Т.В. Гижук (Гродно) - к. психол. н., старший преподаватель кафедры экспериментальной и прикладной психологии ГрГУ им. Я. Купалы
Исследование проводилось при поддержке гранта БРФФИ Г15М-139 от 04.05.2015 г. «Психологические факторы повышения профессиональной успешности учителей в условиях оптимизации общего среднего образования Республики Беларусь»
В предыдущих работах нами обоснована возможность модификации биографического тренинга, разработанного А.А. Кроником и Р.А. Ахмеровым, для оптимизации осознанной и смысловой саморегуляции личности (Гижук, 2015).
В процедуре предлагаемого нами индивидуального биографического тренинга можно выделить два этапа: диагностический и формирующий. Задача диагностического этапа заключается в актуализации сложившейся субъективной картины карьеры личности и выявлении ее существенных особенностей. Данный этап включает в себя следующие процедуры: поиск личностно значимых и профессионально важных событий, определение их значимости, установление хронологии событий, целевой и причинный анализ межсобытийных связей. Психологическая реконструкция системы причинных и целевых связей между событиями карьеры способствует пониманию личностью ее профессионального пути, позволяет осмыслить собственную карьеру, по-новому взглянуть на события своей профессиональной жизни, увидеть собственную роль в ее детерминации и, как результат, психологически овладеть ею.
После ознакомления испытуемых с результатами диагностического среза целесообразно приступить к процедуре оптимизации субъективной картины карьеры. Показателями, задающими ориентиры на формирующем этапе, будут выступать параметры функционального оптимума субъективной картины карьеры, выявленные нами в предыдущих исследованиях (Гижук, 2016). В соответствии с этим индивидуальный биографический тренинг, целью которого является оптимизация субъективной картины карьеры личности, должен решать следующие задачи:
- Осознание личностью позитивного профессионального опыта при чувстве нереализованности.
- Повышение профессионального оптимизма личности.
- Повышение субъективной продуктивности профессиональной карьеры.
- Повышение степени однородности субъективной картины карьеры личности.
С целью апробации индивидуального биографического тренинга были сформированы экспериментальная и контрольная группы: в экспериментальную группу вошли 17 педагогов в возрасте от 27 до 52 лет (М=38,64), педагогический стаж – от 7 до 30 лет (М=15,17), а контрольная группа включила 19 педагогов в возрасте от 25 до 59 лет (М=38,35), стаж работы – от 1,5 до 37 лет (М=14,29). Состав обеих групп был гетерогенным по социально-демографическим признакам, уровню оплаты труда, квалификационной категории и трудовому стажу. Работа с контрольной группой ограничивалась проведением трех серий замеров, а с педагогами экспериментальной группы был проведен индивидуальный биографический тренинг. Результативность индивидуального биографического тренинга оценивалась путем сопоставления параметров смысловой и осознанной саморегуляции карьеры личности до и после участия в нем. Такой способ оценки результатов формирующего воздействия широко распространен в психологической науке и практике, на его продуктивность указывает А.А. Кроник: «Сравнивая показатели методик до и после тренинга, мы можем статистически проверить связь эффекта с воздействием и установить его психотерапевтическую эффективность» (Кроник, Ахмеров, 2003, с. 240).
С этой целью было осуществлено три диагностические сессии с каждым из участников:
- первая диагностика осуществлялась до тренинга и была направлена на выявление исходных параметров психической регуляции;
- результаты второй диагностики, проводимой непосредственно после тренинга, свидетельствовали о его «моментальной» эффективности;
- третий срез проводился спустя четыре недели после окончания тренинга и был направлен на оценку не только устойчивости сдвигов в системе психической регуляции, но и успешности использования психических новообразований в реальной жизни.
Диагностические замеры производились с помощью методик: «Опросник профессионального самоотношения» (Карпинский, Колышко, 2010); «Шкала удовлетворенности карьерой» (Карпинский и др., 2015); «Метафоры профессиональной деятельности» (Карпинский и др., 2015); «Оценивание пятилетних интервалов карьеры» (Гижук, 2016). Обследование проводилось анонимно, для идентификации результатов использовался специальный шифр.
Первоочередной задачей апробации тренинга выступает определение типичных сдвигов параметров психической регуляции, на которых направлено оптимизирующее воздействие. Предполагалось, что индивидуальный биографический тренинг стимулирует позитивные сдвиги в смысловой регуляции карьеры, заключающиеся в снижении уровня бессмысленности и негативного смысла профессиональной деятельности, на фоне повышении позитивного личностного смысла профессиональной деятельности. Свидетельством положительного сдвига по данным параметрам выступит динамика изменения баллов по шкалам методики «Метафоры профессиональной деятельности». Следующим было выдвинуто предположение об оптимизирующем влиянии индивидуального биографического тренинга на субъективную картину карьеры личности, которое заключается в повышении ожидаемой продолжительности карьеры, субъективной насыщенности значимыми событиями прошлого, настоящего и будущего профессиональной жизни. Характеристика сдвига выявлялась исходя из динамики параметров субъективной картины карьеры, измеренной с помощью методики «Оценивание пятилетних интервалов карьеры». Исходя из рассмотрения субъективной картины карьеры как фактора профессиональной успешности, было выдвинуто предположение о возможности опосредованной коррекции профессиональной успешности. Динамика изменения профессиональной успешности диагностировалась путем сопоставления удовлетворенности карьерой и профессионального самоотношения личности как интегральных критериев профессиональной успешности до и после участия в тренинге. Диагностика профессиональной успешности осуществлялась два раза: до тренинга и спустя четыре недели. Замер непосредственно после участия респондента в индивидуальном биографическом тренинге нецелесообразен, так как коррекция профессиональной успешности осуществляется опосредованно путем применения полученных навыков в реальной жизнедеятельности.
Оценка статистической значимости сдвигов в психической регуляции карьеры между первым и вторым, первым и третьим, вторым и третьим диагностическими замерами осуществлялась с помощью критерия Т Вилкоксона.
При проведении формирующего эксперимента дополнительная методическая сложность определения эффекта коренится в том, что положительные сдвиги могут быть обусловлены не только специальным психологическим воздействием, но и неучтенными факторами, с целью преодоления данной сложности целесообразно ввести контрольную группу, которая не была подвергнута формирующему фактору. Нами была сформирована контрольная группа общей численностью 19 педагогов, которые также проходили три диагностических замера через временные промежутки, равные прохождению аналогичных замеров в экспериментальной группе. Для доказательства эффективности индивидуального биографического тренинга проводилось два вида статистического анализа: во-первых, синхронизированная оценка статистической достоверности сдвигов исследуемых параметров у педагогов экспериментальной и контрольной групп, а во-вторых, сравнение между собой анализируемых параметров у педагогов экспериментальной и контрольных групп. Эффективность индивидуального биографического тренинга признавалась в двух случаях: во-первых, если сдвиг в экспериментальной группе оказывался достоверным при его недостоверности в контрольной группе, и, во-вторых, если анализируемые параметры у участников экспериментальной группы после проведения тренинга имели статистические отличия от параметров у участников контрольной группы.
Результаты апробации индивидуального биографического тренинга указывают на эффективность его применения для оптимизации смысловой и осознанной саморегуляции карьеры личности.
У участников тренинга диагностируются устойчивые во времени позитивные изменения личностного смысла профессиональной деятельности: наблюдается снижение бессмысленности и негативного смысла профессии при одновременном, синхронном увеличении позитивного смысла профессиональной деятельности.
Параметры субъективной картины карьеры личности после тренинга приближаются к функциональному оптимуму данного образа: наблюдается рост насыщенности субъективной картины карьеры значимыми событиями в целом и ее временных модусов (прошлого, настоящего и будущего).
У участников тренинга наметилась тенденция роста профессиональной успешности от первого диагностического среза к последнему, указывающая на продуктивный перенос приобретенных в ходе индивидуального биографического тренинга новообразований в повседневную профессиональную жизнь.
Таким образом, индивидуальный биографический тренинг является эффективным средством оптимизации смысловой и осознанной саморегуляции карьеры, он обеспечивает системное изменение основных параметров личностного смысла профессиональной деятельности и субъективной картины карьеры. Если осмысливать психологическое содержание изменений, то их общая тенденция заключается в повышении уровня субъектности личности по отношению к собственной профессиональной жизни.
Литература
- Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: смысл, 2003.
- Гижук Т.В. Индивидуальный биографический тренинг как средство оптимизации субъективной картины карьеры педагога // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Янкі Купалы. Сер. 3. «Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія». 2015. № 3 (200). С. 136–141.
- Карпинский К.В., Колышко. А.М. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики. Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2010.
- Карпинский К.В,. Гижук Т.В., Галузо П.Р., Иванов С.А. Новые методы субъектной психодиагностики: коллективная монография. Гродно: ГрГУ, 2015.
- Гижук Т.В. Субъективная картина карьеры как фактор профессиональной успешности педагога: Дис. … канд. психол. наук. Гродно, 2016.
Комментарии
Добавить комментарий