Особенности общения дошкольников в детских садах с различными образовательными средами

Особенности общения дошкольников в детских садах с различными образовательными средами // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

Особенности общения дошкольников в детских садах с различными образовательными средами

Изменения социальной ситуации в целом, смещение воспитательных и образовательных приоритетов, уменьшение времени, отведенного ребенку на игру и свободную деятельность, появление новых способов взаимодействия, в том числе компьютерных игр, большая занятость детей и многие другие факторы не могут не сказываться на общения современных дошкольников со сверстниками, их способности выбирать себе партнеров, организовывать совместную игру и другие виды деятельности, решать конфликты, понимать других людей и т.д. (Н.А. Короткова, В.С. Собкин, Е.О. Смирнова, Л.И. Эльконинова и др.). В связи с этим актуальным становится вопрос о том, какую роль в этом процессе играет образовательная среда дошкольного учреждения, в котором дети проводят большую часть времени.

Представленное исследование направленно на выявление связи различных показателей межличностного общения со сверстниками детей младшего и среднего дошкольного возраста с типом образовательной среды. Мы предположили, что общение дошкольников со сверстниками связано со структурированностью образовательной среды дошкольного учреждения, которое они посещают.

В качестве методов исследования межличностного общения дошкольников использовались: включенное наблюдение в группе детского сада, «Мозаика» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова), «Два дома» (модификация Р.И. Говоровой), «Игровая комната» (модификация Т.В. Лаврентьевой) [там же]. Полученные данные были проанализированы с помощью U-критерий Манна-Уитни и t-критерию Стьюдента.

А.Г. Ковалев и В.И. Слободчиков считали степень структурированности образовательной среды одним из важнейших для ее анализа и определяли ее через три компонента: образовательную программу, физическое окружение и человеческий фактор. При этом образовательные программы, которые реализуются в ДОУ, рассматривались нами как наиболее значимые параметры, так как они во многом определяют построение образовательно-воспитательного процесса, его приоритеты, стиль взаимодействия взрослого с ребенком, развивающую среду и др. Используя данные параметры, были выделили два дошкольных учреждения г. Москвы, которые значительно различались по степени структурированности образовательной среды: «Академия Интересов», отнесенная к минимально структурированным средам, и ГОУ №2523, где среда была оптимально структурирована.

В исследовании участвовали 38 испытуемых (18 мальчиков, 20 девочек) младшего и среднего дошкольного возраста от 3,06 до 4,11 лет. Из них 20 детей (9 мальчиков, 11 девочек) посещали ДОУ ЦРР №2523, реализующий программу «От рождения до школы» и элементы программы «Развитие», а 18 детей (9 мальчиков, 9 девочек) посещали группу кратковременного пребывания в НОУ «Академия интересов» г. Красногорск. По основным показателям, таким как социальный статус, материальное положение, национальность, состав семьи, половая принадлежность, группы были уравнены. Проведя математическую обработку данных (t-критерия Стьюдента) и сравнив различия отдельно по коммуникативной составляющей (tЭмп= 1; критические значения t от 1,97 до 2,61), интерактивной (tЭмп = 0,3; критические значения t от 1,99 до 2,64) и перцептивной составляющим (tЭмп = 0,9; критические значения t от 1,99 до 2,63), а также по всем трем составляющим общения вместе (tЭмп = 1,2; критические значения t от 1,96 до 2,58), мы не обнаружили значимых различий. Однако были отмечены различия на уровне тенденции в развитии коммуникативной и перцептивной составляющих общения в целом в пользу детей, посещавших менее структурированную образовательную среду.

Проведя более детальный анализ, было обнаружено, что существуют значимые различия по отдельных показателям общения детей, посещавших дошкольные учреждения с различным структурированием образовательных сред.

Коммуникативная составляющая общения по таким показателям как игровые навыки и инициативность значимо лучше была развита у детей, посещавших «Академию интересов», где среда мало структурирована (при p≤0,01).

Перцептивная составляющая общения была более благополучной по такому показателю как частота взаимных выборов. Дети, посещавшие «Академию интересов» чаще выбирали детей из своей группы для общения, чем дети из ГОУ № 2523 и редко отрицательно к ним относились (при p≤0.01).

Значимых различий в интерактивной составляющей общения (конфликтности и просоциальном поведении) выявлено не было. Однако были выявлены различия на уровне тенденций. Дети, посещавшие детский сад с оптимально структурированной образовательной средой, оказались более благополучными в общении в целом, более склонны к эмпатии и менее конфликтны.

Анализируя полученные результаты, мы предположили, что дети, включенные в минимально структурированную образовательную среду, гораздо более свободны и имеют больше времени для взаимодействия со сверстниками. В наблюдении было отмечено, что они чаще играют в сюжетно-ролевые игры, или игры с правилами, иногда обращаются к воспитателям за помощью в организации таких игр. В то же время дети, включенные в оптимально структурированную образовательную среду, в основном играют в игрушки или же с настольными и развивающими играми, часто обращаются к воспитателю за помощью и с целью разрешения конфликтных ситуаций в группе. Возможно, именно слабая структурированность образовательной среды, меньший контроль со стороны взрослого, наличие свободного времени позволили детям из «Академии интересов» больше играть. Дети в сюжетно-ролевых играх имели возможность чаще и интенсивнее взаимодействовать друг с другом, а, следовательно, быть более инициативными, сформировать представления о своих симпатиях/антипатиях в общении.

В то же время склонность к просоциальному поведению, эмпатийность, успешность в общении, более свойственные детям, посещающим ДОУ с оптимально организованной средой, скорее всего, являются следствием более внимательного отношения педагогов к социальному развитию, соблюдению норм поведения в группе, освоению навыков социального взаимодействия.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что структурированность образовательной среды (степень свободы, предоставляемой детям, контроль со стороны взрослых и т.д.) имеет значение для развития коммуникативной и перцептивной сторон общения детей со сверстниками. Наличие вариативности образовательной среды в дошкольном обучении позволяет подобрать для каждого ребенка подходящее для него дошкольное учреждение. Унификация дошкольного образования, чрезмерная его структурированность может привести к уменьшению ресурсов для развития уникальности личности и общения дошкольников.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки