Соотношение социального интеллекта и креативности у подростков

«Соотношение социального интеллекта и креативности у подростков».

Устюгов П.М.,  
студент Института психологии  
кафедры психологии образования  
Уральского государственного  
педагогического университета  
г. Екатеринбург.  

В современном мире общение между людьми играет очень важную роль. Но общаться с человеком, совсем не значит понимать его. И от развития социального интеллекта – способности людей лучше понимать друг друга и самих себя – зависит многое. Социальный интеллект является одним из ведущих коммуникативных свойств личности, обеспечивающее отражение информации и регулирование субъект-субъектного взаимодействия.

Не меньшую значимость для общества имеет и креативность. В связи с разнообразными реформами в российском обществе сформировался социальный заказ на выявление, обучение, воспитание и развитие людей, обладающих развитой познавательной деятельностью, творческим мышлением и способностью нестандартно решать возникающие проблемы.

В связи с этим представляет интерес изучение особенностей взаимосвязи социального интеллекта и креативности.

Актуальность работы. На сегодняшний день имеется целый ряд таких исследований (Воронин А.Н. 2010, Давыдова Т.А. 2012, Дикая Л.А. 2007, Ильиных А.Е. 2011, Кыштымова И.М. 2008, Савенков А.И. 2005), но их выводы противоречат друг другу. Так, например, Дикая Л.А. говорит, что: «творчески одаренные дети испытывают трудности в понимании внутренних мотивов поведения других людей», а Кышымова И.М. утверждает: «творческая личность в большей степени, чем личность некреативная, способна к пониманию и принятию других». Давыдова Т.А. утверждает: «…креативность и социальный интеллект не связаны между собой», а Ильиных Е.А.: «…чем выше креативность, тем выше показатели социального интеллекта». Актуальность работы в том, что эти противоречия нужно устранитьи выяснить особенности взаимосвязи социального интеллекта и креативности.

Цель исследования - установить, при каких условиях существует соотношение между социальным интеллектом и креативностью.

Объектом исследования является интеллектуальная и креативная деятельность личности.

Предметом исследования является соотношение между социальным интеллектом и креативностью у подростков.

В качестве гипотезы исследования, выдвигается предположение о том, что несмотря на возможное отсутствие прямой корреляции между социальным интеллектом и креативностью, отдельные их факторы могут иметь зависимость.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Изучить основные теоретические подходы к интерпретации понятия «социальный интеллект» и «креативность».
  2. Определить психодиагностический инструментарий, позволяющий адекватно рассмотреть проблему выявления взаимосвязи социально интеллекта и креативности.
  3. Определить уровень развития социального интеллекта и креативности у подростков и на этой основе изучить особенности взаимосвязи социального интеллекта и креативности.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют исследования социального интеллекта:

  • в рамках когнитивного подхода и рассматривающие социальный интеллект как совокупность познавательных способностей, ориентированных на познание и понимание других людей и ситуаций взаимодействия (Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, Д.В. Ушаков, А.Л. Южанинова);
  • когнитивно-личностный подход, согласно которому различия в социальном поведении объясняются проявлением индивидуальных различий в знаниях, личностных характеристиках, которые люди привносят в свое социальное взаимодействие. Кроме того, указанные различия относятся к компетенциям, навыкам и особенностям внутренней ментальной деятельности (Н. Кантор, В.Н. Куницына, А.И. Савенков).

К настоящему времени в психологии сложилась достаточно широкая палитра концепций социального интеллекта. К относительно сформированным можно отнести не более десятка концепций и моделей. Исследования в области изучения социального интеллекта можно сгруппировать следующим образом:

  • работы, выполненные в традициях когнитивного подхода и рассматривающие социальный интеллект как совокупность познавательных способностей, ориентированных на познание и понимание других людей и ситуаций взаимодействия (М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, Д.В. Ушаков, А.Л. Южанинова, J. Guilford, M. Hendricks, M. O’Sullivan, G. Snooks и др.).
  • Когнитивно-личностный подход, согласно которому различия в социальном поведении объясняются проявлением индивидуальных различий в знаниях, личностных характеристиках, которые люди привносят в свое социальное взаимодействие. Кроме того, указанные различия относятся к компетенциям, навыкам и особенностям внутренней ментальной деятельности (В.Н. Куницына, А.И. Савенков, N. Cantor, W. John, J. Kihlstrom, Kosmitzki, W. Mischel и др.).
  • Деятельностный подход (activity) - исследование реального поведения человека в ситуациях выполнения практических заданий, связанных с социальным взаимодействием (проведение интервью, организация переговоров и т.п.) (Е.В. Субботский, О.Б. Чеснокова, H. Marlowe, M. Ford, М. Tisak, N. Frederickson, S. Carlson, W. Ward идр.).
  • Исследования имплицитных представлений о социальном интеллекте и влиянии на него культурных и возрастных факторов (О.В. Лунева, Л.Н. Смирнова, N. Cantor, O. John, C. Kosmitzki, U. Neisser, L. Okagaki, E. Rosch, R. Sternberg и др.).
  • Рассмотрение социального интеллекта как компонента практического, адаптивного и эмоционального интеллектов (D.Goleman,S. Greenspan, R. Sternberg). В структуре названных интеллектов социальный интеллект выполняет функции, связанные с социальным взаимодействием.
  • Прикладные модели социального интеллекта, используемые в семинарах и тренингах для обучения персонала организаций (Д. Гоулман, Р. Бояцис, K. Albrecht и др.)

способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.

В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству.К. Роджерс (1994) понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения.

Несмотря на то, что накоплен большой и содержательный материал по изучению креативности, который дал определенные результаты как в теоретическом, так и в практическом отношении, единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и несуществует одинакового ее определения и всеми признанных методик, диагностирующихданную способность.

Понятие креативности расширяется до бесконечности и вследствие этого размывается. Поэтому, говоря о креативности, следует хотя бы обозначать, о какойкреативности идет речь: креативности как способности или креативности как особенности личности (личности-креативе). Одни авторы говорят о креативности как когнитивном процессе, типе мышления, другие подразумевают под ней тип личности, третьи объединяют и тот и другой подход.

Базой нашего исследования выступило Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж».(ГБОУ  СПО СО «СОПК».) В исследовании приняли участие 32 студента I-IIкурсов.

В работе применялись следующие методики:

  1. Тест Дж. Гилфордаи М. Салливена. Диагностика социального интеллекта
  2. Тест Е. Торренса. Образная батарея. Диагностика креативности

Для того, чтобы выяснить особенности соотношения социального интеллекта и креативности, нами был применен метод корреляции r-Спирмена. При вычислениях использовалась компьютерная программа Statistica. Результаты представлены в таблице 5. Было выявлено несколько значимых корреляций (r=0,3-0,5; p<0,05), которые выделены красным цветом. Результаты субтеста «История с завершением» коррелируют с результатами в субтесте «Оригинальность». Результаты субтеста «Истории с дополнением» коррелируют сразу с несколькими субтестами на креативность («Оригинальность», «Разработанность», «Абстрактность названий» и «Сопротивление замыканию»).

Проведенное исследование показало, что определенная связь между социальным интеллектом и креативностью имеется. Эта связь не является однозначной. В абсолютных значениях показателей группы с разным уровнем креативности по социальному интеллекту не отличаются. И это значит, что прямой взаимосвязи между социальным интеллектом и креативностью, с помощью нашего исследования, мы выявить не смогли.  Но, как и предполагалось, связь между отдельными факторами социального интеллекта и креативности, мы выявили.

Результаты показателя «Оригинальность» из теста креативности коррелируют с результатами с субтестами «История с завершением» и «Истории с дополнением» теста диагностики социального интеллекта (r=0,31 и r=0,37, при p<0,05). Показатель «Оригинальность» отражает «способность давать необычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы» (Дж.Гилфорд). Результаты субтеста «История с завершением» измеряют способность предвидеть последствия поведения людей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем. Результаты субтеста «Истории с дополнением» измеряют способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях. Т.к. между этими показателями мы выявили корреляцию, значит, мы можем говорить о том, что люди обладающие «оригинальностью» и «творческой силой» хорошо предвидят последствия поведения людей в разных ситуациях, понимают логику развития этих ситуаций и понимают значение поведения людей в этих ситуациях.

Результаты субтеста «Истории с дополнением» теста социального интеллекта коррелируют с показателями «Оригинальность», «Разработанность», «Абстрактность названий» и «Сопротивление замыканию» теста креативности (r=0,37; r=0,35; r=0,33; r=0,41; при р<0,05). Как говорилось ранее, результаты субтеста «Истории с дополнением» измеряют способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях. Показатель «Оригинальность» отражает способность давать необычные, уникальные ответы. Показатель «Разработанность» отражает способность детально разрабатывать возникшие идеи. Показатель «Абстрактность названий» отражает способность понимать суть проблемы. Показатель «Сопротивление замыканию» отражает способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для новой информации при решении проблем. Т.к. мы выявили корреляцию между этими факторами, то значит, мы можем говорить о том, что люди способные понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях, также должны обладать «Оригинальностью», способны детально разрабатывать различные идеи,  способны не следовать стереотипам и «оставаться открытым» для новой информации при решении проблем.

В ходе работы нами изучены теоретические основы понятий социальный интеллект и креативность. Рассмотрены история развития представления об этих понятиях и современные концепции. Нами было проведено исследование, в ходе которого мы измерили уровень социального интеллекта и креативности у подростков. Мы смогли подтвердить гипотезу нашего исследования, которая заключалась в утверждении о взаимосвязи отдельных факторов социального интеллекта и креативности. Нам удалось выявить эти факторы.

Развитие социального интеллекта и креативности – это актуальная проблема нашего времени. Она актуальна как для общества в целом, так и конкретно для людей, которые могут и должны формировать эти факторы у подростков, а именно педагоги-психологи. Знание о взаимосвязи отдельных факторов социального интеллекта и креативности, дает нам еще дополнительный способ воздействия на подростка. Воздействуя на определенные факторы креативности, мы можем развивать социальный интеллект и соответственно через социальный интеллект, можем развивать креативность.

Список литературы:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование в 2-х книгах. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 688 с.
  2. Банюхова А.Е. Проявление креативности в зависимости от статуса в группе и типа профессии. Психология XXI века: Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. СПб., 2008. с.220.
  3. Гусельцева М.С. Культурно-аналитический подход к феноменам креативности, неадаптивности и гениальности // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 17–29.
  4. Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение // СПб.-СПБ ГУ.-из-е 6-е доп.-2008-278с.
  5. Ильин Е.П. Психология креативности, творчества, одаренности // Спб.; Питер, 2012, - 488с.
  6. Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Психология развития: общие и специальные вопросы.// СПб., 2008.
  7. Куницына, В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение / В.Н. Куницына и др. // Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2007. - 544 с., c. 468
  8. Мещеряков Б.Г. Зинченко В.П. // Большой психологический словарь Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.; СПб., 2009. – 816 с.
  9. Михайлова (Алешина) Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика // Издательство С.-Петербургского университета 2009, – 266 с.
  10. Михайлова (Алешина) Е.С. Тест Гилфорда диагностика социального интеллекта: методическое руководство // СПб.; ИМАТОН, 2006. -56с.
Разделы психологии: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки