Теплов Борис Михайлович

Борис Михайлович Теплов

ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ

Теплов Борис Михайлович (9 (21) октября 1896, Тула — 28 сентября 1965, Москва) - сов. психолог, основатель отечественной школы дифференциальной психологии. Развивая учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, Т. выдвинул программу изучения физиологических основ индивидуально-психологических различий человека.

Теплов и его ученики изучали свойства н.с., создавали приемы их объективной экспериментальной диагностики, исследовали психологические проявления этих свойств и формирование на их основе индивидуального стиля деятельности и др. Особую роль сыграл Т. в разработке проблемы способностей, рассмотрев в ставших классическими трудах «Психология музыкальных способностей» и «Ум полководца» проблему природных задатков и формирования способностей в конкретных типах деятельности (см. Мышление практическое). Полемизировал с А.Н. Леонтьевым, который отрицал наличие врождённых способностей и индивидуальных различий и подчёркивал влияние среды на человека.

Ряд трудов Т. посвящен теоретико-методологическим вопросам (в частности, проблеме объективного метода) и истории психологии. См. также Небылицын В.Д. (Е.Е. Соколова)

Учение Б М. Теплова о способностях, характер, темперамент, а также его экспериментальные разработки в области ощущений и восприятий стали значительным вкладом в психологию.

Награждён орденом Трудового Красного знамени, медалями Ушинского, «За оборону Москвы».

Литература

  • Проблемы индивидуальных различий. М. 1965.
  • Психология музыкальных способностей.
  • «способности и одаренность»
  • Ум полководца.
  • «Психология», Учпедгиз, Москва, 1953г.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 
Библиография: 

Гость
сб, 19/11/2016 - 19:27
В 1925 году Ю.П. Фролов - ученик Павлова, сказал, что преимущество в этом мире имеет тот индивидуум, у которого скорость образования условных рефлексов оптимальная. Немного перефразировано, но это не важно. То есть, по сути, плясать надо от физиологии, а не от того, у кого дедушка академик. Тут важно понять, что все мы разные - и НИЧЕГО сказать практически нельзя, так как ничего не доказуемо в исторически определённом времени. Делать умозрительные заключения - это не наш метод.Приводить в пример кучу кланов - это не наш метод. Там играют уже другие, не Павловские законы. Все исследования впереди.
Гость
сб, 19/11/2016 - 11:09
Пытаюсь разобраться в твоих работах. Меня интересует как в твоей школе решался вопрос о наследовании гениальности - теперь понятно, почему у Академика дети и внуки тоже академики или по крайней мере, доктора наук. Это есть именно наследственность. Я то по простоте души думал, что человек любой может стать доктором наук. Ан нет. Нужна наследственность. Ведь количество мест то ограничено. Немного попахивает нацизмом, которые выводили супер расу гениальных людей. Но уверен, что твоё учение более глубокое и правильное. Сейчас существует просто куча кланов, вернее, научных династий, которые прикрываясь твоим учением продвигают членов своих семей поближе к гениальности. Всё правильно. Иначе придут другие. Но... будут изучать твои работы и напишу. Пока, если честно говоря, просто в шоке.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки