предельно точные образовательные задачи: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счета, грамотного письма, развитой речи, культуры поведения. В этих требованиях подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, учебных навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующей учебно-познавательной деятельности школьников.
При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Одним из инструментов, помогающим реализовать интегрированный подход в обучении, являются интеллект-карты, разработанные американским психологом Тони Бьюзеном. Интеллект-карта – это графическое выражение процесса радиального мышления, это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Предметная система обучения в школе ориентирует учащихся на дифференцированное усвоение знаний из различных областей. Однако, потоки информации и ее объемы так велики, что становится трудно своевременно и качественно отслеживать необходимые сведения по любому из направлений научного знания. Интеллект-карта характеризуется тремя основными свойствами: наглядность, привлекательность, запоминаемость [1: с. 26].
Опыт показал, что применение технологии интеллект-карт эффективно уже на этапе начального обучения. Приведем пример проектирования и реализации учебного процесса в первом классе начальной школы на основе технологии интеллект-карт при изучении темы «Весенние изменения в природе» на уроках «Человек и мир», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Музыка», «Литературное чтение», «Русский язык» и внеурочной деятельности.
Для улучшения восприятия изученного материала темы на уроках курса «Человек и мир» уместно предложить познавательные игры на весеннюю тематику.
Игра «Прилетели птицы»
Педагог называет птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например:
– Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
Дети топают.
– Что не правильно? (мухи).
– А мухи – это кто? (насекомые).
– Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны… Дети топают. И т.д.
Игровое задание «Продолжи мысль»
Весна – это пора, когда все ... (Оживает, пробуждается, радуется, растет).
Небо весной ... (Голубое, высокое, чистое, ясное).
С него нам приветливо сияет ... (Солнышко).
Оно уже поднялось ... (Выше).
Солнце согревает землю своими ... (Лучиками).
Всюду бегут ручейки, так как тает ... (Снег).
Скоро вернутся из теплых краев ... (Птички).
На холмах зазеленеет весенняя ... (Травка).
Расцветут первые весенние ... (Цветочки).
Игра «Разведчики весны».
Проводится во время экскурсии или по дороге из школы. «Разведчики» должны быть очень внимательными и замечать всё вокруг. Задача – найти как можно больше примет весны в окружающем мире и рассказать о них в классе. Побеждает тот, кто назвал замеченную примету последним (например: Солнце стало раньше вставать. На лужах теперь нет льда. На снегу образовалась тоненькая корочка наста).
На уроке русского языка также можно поиграть в дидактические игры на весеннюю тему.
«Весенняя поляна».
Педагог предлагает детям представить, что они находятся на весенней поляне, где все весеннее. «Я буду вам бросать мяч и называть Слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же Слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний». Например: день – весенний день (солнце, погода, лес, трава, небо, цветы, месяцы, гроза).
Игровое задание «Я начну, а ты закончи».
Птицы весной что делают? (прилетают, готовятся к гнездованию).
Деревья весной какие?
Звери весной.
Лексическая игра «Помощники весны».
Нарежьте на кусочки лист белой бумаги – это будут комья снега. Возьмите рисунок с изображением подснежника. Положите на рисунок подснежника ваши снежные кусочки бумаги так, чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб детям. Предложите детям помочь весне растопить снежный сугроб и увидеть, что под ним спрятано. Чтобы помочь весне, надо подобрать весенние слова. Одно весеннее Слово растапливает один комочек снега. Когда все снежные комочки будут убраны (растоплены), детей ждет сюрприз – первые весенние цветы.
Физкультминутки также могут содержать весеннюю тематику.
Шаловливые сосульки. Шаловливые сосульки (Руки поставить на пояс и весело шаловливо подпрыгивать).
Сели на карниз (Приседание или сесть на ковер, на пол, на стульчик).
Шаловливые сосульки (Подъем и опускание плеч).
Посмотрели вниз (Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль).
Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами).
Стали каплями кидаться (Руками изображаем это действие).
Две сосульки вниз смотрели (повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз).
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево).
Кап-кап, дзинь – дзинь. И на солнышке звенели, И…растаяли!!! (Расслабленно сесть). (Ю. Клюшников) [3].
На уроке трудового обучения предлагаем изготовить панно «Скворцы прилетели». Из цветной бумаги и бросового материала можно сделать необычные цветы [5].
На уроках изобразительного искусства или во внеурочной деятельности можно предложить детям освоить нетрадиционные техники рисования.
Граттаж – работа на восковой основе: лист бумаги для рисования растирается тщательно свечкой, затем закрашивается гуашью (лучше использовать для весенней картины зеленый, голубой цвет), сушится. На таком листе «выцарапывается» рисунок.
Нанесен фон: небо, воздух. Затем просушили, для того чтобы можно было выполнять основную работу – нарисовать, «выцарапать» солнце, деревья, дом, тающего снеговика [6].
Рисунок ластиком – альбомный лист закрашивается простым карандашом, затушевывается (растирается) бумагой и ластиком вырисовывается графическая картина.
Игровое задание «Разноцветные тучки».
Детям показывают тучки разного цвета. Учитель говорит, что из тучек шел разноцветный дождик, и предлагает детям нарисовать предметы, которые побывали под дождем из предложенной тучки.
На уроке музыки предлагаем игру «Слушай дождик».
Педагог демонстрирует стук «дождика» (кончиками пальцев) по различным поверхностям – ткани, столу, стеклу, пластмассе и т.п. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, где «танцует» дождик.
На уроке литературного чтения учащиеся знакомятся с произведениями о весне. Для более полного и яркого представления природы, особенностей весеннего леса и луга, чтение литературных произведений сочетается с рассматриванием репродукций картин К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», «Мартовское солнце», И. Левитана «Март», «Половодье», «Весна. Большая вода», А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Грабаря «Мартовский снег», Н. Ромадина «Весенний день», «Цветущий бугор», А. Кокорина «Тарусы. Март», С. Герасимова «Лед прошел», Ф. Васильева «Оттепель» и др.
С помощью образовательных решений ЛЕГО можно предложить учащимся спроектировать модели клумб для школьного двора (наборы «Цветочная клумба Ханны», «Цветочная Фея», «Мой первый набор», «Набор специальных элементов», «Гигантский набор» и т.д.). Пригласив на презентацию проекта учителей и учащихся старших классов, выбирается самый интересный макет клумбы, а затем, с наступлением весны, ребята вместе со взрослыми могут реально поучаствовать в преображении своей школьной территории.
В результате такой системной работы над темой «Весенние изменения в природе» учащиеся вместе с учителем создают интеллект-карту, которая в дальнейшем используется для повторения изученного материала, актуализации знаний по теме, а также дополняется другими разделами (Рис. 1).
Систематическое применение интеллект-карт позволяет развивать познавательные учебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, знаково-символическое моделирование, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, проводить рефлексию способов деятельности и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы.
Перестройка процесса обучения на основе осуществляемых межпредметных связей сказывается и на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности [4].
Рис.1. Интеллект-карта по теме «Весенние изменения в природе и труде людей»
Список литературы
- Бьюзен Т. Супермышление/ пер. с англ. Е. Самсонов. – Минск: ООО «Пупури», 2003. – 304 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. – М.: Педагогика, 1981. – Т.3. – С.125.
- Времена года: весна. URL: http://rodnaya-tropinka.ru/vremena-goda-vesna/ #ixzz2t2RQV9C0
- Михайлова О.С. Интеграция как методическое явление. – URL: http://festival.1september.ru/articles/214076/
- Поделки в начальной школе. URL: http://www.handmade.domlad18.com
- Урок рисования №2. Техника Граттаж (или Гравюра, или «Цап-царапки»). – URL: http://u-sovenka.ru/Materialyi/UROKI-RISOVANIYA-DLYA-DETEY/2-l-r.html
Комментарии
Добавить комментарий