Актуальность формирования антитеррористической и антиэкстремистской направленности сознания в образовательной среде вуза

Кагермазова Лаура Цраевна, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», Грозный, Россия
Абакумова Ирина Владимировна, профессор, декан факультета «Психологии, педагогики и дефектологии», зав. кафедрой «Общей и консультативной психологии», профессор, член-кор.РАО, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Масаева Зарема Вахаевна, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Грозный, Россия

Аннотация: В статье рассмотрены способы формирования антитеррористического и антиэкстремистского сознания молодёжи, технологии направленного формирования и развития установок противодействия терроризму у студентов ВУЗа. Рассматриваются проблемы, порождающие проявления терроризма и экстремизма в молодежной среде, создания безопасного образовательного пространства ВУЗов, противодействия экстремизму и терроризму на основании эффективного опыта российского высшего образования.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, антиэкстремистское и антитеррористическое сознание, технологии направленного формирования установок антитеррористического сознания, высшее образование.

THE RELEVANCE OF FORMATION OF ANTI-TERRORIST AND ANTI-EXTREMIST DIRECTIONS OF CONSCIOUSNESS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Kagermazova Laura Tsraevna, Professor, Department of Psychology "Chechen State Pedagogical University", Grozny, Russia
Abakumova Irina Vladimirovna, professor, dean of the faculty of "Psychology, pedagogy and defectology",Head Department of General and Advisory Psychology, professor. Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia
Masaeva Zarema Vakhaevna, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology“Chechen State University”, Grozny, Russia

Abstract The article examines the ways of forming the anti-terrorist and anti-extremist consciousness of young people, the technologies of directed formation and development of anti-terrorism attitudes among university students. The article considers the problems that generate manifestations of terrorism and extremism in the youth environment, the creation of a safe educational space for universities, countering extremism and terrorism based on the effective experience of Russian higher education.

Keywords: extremism, terrorism, anti-extremist and anti-terrorist consciousness, technologies of directed formation of anti-terrorist consciousness attitudes, higher education.

Эпоха глобализации и международной образовательной интеграции, сущностными характеристиками которой является создание единого образовательного и научного пространства, академическая и профессиональная мобильность субъектов образовательного процесса, диверсификация форматов образования и образовательных организаций, регулирование системами высшего образования на национальном уровне и их взаимовлияние, определила стратегические приоритеты модернизации многоуровневой системы российского высшего образования и ее позиционирование в мировом образовательном пространстве.

Приоритеты Стратегии государственной молодежной политики (утвержденной Распоряжением Правительства РФ 18.12.2018 № 1760-р): Информирование молодежи о потенциальных возможностях развития в России и ее вовлечение в социальную практику. 1. Развитие инновационной активности молодежи. 2. Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Задачи изучения вовлечения молодежи в террористическую деятельность.

В теоретическом плане: разработка фундаментальной концептуальной базы для эффективного соотнесения различных многочисленных подходов к проблеме с целью создания адекватной теоретической модели изучаемого явления.

В практическом плане: предложить способы научной идентификации значимых моментов изучаемого процесса, чем существенно способствовать совершенствованию всей системы контртеррористических и антитеррористических мероприятий, направленных на формирование у молодежи представлений о позитивных и негативных смыслах жизни человека в современном обществе.

В настоящее время выделены факторы, способствующие вовлечению молодежи в террористическую деятельность. Изучается специфика идеологических, политических, экономических, социальных, этнических, конфессионально-религиозных, административно-территориальных и региональных факторов. Особое внимание уделяется рассмотрению содержания психологических, ситуативно-критичных факторов [1, с. 182]. В психологических исследованиях изучаются проблемы терроризма как специфического вида «активно-преобразующей деятельности», создающей угрозу самому существованию человечества. В.Э. Чудновский рассматривает нравственные инварианты психологии террориста. «Террорист следует определенной идее, которая становится для него смыслом жизни, а террористический акт – способом его реализации: он выходит «за пределы» собственной личности и отдает свою жизнь, реализуя, (как ему представляется) интересы единоверцев; наконец, он не сомневается, что совершает богоугодный, а следовательно, нравственный поступок» [9, с. 255]. И далее следует вывод: «В данном случае мы имеем проявление ущербной, «частичной» нравственности, направленной на реализацию интересов определенного строго ограниченного сообщества людей» [там же]. Значимым для практики становится понимание того, что системообразующим компонентом политики противодействия терроризму должно стать формирование общечеловеческой нравственности, возвышающейся «не только над узколичными интересами человека, но и над партиями, классовыми и национальными идеологиями и религиозными концессиями» [там же]. Как подчеркивал В.Э. Чудновский, недооценка значимости нравственного воспитания противоречит основному смыслу процесса образования – позитивному становлению личности взрослеющего человека.

На современном этапе необходимо ВУЗам РФ активно противодействовать распространению идеологии экстремизма и терроризма, активизировать работу по информационно-пропагандистскому обеспечению антиэкстремистских мероприятий в молодежной среде; привлекать научное и студенческое сообщество к разработке теоретических и методологических основ противодействия экстремизму во всех его проявлениях по конкретным направлениям деятельности; на сайтах вузов разъяснять сущность экстремизма и его общественную опасность, формировать неприятие обществом идеологии насилия, привлекать молодежь к участию в противодействии терроризму, экстремизму, национализму, религиозному фундаментализму на интернет-ресурсах; создать на базе учреждений высшего и среднего профессионального образования сеть взаимоувязанных постоянно действующих интернет-ресурсов антиэкстремистской направленности. На сайт «Мир Кавказу» http://mirkavkazu.sfedu.ru возложить координацию научной и просветительской деятельности вузов ЮФО и СКФО в этой сфере [4, с. 324].

Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими профилактическую работу среди студентов, являются: Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2018-2025 гг.

Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, что идеология экстремизма и терроризма стала проникать в молодежную среду, что в свою очередь является серьезным вызовом национальной безопасности нашей страны. За последние пятнадцать лет в России создана общенациональная система противодействия терроризму и экстремизму, в основе которой лежит комплексное решение данной проблемы. При этом основные усилия сосредотачиваются на профилактике терроризма и на противодействии его идеологии [2, с. 11].

Общий охват участников мероприятий по профилактике терроризма, межнациональных конфликтов, духовно-нравственному воспитанию и культурному развитию, проведенных в образовательных организациях республики, по итогам 2020 г. составил 189545 человек.

Комплекс организационных мероприятий в КБР включает:

- назначение работника, ответственного за планирование и организацию противодействия терроризму и экстремизму в ВУЗе;
- разработка и регулярная корректировка Паспорта безопасности (антитеррористической защищенности) образовательной организации (ВУЗ); [3, с. 127].
- разработку плана организационно-практических мер по действиям должностных лиц и работников образовательной организации (ВУЗ) при получении сигнала об установлении уровней террористической опасности на отдельных участках территории населенного пункта (объектах): повышенный («синий»), высокий («желтый»), критический («красный»);
- обучение работников образовательной организации (ВУЗ) способам защиты и действиям при угрозе совершения и (или) совершении террористического акта, проведение инструктажей, объектовых тренировок;
- создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения, своевременное оповещение обучающихся ВУЗа об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
- обеспечение образовательной организации (ВУЗ) проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии с планом мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, при проектировании системы профилактики и противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательных организациях, необходимо учитывать ряд критериев. К ним относится формирование стойкого неприятия экстремистской идеологии; формирование и развитие у участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, законных представителей, педагогов) гражданской идентичности; Воспитание патриотизма; организация деятельности с несовершеннолетними, признанными находящимися в социально опасном положении [5, с. 257].

Для формирования стойкого неприятия идеологии экстремизма и терроризма мы предлагаем применять такие методы и технологии, которые обеспечивают интеграцию процесса познания с процессом осмысления. Это – метод проектов, мультимедийные технологии (проведение учебных занятий с применением мультимедийного комплекса, демонстрацией инфографики, видеороликов, фоторепортажей, анализом ситуаций, упражнений, применением цифровых образовательных ресурсов), кейс-стади, тренинги, проблемные ситуации, анализ конкретных ситуаций, дискуссии, деловые игры.

Основным направлением профилактики асоциальных явлений в ВУЗе является организация максимальной занятости студентов, стремление отвлечь их от влияния негативных факторов, сформировать у них установку на здоровый образ жизни, выработать в их сознании и поведении высокоустойчивый иммунитет к нетерпимости к криминальным явлениям и прежде всего к терроризму, экстремизму и деструктивным религиозным культам, которые представляют особую опасность для духовной безопасности личности. Для реализации этих задач в ВУЗе создается стройная система мер, цель которой создание единой образовательной, научной, духовно-нравственной и культурно-досуговой среды, где каждый студент может проявить себя в различных сферах жизнедеятельности и реализовать свои лучшие личностные качества [7, с. 155].

Особенность заключается в том, что современные ВУЗы РФ являются центром притяжения абитуриентов из всех регионов Российской Федерации. Это молодые люди различных вероисповеданий и конфессий, воспитаны в различной культурной и этнографической среде. Поэтому необходимо учитывать, что эти факты могут быть основой возникновения конфликтов среди молодежи. Все это еще больше накладывает ответственности на организацию комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа [8, с. 132].

В ВУЗах большое внимание должно уделяться организации социально-педагогической поддержки и безопасности студентов. Необходимо: совершенствование воспитательной инфраструктуры в университете, создание условий для социально-профессионального становления «штучного, конкурентоспособного бакалавра и специалиста», развитие у студенческой молодежи ориентаций на формирование толерантности и лояльности к своей и чужой культуре, установление доверительных партнерских отношений сотрудничества с деканатами, кафедрами, всем педагогическим коллективом университета. В процессе этих отношений и происходит формирование представлений о смысле жизни, самореализация, саморазвитие и профессиональное становление личности молодого человека.

Литература

  1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. Технологии направленного воздействия по профилактике идеологии экстремизма и терроризма // Материалы 6-й международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму (11–13 ноября 2010 года, МГУ, Москва). – М., 2010. – С. 181–194.
  2. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Пеньков Д.В. Проблемы обеспечения психологической безопасности образовательной среды в условиях реформирования системы образования // Психология безопасности городского пространства. Материалы II Международного симпозиума. Научные редакторы П.Н. Ермаков, И.В. Абакумова. Ответственный редактор А.В. Дятлов. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Кредо». 2019. С. 10-13.
  3. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. – М.: смысл, 2012. 364 с.
  4. Кагермазова Л.Ц., Масаева З.В., Абакумова И.В. Диалог как дидактическая инициация смыслообразования учащихся в практике образовательного процесса //Проблемы современного педагогического образования.2020.№ 68-3. С. 324-328.
  5. Кагермазова Л.Ц., Абакумова И.В., Масаева З.В. Смыслотехнологии формирования установок толерантного сознания и поведения студентов ВУЗа // Россия, Запад, Восток: диалог культур и цивилизаций. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Р.И. Кантимирова. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». 2018. С. 257-259.
  6. Кагермазова Л.Ц., Масаева З.В., Абакумова И.В.Технологии направленного и опосредованного смыслообразования ценностных ориентаций антитеррорестического сознания студентов ВУЗа // Сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием "Социокультурные проблемы развития образования в условиях проектного управления". Под ред. И.В. Абакумовой, М.Ю. Елагиной, И.В. Чумак. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Кредо». 2018. С. 451-458.
  7. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 2017. 287 с.
  8. Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц. Психологическая культура педагога как основа психологической безопасности образовательной среды // Инновационные технологии в технике и образовании. материалы XI Международной научно-практической конференции. Чита: Забайкальский государственный университет. 2019. С. 130-133.
  9. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 768с. (Серия «Психологи России»).

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Кагермазова Л.Ц., Абакумова И.В., Масаева З.В. Актуальность формирования антитеррористической и антиэкстремистской направленности сознания в образовательной среде вуза // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 136-140.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки