Психолого-педагогическая подготовка учителя начальной школы в свете внедрения профессионального стандарта педагога

Ткаченко И.В. профессор кафедры социальной, специальной педагогики и психологии, доцент ФГБОУ ВО "Армавирский государственный педагогический университет", Армавир, Россия

Аннотация. В данной статье отмечается, что вступление в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», мониторинг системы высшего образования страны, появление новых нормативных актов, регламентирующих организацию образовательного процесса, требует от коллективов образовательных организаций высшего образования системных действий по обновлению содержания и качества своей деятельности. В большей степени это относится к педагогическим вузам. Сегодня педагогический вуз обязан построить систему обучения студентов так, чтобы она соответствовала федеральным образовательным стандартам высшего образования по направлению «Педагогическое образование» и обязательно учитывала требования Профессионального стандарта педагога. Автор отмечает, что Профессиональный стандарт педагога предъявляет к учителю начальной школы очень высокие требования, включающие способность ориентироваться в предметной области преподаваемых дисциплин, компетентность в вопросах морали, права, политики, экономики, педагогики, психологии, этики, общения и ориентацию на ученика как на растущего человека и развивающуюся личность. Данные требования оправданы, так как учитель начальной школы является основным элементом социальной ситуации развития младшего школьника. Кроме этого, дети младшего школьного возраста характеризуются восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому этот возраст является сензитивным для формирования психологической половой идентичности, оптимизации гендерных отношений и развития нравственных качеств у учащихся.В статье делается акцент, на том, что нравственность может сформировать только высоконравственный педагог, который не только в теории, но и на практике доказывает наличие у себя такого качества. Исходя из того, что культурные и общекультурные компетенции у будущих педагогов формируются в рамках образовательных программ вуза необходимо, чтобы их содержание было направлено на развитие высоконравственной, индивидуальной и неповторимой личности обучающегося. А компетенции, которые формируются у будущих учителей начальной школы в рамках образовательных стандартов высшего образования должны перекликаться с трудовыми функциями, обозначенными в Профстандарте.

Ключевые слова: педагог, федеральный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, обучающиеся, компетенции, трудовые функции, обучение, развитие, Воспитание.

Вступление в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», мониторинг системы высшего образования страны, появление новых нормативных актов, регламентирующих организацию образовательного процесса, требует от коллективов образовательных организаций высшего образования системных действий по обновлению содержания и качества своей деятельности. В большей степени это относится к педагогическим вузам. Сегодня педагогический вуз обязан построить систему обучения студентов так, чтобы она соответствовала федеральным образовательным стандартам высшего образования по направлению «Педагогическое образование» и обязательно учитывала требования Профессионального стандарта педагога.

Профессиональный стандарт педагога предполагает подготовку учителя начальной школы, как многомерного специалиста, обладающего умениями работы с обучающимися различных категорий: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. До недавнего времени такими категориями детей занимались только в специализированных школах-интернатах, лицеях, гимназиях. Для таких учащихся писали специальные программы, учитывающие не только возрастные особенности, но и индивидуальные достижения, нарушения в развитии и другие особенности В настоящее время, такие учреждения продолжают функционировать, но все чаще таких детей можно встретить в обычной школе, в которой существует единая программа, но при этом педагог должен уметь обучить , воспитать и развить ребенка с учетом его категории. Нужно отметить, что в соответствии с Профессиональным стандартом педагог должен также уметь осуществлять диагностику и коррекционно-развивающую деятельность.

Изменения происходящие в школьной системе: внедрение федеральных государственных стандартов; необходимость организации различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебноисследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой; обязательное внедрение секции шахмат; Воспитание и развитие интереса к спорту у российских школьников, инклюзивное образование, и т.д. предполагают подготовку высококвалифицированного специалиста - педагога, желающего и умеющего внедрить новые подходы, новые технологии общего начального образования.

Придя в школу настоящего времени выпускник педагогического вуза сталкивается и с другими ,казалось бы не новыми, но все же актуальными и важными направлениями деятельности учителя начальной школы, такими как гендерное развитие школьников, работа с детьми девиантного поведения, консультирование семей различных категорий.[2] В современном обществе, насыщенном информационно, это сделать не просто. В прежние времена за развитие личности ребенка традиционно считались ответственными семья и школа, но в данный момент к этим сферам влияния необходимо добавить информационнокоммуникационное пространство общества.

И все же, младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сензитивным для формирования психологической половой идентичности, оптимизации гендерных отношений и развития нравственных качеств. Особенная роль в этом отводится учителю начальной школы, так как он является основным элементом социальной ситуации развития младшего школьника. Лоуренс Дж. Питер писал: " Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончается его влияние. "В младшем школьном возрасте оно особенно велико в силу возрастных особенностей и поэтому очень важно какими личностными качествами обладает сам учитель. Дубровина И.В. отметила, что нравственность не формируется сама по себе, ее может сформировать только высоконравственный педагог, который не только в теории, но и на практике доказывает наличие у себя такого качества. [1]

В свою очередь нужно отметить, что культурные и общекультурные компетенции у будущих педагогов формируются в рамках образовательных программ вуза. Если данная работа ведется формально, то это может привести к деформации личности выпускника, будущего педагога, профессиональная деятельность которого будет направлена на формирование сознания подрастающего поколения страны, моральные принципы в обществе. Но если заглянуть в будущее, то выпускник школы, воспитанный таким "педагогом" может стать студентом педагогического вуза... И тогда мы можем только предположить, к чему приведет одна "ошибка" в подготовке специалиста и как она отразится на обществе в целом. В связи с этим, ответственность у вуза, готовящего учителей увеличивается вдвойне.

Таким образом, профессиональный стандарт педагога предъявляет учителю начальной школы очень высокие требования, включающие способность ориентироваться в предметной области преподаваемых дисциплин, компетентность в вопросах морали, права, политики, экономики, педагогики, психологии, этики, общения и ориентировку на ученика как на растущего человека и развивающуюся личность. [1]

В таких непростых условиях образовательные программы высших учебных заведений должны быть разработаны с учетом всех вышеперечисленных особенностей, которые отражены в Профессиональном стандарте педагога. Компетенции, которые формируются у будущих учителей начальной школы в рамках образовательных стандартов высшего образования должны перекликаться с трудовыми функциями, обозначенными в Профстандарте. В противном случае выпускник, у которого они не будут сформированы в последствии не сможет пройти аттестацию. В связи с этим, образовательные программы подготовки педагогов начальной школы, на наш взгляд, должны включать такие специальные дисциплины, как "Коррекционная педагогика", "Специальная психология", "Развитие креативных способностей"[4], "Коррекционно-развивающая деятельности учителя начальных классов", "Психологические особенности гендерного развития младших школьников" [2,3] и т.д. При этом разработчики программ не должны это делать за счет дисциплин, формирующих знания и компетенции в предметных областях и дисциплин методической направленности.

Кроме этого, все вузовские программы должны быть направлены на развитие высоконравственной, индивидуальной и неповторимой личности будущего педагога. В данном случае хочется еще раз процитировать замечательного российского психолога, доктора психологических наук, академика РАО Дубровину Ирину Владимировну, которая очень точно отметила, что "специфика профессии учителя - в постоянном общении с детьми, у каждого из которых есть свое миропонимание, свои индивидуальные особенности, своя убежденность. Но и каждый учитель индивидуален, уникален, обладает только ему присущими чертами и качествами личности. И чем ярче и самобытней его личность, тем выше его профессиональное мастерство и тем более значительно его влияние на формирующуюся личность ребенка".[1]

Литература

  1. Дубровина И.В. практическая психология в лабиринтах современного образования. Монография. М.: НОУ ВПО "МПСУ",2014. 464 с.
  2. Ткаченко И.В., Лисицкая Л.Г.Профессиональный стандарт педагога: ступени психолого-педагогической и информационно-коммуникационной подготовки: монография. Армавир: РИО АГПА, 2014. 112 с.
  3. Evdokimova E.V., Tkachenko I.V., Lisitskaya L.G. Gender features of the formation of value attitude to parenthood among the students of pedagogical high school//The Social Sciences (Pakistan). 2015. Т. 10. № 7. С. 1596-1601.
  4. Lisitskaya L.G., Tkachenko I.V., Evdokimova E.V., Pavlenko I.V. Raining of future teachers by means of humanities in the light of teacher's professional standard // The Social Sciences (Pakistan). 2015. Т. 10. № 8. С. 2131-2135.

Tkachenko I.V. Psychological and pedagogical training of teachers of elementary schools in the light of the introduction of the professional standard of the teacher

Abstract. In this article it is noted that the entry into force of the Federal Law "On Education in the Russian Federation", monitoring of the system of higher education of the country, the emergence of new regulations governing the organization of the educational process requires systemic actions for the collectives of higher education educational institutions to update the content and quality of their activities. To a greater extent this applies to pedagogical universities. Today, the pedagogical university is obliged to build a system of teaching students so that it corresponds to the federal educational standards of higher education in the direction of "Pedagogical Education" and necessarily takes into account the requirements of the Professional Standard of the teacher. The author notes that the professional standard of the teacher makes very high demands on the elementary school teacher, including the ability to navigate in the subject area of the subjects taught, competence in matters of morality, law, politics, economics, pedagogy, psychology, ethics, communication and orientation to the student as a growing a person and a developing personality. These requirements are justified, since the elementary school teacher is the main element of the social situation of the development of the junior schoolboy. In addition, children of primary school age are characterized by susceptibility to external influences, compliance to emotional impact and therefore this age is sensitive to the formation of psychological gender identity, the optimization of gender relations and the development of moral qualities in students. The article emphasizes that morality can to form only a highly moral pedagogue who not only in theory but also in practice proves the existence of such a quality. Proceeding from the fact that the cultural and general cultural competencies of future teachers are formed within the educational programs of the university, it is necessary that their content be directed to the development of a highly moral, individual and unique personality of the learner. And the competences that are formed in future primary school teachers in the framework of educational standards of higher education should echo the labor functions specified in the Professional Standard.

Keywords: teacher, Federal educational standard, professional standard, students, competence, labor functions, training, development, education.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

9 окт 2018

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Ткаченко И.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя начальной школы в свете внедрения профессионального стандарта педагога // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 10-11 октября 2018 / Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. В 2-х частях. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – Ч. 2. – 283 с. – С. 124-128. – 0,3 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки