Разделы психологии:
Бочкина Е.В. Москва, МГПУ
Впервые идея единства цикличности и линейности в процессе развития рассматривается в гегелевской философии. Там же закладываются основы для применения к проблеме развития законов диалектики. В дальнейшем этот подход активно разрабатывался в рамках философии и получил распространение в естественных и прикладных науках.
В современной психологической литературе циклическая структура рассматривается как единица познавательных процессов и способ отражения действительности. При этом особое внимание уделяется детскому возрасту.
В своих исследованиях, посвященных становлению личности в детском возрасте, Г. Лоу упоминает о цикличности. Автор считает, что пока у ребенка еще не сформирован интеллектуальный аппарат для упорядочивания событий окружающего мира, он исходит из циклических изменений своего состояния (например, голод сменяется насыщением) [12].
Р. Браун и У. Беллуджи считают, что циклический процесс возникает между ребенком и взрослым в ходе первоначального усвоения языка. Это происходит следующим образом: ребенок составляет фразу на основе своей собственной грамматики, взрослый совершенствует и преобразует эту фразу, а ребенок целенаправленно подгоняет свое последующее высказывание к модели взрослого. При этом авторы считают, что такой взаимный обмен зависит от умения организовывать свое мышление определенным образом [10].
Мы встречаем идею циклического взаимодействия в речи в исследованиях Г.М. Кучинского [5]. Автор рассматривает речевое общение как взаимодействие двух оппозиционных сторон: обращающегося и отвечающего. Обращение всегда предполагает отвечающего, который в определенный момент сам становится обращающимся. В исследованиях А. Андриевской мы обнаруживаем цикличность в процессах перехода от смысловой схемы-модели к ситуации, состоящей в полном понимании содержания и речевой модели при описании сюжетных картинок.
Приведенные выше исследования, а также наши наблюдения позволяют нам предположить, что в сознании дошкольников существует особая группа представлений, отражающих объективную и субъективную цикличность действительности. Специфика этих представлений состоит в том, что их существенной характеристикой является наличие противоположных состояний того или иного явления, что позволяет предположить наличие связи между развитием циклических представлений и диалектического мышления дошкольника. В рамках концепции, предложенной Н.Е. Вераксой [2], диалектическое мышление – форма мышления, обеспечивающая познание действительности и упорядочивание представлений у детей. Развитие диалектического мышления рассматривается как становление механизма оперирования отношениями противоположности с помощью диалектических мыслительных действий: превращения, объединения, опосредствования, сериации и обращения. Возможность применения названных умственных действий в детском возрасте обусловлена развитием особых диалектических мыслительных средств.
Представления о цикличности, как показывают исследования, входят в содержание детского сознания. Так, в работе Н.Е. Вераксы [2] показано, что при столкновении с противоречием ребенок может самостоятельно вносить в статическую ситуацию идею циклического действия. При этом способ решения задачи скорее интуитивен, нежели осмыслен.
Циклические представления при решении задачи могут быть структурированы на основе начальной и конечной стадии развития ситуации. Представления такого рода отражают процесс постепенного перехода начальной и конечной фаз цикла друг в друга, при этом выделяются промежуточные стадии перехода. Таким образом, диалектически структурированные циклические представления становятся основой для формирования способного выполнять регулятивную функцию предвосхищающего образа опосредствования [8].
Е.В. Романовой [7] была исследована динамика представлений о цикличности в дошкольном возрасте. Выделено три этапа их развития:
– этап единичных представлений, где они могут иметь неполную структуру;
– этап удвоения, когда два представления о противоположно направленных изменениях объекта существуют как пара независимых элементов;
– этап интеграции, на котором пара представлений о цикличности объединяется в целостную структуру, адекватно отражающую реальные изменения объектов.
Cтруктурное содержание представления о цикличности являет собой пару противоположных состояний объекта или ситуации (начальное и конечное), а также систему образов, последовательно отражающих процесс перехода из одного состояния в другое. При этом переход может быть как прямым: от исходного состояния к конечному, так и обратным: от конечного к исходному [9].
Рассматривая развитие представлений детей о цикличности, мы акцентируем внимание на структуре представления, которая, как мы полагаем, меняется от возраста к возрасту, от стадии к стадии. Как уже отмечалось выше, основанием для возникновения исследуемых представлений является объективная цикличность жизни ребенка, выражающаяся в ритмичном чередовании элементов режима дня, и его причастность к различным видам деятельности, носящим циклический характер. Эти представления развиваются на протяжении всей жизни человека, но особенно интенсивно в дошкольном детстве. Отчасти развитию представлений о цикличности способствует то, что в этом возрасте происходит систематическое знакомство детей с некоторыми закономерностями живой и неживой природы и явлениями общественной жизни. Но при этом необходимо учитывать, что непосредственное наблюдение различных явлений не обязательно влечет за собой формирование структурированных представлений. Представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира к концу дошкольного возраста остаются все еще неопределенными, диффузными и не совсем отчетливыми. Они существуют у детей в виде догадок, предположений, не совсем ясных знаний.
Как показали исследования, циклические представления натурально у ребенка не складываются, и очевидно, что одна из задач психологии развития состоит в поиске способов их развития. Одним из таких способов может быть выделение противоположностей.
Список литературы
- Андриевская В.В. Отображение наглядной ситуации в устной речи младших школьников // Вопросы психологии. – 1979. – № 1. – С.49-61.
- Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1987. – № 4. – С. 135-139.
- Выготский Л.С. Мьппление и речь. – М.,1996. – 416 с.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: Сб. статей. – М.-Л.,1935. – 135 с.
- Илясова Е.В. Особенности циклических представлений старших дошкольников: Тезисы докладов. 1-я московская конференция студентов и аспирантов «Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы». Часть 1. – М., 1999. – С. 101-102.
- Кучинский Г.М. Диалог и мышление. – Минск, 1983. – 190 с.
- Романова Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста: Дисс. канд. психол. наук. – М., 2000. – 131 с.
- Словарь. Психология / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.,1990. – С.241.
- Шиян И.Б. Предвосхищающий образ как средство диалектического мышления у дошкольников: Дисс. канд. психол. наук. – М., 1995. – 157 с.
- Brown R.W., Bellugi Ursula Three processes in the child's acquisition of syntax // Harvard educ. Rev. – 1934. – p. 133-151.
- Bruner J. Child's Talk. Learning to use language. – N.Y.: Norton, 1983.
- Lowe G.R. The growth of personality: from infancy to old age. – N.Y.: Penguin Books, 1987. – 272 p.
Комментарии
Добавить комментарий