Психолого-педагогические аспекты влияния кино и телевидения в современной образовательной среде

Бережная Мария Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры истории и философии ВГИК профессор кафедры «Управления персоналом и психологии» Финансового университета при Правительстве РФ, профессор кафедры психологии РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, РФ.

Кино и телевидение в современной культуре и образовании в целом оказывает огромное психологическое влияние на формирование, развитие и воспитание личности, где находят свое отражение чувства, обычаи, а также социальные преобразования, происходящие в обществе. В данный момент кино и телевидение стали не только привычной для личности формой развлечения, но и важными информационными источниками, которые в основном и формируют ценностные ориентации личности, индивидуально-личностные установки, стереотипы восприятия; а также как инструменты, помогающие человеку осмыслить, осознать, принять и скорректировать собственные поведенческие реакции на происходящие события.

Динамичные изменения современного российского общества делают задачу освоения культурного и социального пространства для молодежи необычайно сложной. В результате, молодые люди испытывают сильнейшее давление культурных и социальных мировых проблем, в результате создавая повышенную группу риска в обществе, так как обладают минимальной социальной и психологической устойчивостью и защищенностью. Учитывая вышесказанное, развивающие и воспитательные функции кино и телевидения выступают во всем мире наиболее значимыми и необходимыми. Основными задачами кино и телевидения в данном контексте выступают не только информирование и развлечение, но и развитие, обучение, а также способствование процессу познания и самопознания личности.

Современная образовательная политика Российской Федерации предусматривает формирование общей культуры, а также духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся на всех уровнях непрерывного образования. Согласно Указу Президента Российской Федерации 2016 год объявлен Годом российского кино [2]. Проведение года российского кино по замыслу правительства является логичным и важным продолжением государственной политики, направленной прежде всего на популяризацию, повышение качества и общественного значения кино в образовательной практике.

Мы можем наблюдать, что в настоящее время многую продукцию кино и телевидения, которая демонстрируется на экранах, нельзя отнести к понятию киноискусства, а лишь только ту, в которых сочетается высокохудожественная форма и глубокое нравственное, воспитательное и развивающее содержание. С точки зрения требований действующих федеральных государственных образовательных стандартов общего и высшего образования в России, такой вид обучающей и воспитательной деятельности как просмотр кинофильма, должен прививать учащимся не только художественное и эстетическое чувство, осознание чувства прекрасного, но и помогать формированию и развитию у него мотивационно-эмоциональной и ценностной сфер личности, а также носить обучающий, развивающий и просветительский характер.

Разнообразие форм, видов и методов телевидения и кино в современных условиях российского образования приобретают все новые и разнообразные возможности воздействия на личность. Как важный социальный институт, кино и телевидение в современном социокультурном пространстве серьезно видоизменилось. Прежде всего это связано с переходом к информационным технологиям, в результате чего изменились виды взаимодействия на аудиторию, что в свою очередь расширило формы и функции, особенно в системе современного образования. В данных условиях многие российские образовательные учреждения создают собственные теле- и киностудии, которые непосредственно отвечают за разработку и реализацию данных образовательных программ и выпуск учебной кинопродукции. Целью данной кинопродукции является прежде расширение общего кругозора зрителей, воспитательное и развивающее воздействие, вовлечение учащейся молодежи в творческий процесс, эстетическое развитие, а также общее просветительское воздействие. Здесь могут быть использованы различные формы подачи: ток-шоу, выпуски новостей, документальные и научно-популярные фильмы, телепередачи развлекательного и развивающего характера, телеспектакли, художественные кинофильмы, телевизионные лектории и т.д.

Лучшие образцы кинопродукции оказывают огромное позитивное воздействие на развитие эмоционально-чувственной, мотивационно-потребностной, а также ценностно-смысловой сфер личности, что активно используется также в психолого-педагогической практике. Одной из самых действенных форм арт-терапии и артпедагогики является кинотерапия, способствующая развитию способности личности к самораскрытию, самонаблюдению, осмыслению собственных мотивов, целей и потребностей, развитию понимания чувств и смыслов других, значимых людей, духовному росту и разрешению внутренних конфликтов, а также переживанию и разрешению актуальных жизненных событий. С помощью сформированных позитивных художественных образов в сознании личности создается определенная установка на дальнейшие позитивные поведенческие реакции. Данный вид арт-терапии более эффективен, например, по сравнению с библиотерапией, поскольку в нем задействуется не только сюжет, но и создаваемый визуальный ряд, а также аудиальное сопровождение, что оказывает комплексное воздействие на личность, а также позволяет объединить психологическое воздействие и воздействие искусства. Также, кинотерапия является мощным дидактическим методом в обучающем процессе. Кинофильм выступает здесь как жизненная метафора, эмоционально созвучная, позволяющая человеку осознать круг своих проблем и путей их дальнейшего решения, формирующая в последствии модель поведенческих реакций личности в определенной жизненной ситуации. В представленном контексте кинотерапию можно рассматривать как мощный инструмент в психолого-педагогической деятельности, направленной на становление и развитие личности, развитие позитивного, неординарного, творческого мышления и построения дальнейшей жизненной стратегии личности в целом.

Современное кино и телевидение, включая также и интернет-пространство, учитывая общедоступность и демократичность представленных форм, оказывает огромное как положительное, так и отрицательное влияние на социально-психологическую адаптацию, социализацию, воспитание и развитие в современной личности. С данной точки зрения, на современное образование ложится огромная ответственность по подготовке и реализации качественной соответствующей кино- и телепродукции, которая могла бы оказывать положительное влияние на мыслительные процессы и образ жизни личности, включенной в психолого-педагогическую и образовательную деятельность, в целом, поскольку в современной культуре кино и телевидение воздействует на все уровни сознания и мыслительной деятельности личности.

Представленная статья выполнена автором при поддержке Гранта РГНФ, Проект № 15-06-10481, «Проблема психологического обоснования экспертизы телесюжетов для детей» (2015-2017 гг.).

Литература

  1. Бережная М.С. Влияние кино и телевидения на социокультурную адаптацию личности (К вопросу создания образовательных адаптирующих телевизионных программ для детей и молодежи) [Электронный ресурс]. http://www.art-education.ru/electronic-journal/vliyanie-kino-i-televiden...
  2. Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года российского кино» от 7.10.2015 года № 503 [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/laws/acts/78/534851.html

Автор: 

Дата публикации: 

22 апр 2016

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Tags: 

    Для цитирования: 

    Бережная М.С. Психолого-педагогические аспекты влияния кино и телевидения в современной образовательной среде // Проблемы творческого развития личности в системе образования: сб. науч. статей по материалам III всерос. науч.-практ. семинара, Москва, 31 марта 2016 г. / сост. А.В. Криницына. – М.: ФГБНУ ИХОиК РАО, 2016. – С. 14-16.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки