Индикатор

ИНДИКАТОР

Индикатор (от лат. indicator — указатель) - устройство, являющееся технической реализацией сигналов-изображений или сигналов-знаков, несущих информацию об объекте.

Индикатор - основной источник информации о состоянии управляемого объекта и самой системы управления. Индикаторы различаются:

  1. По модальности сигналов (визуальные, акустические и т. п.). Наиболее многочисленны визуальные индикаторы - приборы, табло, мнемосхемы, формуляры, таблицы, план-карты, сигнализаторы и т.д. Из акустических И. наиболее распространены звонки, сирены, телефоны, громкоговорители.
  2. По назначению (выполняемой функции): командные (указывающие на действие, которое нужно выполнить, напр. сигнал «Стоп!») и осведомительные (дающие информацию о ситуации). 
  3. По способу использования Индикаторы делятся на 3 группы:
    1) для проверочного (контрольного) чтения («да - нет», «работает - не работает» и т.п.); 
    2) для качественного чтения (определение тенденции, направления изменения параметра - уменьшение или увеличение и т.д.); 
    3) для количественного чтения (определение точных численных значений управляемых величин). 
  4. По степени сложности и обобщенности представляемой информации. Различаются И.:
    1) несущие информацию об отдельных параметрах объекта (напр., термометр, манометр),
    2) интегральные, дающие информацию о нескольких параметрах объекта управления. Последние бывают 2 видов:
    а) комбинированные, на которых совмещены показания ряда отдельных приборов (напр., высотомер-вариометр на самолете);
    б) дающие обобщенное наглядное представление (условное изображение) некоторой целостной ситуации на основе обработки первичных данных многих приборов (системы типа «Коналог»; см. Контактный аналог);
  5. По характеру пользования различаются И. индивидуального и коллективного пользования. Суммарной психологической характеристикой И. является их читаемость - скорость и точность чтения показаний. См. Инженерная психология, Информационная модель, Пульт управления.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

статьи из этой категории

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР - любое из ряда физиологических измерений, которые отражают состояние эмоционального возбуждения; например кожно-гальваническая реакция. См. 1/Е коэффициент. Также называется индикатором эмоциональности, по причинам, объясняющимся в статье эмоциональность.

ЗНАКОВЫЙ ИНДИКАТОР - информация на котором отображается в знаковой форме (буквы, цифры, геометрические фигуры, условные знаки и др.). В зависимости от принципа формирования знака (символа) 3. и. можно разделить на знакомоделирующие, знакогенерирующие и знакосинтезирующие. Знакомоделирующие индикаторы основаны на использовании набора готовых знаков, с помощью которых информация отображается на экране или носителе информации (электролюминесцентные индикаторы, ЭЛТ, печатающие устройства и др.). Знакогенерирующие индикаторы основаны на использовании в основном ЭЛТ. В них знаки генерируются в процессе отображения и воспроизводятся на экране с помощью луча. Знакосинтезирующие индикаторы основаны на синтезе (образовании) знака из отдельных дискретных элементов. Образование знака осуществляется путем зажигания или гашения соответствующих индикаторных элементов. В знакомоделирующих и большинстве знакогенерирующих индикаторах требуемые знаки (чаще всего буквы и цифры) формируются из отдельных дискретных элементов: линий (сегментов), точек, строчек телевизионного растра. На качество воспроизведения знаков влияет число элементов, служащих для формирования знака. Установлено, что для качественного считывания цифро-буквенного алфавита число сегментов должно лежать в пределах 8-16. При растровом способе оптимальное число строчек растра, приходящееся на один знак, равно 10. Увеличение числа строк свыше 10 уже не приводит к увеличению точности считывания знаков. При точечном способе образования знаков оптимальной считается матрица 5x7 или 6x9. Дальнейшее увеличение размеров точечной матрицы уже не приводит к повышению качества чтения знака. При этом оптимальное отношение высоты знака к диаметру точки лежит в пределах от 7:1 до 13:1. Взаимное перекрытие точек уменьшает точность считывания. Для получения изображения с иллюзией непрерывной яркости необходимо, чтобы расстояние между точками не превышало 1. Читаемость знаков, образованных сегментным, растровым или точечным способом, практически одинакова. Это относится к знакам без перекрытия отдельных элементов. В противном случае штриховые символы имеют некоторое преимущество по точности опознания по сравнению с точечными знаками. При этом преимущество тем больше, чем больше процент перекрытия знаков. Для отображения знаков могут использоваться различные типы индикаторов: электролюминесцентные, вакуумные (накальные и люминесцентные), газоразрядные, жидкокристаллические, тиратроны тлеющего разряда, светоизлучающие диоды, лампы накаливания (проекционные и светодиодные), ЭЛТ. При их создании должны учитываться инженерно-психологические требования к знаковой индикации.

ИНДИКАТОР ТИПОВ МАЙЕРС-БРИГГС (Myers-Briggs type indicator) - средство оценки личности, предназначенное для определения того, как разные люди воспринимают и судят. Этот инструмент был задуман как практ. внедрение теории типов К. Юнга. И. т. М-Б. создавался для оценки следующих четырех биполярных измерений.

  1. Экстраверсия - интроверсия: направлено ли внимание индивидуума на людей и вещи или на идеи. 
  2. Ощущение - интуиция: предпочитает ли индивидуум воспринимать информ. посредством органов чувств или посредством интуиции. 
  3. Мышление - чувство: предпочитает ли индивидуум опираться в своих суждениях на логическое и аналитическое мышление или на чувства
  4. суждение - перцепция: предпочитает ли индивидуум суждение или перцепцию как образ жизни. То есть оценивает ли он события с т. зр. нек-рого набора критериев (норм, стандартов и т.д) или просто переживает их?

Ценность И. т. М-Б. заключается в объединении в одно целое этих четырех биполярных измерений, что дает 16 комбинаций, отличающихся однозначно определяемым и характерным шифром паттерна оценок. Эти 16 интерпретаций стали предметом множества исслед., часть к-рых не всегда осуществлялась с надлежащей строгостью или проводилась на основе сомнительных планов. В ряде исслед. были установлены значимые связи типа индивидуума с измерениями личности, интересами и характеристиками учеб. деятельности у студентов колледжей. В др. исслед. обнаружена связь типа индивидуума с креативностью у представителей различных профессий. И. т. М-Б. - это бланковый опросник без ограничения времени заполнения, хотя обычно оно составляет около 1 часа. Подсчет показателей может осуществляться машиной либо вручную. Нормы для анализа рез-тов осн. на обследовании уч-ся старших классов, студентов колледжей и др. учеб. заведений, с разделением по полу и области выбранной специализации. Коэффициенты надежности, вычисленные на шести выборках (по 100 уч-ся в каждой) методом расщепления теста на эквивалентные половины, варьируют от 0,66 до 0,91 для лиц мужского пола и от 0,74 до 0,93 для лиц женского пола. См. также Аналитическая психология, Оценка личности Р.С. Эндрулис.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки