Самоопределение и профориентация в рамках экзистенциального подхода

Васильева Лилия Алексеевна − студентка магистратуры «психологическое консультирование», коуч, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа»; г. Москва, Кутузовский проспект д.34 стр.14.

Аннотация Статья посвящена построению консультирования по самоопределению и профориентации в рамках экзистенциального подхода для различных возрастных групп. В данной работе рассмотрены: самоопределение как представление о смысле жизни и свободе выбора своего пути; исследование опыта человека в четырех измерениях по Эмми Ван Дорцен и консультирование с точки зрения целостности человека в феноменологическом подходе.

Ключевые слова: выбор, самоопределение и профориентация, смысл жизни, феноменологический подход, экзистенциальный подход

REFLECTIONS ON THE TOPIC OF "SELF-DETERMINATION AND PROFORIENTATION" IN THE FRAMEWORK OF EXISTENTIAL APPROACH

Vasilyeva Lilia Alekseevna - student of the master's program "psychological counseling", coach Non-state educational private institution of higher education "Moscow Institute of Psychoanalysis"; Moscow, Kutuzovsky prospect, 34, building 14.

Abstract The article is devoted to the construction of counseling on self-determination and career guidance in the framework of an existential approach for different age groups. This work considers: self-determination as an idea of the meaning of life and the freedom to choose one's own path; study of human experience in four dimensions by Emmy Van Dorzen and counseling from the point of view of human integrity in a phenomenological approach.

Keywords: the choice, self-determination and career guidance, meaning of life, phenomenological approach, existential approach.

Размышления на тему «самоопределения и профориентации» в рамках экзистенциального подхода очень интересны и на самом деле являются сутью подхода, так как он помогает найти ответ на вопросы «Кто Я? Куда Я? Зачем Я?». Весь подход говорит о том, что у человека для жизни и деятельности должен быть смысл. Для того, что бы подниматься утром и преодолевать препятствия должен быть смысл и этот смысл может быть найден только самим человеком.

Для изучения себя хорошо иметь некую карту и у Эмми Ван Дорцен мы находим эту карту. Она предлагает рассматривать человека с четырех позиций. Это как некая диссоциация и собирание отдельных кусочков пазла в общую картину.

«Люди переживают мир в разных измерениях. Работа экзистенциального консультанта представляет собою исследование опыта человека во всех измерениях. Выделяются четыре измерения. Это

  • Физическое измерение (Umwelt)
  • Социальное измерение (Mitwelt)
  • Личное измерение (Eigenwelt)
  • Духовное измерение (Uberwelt)

Физическое измерение - измерение, которому принадлежит наше отношение к материальному миру вокруг нас, к природной среде. Оно представляет нашу реализацию в этом мире и наше отношение к фактическим ограничениям и вызовам, с которыми мы, таким образом, сталкиваемся.

Социальное измерение - ему принадлежит наше отношение к другим людям, которые вместе с нами живут в мире. Оно представляет нашу причастность к общественной сфере, где на наше поведение и восприятие влияют общественные нормы, социальные соглашения, и межличностные отношения, связанные с властью и подчинением.

Личное измерение связано с нашим личным отношением к себе, которое возникает при самосознавании. Это наш собственный мир и он может включать в себя наше отношение к вещам, животным или людям, которых мы ощущаем частью себя.

Духовное измерение связано с нашими отношениями к верованиям, идеям, ценностям и принципам, согласно которым мы живем. Это измерение нашего целостного видения жизни и идеологической позиции, которое определяет, как мы действуем в других измерениях и как мы осмысливаем мир» [1].

Итак, начиная с физического бытия, с осмысления своих ограничений и свобод человек начинает понимать свои обязанности перед миром. Фактически это тот уровень, где мы и пытаемся найти себе профессию. Это то, что нам свойственно – созидать, разрушать, преобразовывать. Созерцать или делать. Сажать или расчищать. Это наш способ Бытия. И расширяя понятие этого способа человек сможет с нашей помощью увидеть – а что он делает то на самом деле. И что у него получается лучше всего.

Посмотрев наш социальный мир через призму этой карты, мы увидим – а кто я в команде, как я вижу свою группу, кому я готов подчиняться и что я вообще хочу от других во взаимодействии. Не зная этого – сложно понять, какая работа мне подойдет.

Личное измерение поможет рассмотреть особенности характера человека, его энергетические циклы, как он сам себя воспринимает. Есть ли у человека вообще связь с самим собой. Что с его самооценкой, локусом контроля и умением контролировать себя. Это первое, что мы делаем с помощью тестирования в профориентации.

Духовное измерение поможет определить культуру человека, ценностные установки и мотивацию. Именно здесь мы ищем смысл в своей жизни. И если мы его нашли и осознали, то никакие сложности не сломят человека. Его внутренняя свободная часть всегда сможет найти дорогу к тому, что желаемо. Этот уровень ответственен за те решения, которые мы принимаем, так как мы их принимаем исходя из своих верований, устремлений и ценностей (свобода, быть с кем-то, удовольствие и т.д.). Изменяя свои ценностные установки - человек меняет себя, меняет восприятие мира и тогда – меняется работа и те, с кем он взаимодействует. Он ищет себе «своих». И мы опять проходим по всей карте, по всем уровням.

Таким образом, этот вариант «сборки» для самоопределения подходит и для школьника и для взрослого человека. И делает этот процесс чуть более понятным.

Обратимся к феноменологическому подходу. Он так же интересуется целостностью человека. Показания для феноменологии: Более глубокое понимание другого и самого себя. Рассмотрим процесс профориентации через компоненты, на которые опирается Феноменология [2, стр. 90]:

Решение. Здесь понятно, что если клиент пришел с этим запросом и Вы его взяли, то Вы приняли решение быть открытым, увидеть его, помочь самому себя ему увидеть и готовы пройти этот путь с человеком.

Обращение. Всеми органами чувств и интуицией повернуться к другому и освободить внимание для восприятия. Мы через свои ощущения здесь и сейчас помогаем клиенту осознать свои сильные и слабые стороны, свои деструктивные программы и установки, которые ограничивают и помогаем соизмериться с этим. Принять себя.

Терпение. Назначив время, за которое результат должен быть обнаружен или определить границы понимания - мешает процессу. «Процесс узрения сущностного требует времени!» [1]. Взаимодействие - это событие и оно зависит от обоих участников. К самоопределению это имеет прямое отношение. Терапевт помогает увидеть себя, понять себя. Принять свои свободы и ограничения. Тесты и опросники сильно упрощают человека, хотя дают некоторое понимание о том, кто пришел к нам. Но то, что скрыто за нормами, установками и социально ожидаемыми ответами, проявляется только после появления доверия, когда и терапевт «проявился» и клиент позволил себе стать чуть более проявленным. И это очень тонкое, «интимное» чувство. И только после этого начинается истинное взаимодействие. И тогда уже клиент не боится проявления своего Person, без масок. И только тогда возможно настоящее самоопределение.

Если мы любим, то нам видна и доступна несравненность и несравнимость человека, поэтому любовь исключает взаимозаменяемость. Так и клиент, который ищет своё истинное «я» - кто Я, куда Я, зачем Я - желает, чтобы терапевт увидел в нём именно эту уникальность. В действительности, об этом много написано - если ты сможешь найти себя истинного и понять то, что ты делаешь лучше других - то тебе не страшны ни конкуренты, ни увольнения. Ведь ты единственный, уникальный, такой «сборки» больше нет.

Таким образом, клиент ждёт, что терапевт увидит его любящими глазами. Но фокус в том, что ему самому надо себя полюбить и увидеть с помощью терапевта своими любящими глазами. Иначе это не принимается, обесценивается. Человек не верит в то, что он не может чувствовать и не может понять. Терапевт не может, не имеет права любить клиента более, чем клиент любит и принимает себя. По большей части, именно поэтому процесс самоопределения и самопринятия не может быть быстрым и лёгким.

Если говорить о работе в рамках «самоопределения» феноменологическим методом, то они прекрасно укладываются в привычную работу.

1. Что показывается (спонтанно) Клиент раскрывает понимание себя с горизонта своего повседневного мира и своего повседневного переживания. И терапевт соотносится с тем, что ему представлено: как клиент строит день? Какие контакты и как выстраивается контакт? Чего хочется достичь и что уже есть? Как обучается? Что любит делать, а что не любит? Как было в детстве и что сейчас? Какова роль в семье? Какие мотивы и ценности важны? Исходя из чего принимаются решения? Какой фактически воспринимаемый способ бытия в мире?

2. Конструкция - как это есть? Создание «образа», композиции целого из отдельных феноменов. Мы отвечаем сами себе на вопросы: что я понимаю? Что является важным? Как вещи связаны между собой? Терапевт как пазл собирает результаты тестирования, ответы на опросники, результаты упражнений, интонации в беседе, уровень напряжения в различных темах, способы реагирования на неудобные темы, внешний вид, позы, способности, уровень развития и пр. Из этого всего, как результат синтеза, создается общая картина. Во время встречи она предъявляется клиенту, и будучи помещенной в контекст встречи, дополняется и углубляется. Во время взаимодействия клиента и терапевта включается генеративное поле, в напряжении которого рождаются вопросы, которые необходимо прояснить и происходит взаимодействие «Мы», выход в другую позицию - где рождается совершенно новое - видение, понимание, идеи и смыслы.

3. Деструкция. Это так? Это действительно важное? Это все, что Я, Ты, Мы оба поняли?

После того, как были схвачены существенные взаимосвязи, необходимо снова подвергнуть сомнению и самого себя (терапевта) и увиденное. Мы работаем с «целым» человеком и стремимся приблизиться к его целостности. Мы заново проверяем то, что было обнаружено и соответствует ли это ценностям и стремлениям человека. Как это можно вписать в его Колесо жизненного баланса сфер жизни и его соотношения субличностей (или четыре Мира по Эмми Ван Дорцен). И ведёт ли то, что мы нашли к тому, что мы найдём после ответа последовательно несколько раз «Зачем?» Есть ли для клиента в этом смысл? Будет ли он ради этого вставать по утрам из теплой кровати и преодолевать свой страх, лень и другие, более сложные препятствия. И мы как бы опять возвращаемся к этапу 2 - как это для тебя? Это как? И приблизиться к истине мы не сможем, но мы будем в поиске и в процессе бесконечного приближения к ней.

Согласно Ленгле, эти три шага ведут к внутренней феноменологии по отношению к самому себе.

Таким образом, клиент достаточно близко знакомится с собой, со своей свободной частью и начинает видеть себя, осознавать и принимать. Происходит самоопределение в рамках личных свобод и ограничений. Человек становится свободным. И готов заниматься тем, что стоит на стыке «Хочу/ Могу/ Необходимо людям» и что наполняет его жизнь смыслом.

Вывод: Для самоопределения хороши те подходы, которые воспринимают человека целостно. Экзистенциальный подход дает нам возможность сделать это достаточно легко, так как здесь дается свобода для предъявления человека так, как он хочет и может. А расширяя его понимания мира, понимание себя мы в результате можем обнаружить Person — свободное в человеке, из которого он уже сам формирует смысл своего Бытия. И он более не боиться быть собой. А это и есть то, что мы ищем в самоопределении.

Литература

  1. Дорцен Э. Ван «Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия» Изд.; Ростов-на-Дону, Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007 г.
  2. «Экзистенциальный анализ. №1. Бюллетень, 2009.», Москва, 2009. 212 стр. ИЭАПП (Институт экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии) — член GLE-international (Международное общество экзистенциального анализа и логотерапии) ISSN 2073-0489 http://aeapp.ru/sites/default/files/uploads/bulletin_11.pdf

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Васильева Л.А. «Самоопределение и профориентация» в рамках экзистенциального подхода // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 171-175.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки