Содержание «Система Выготского»

 в раздел Оглавление

Система Выготского

Книга 1. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие для ученых ...12
Предисловие для практиков, родителей и студентов ...14
Благодарности ...17

Часть I. Введение

Глава 1. Общее представление об изучаемой части психологической системы Л.С. Выготского

1.1.    О «культурном развитии» и «зоне ближайшего развития» (ЗБР) ...21
1.1.1. О влиянии культурного контекста на детское развитие, включающем педагогический процесс и психологическую практику ...21
1.1.2. О зоне ближайшего развития как области максимально эффективной работы педагогов и психологов с детьми и подростками ...23
1.2.    Об индивидуальных и возрастных зонах ближайшего развития ...26
1.2.1. О зоне ближайшего развития умственных способностей и о других индивидуальных ЗБР ...26
1.2.2. О возрастных зонах ближайшего развития и об их необходимости ...27
1.2.3. О стадиях и стадиальных зонах ближайшего развития ...30
1.2.4. О различии между стадиями и стадиальными зонами ближайшего развития ...31
1.2.5. О стабильных и нестабильных стадиях и стадиальных ЗБР ...32
1.2.6. О стадии как процессе формирования регуляции в стадиальной ЗБР ...33
1.2.7. О различии между стабильными стадиями и между стабильными стадиальными ЗБР: виды внешней регуляции и ее средств ...39
1.2.8. О признаках стадий «возрастной периодизации» и связанных с ними ЗБР ...43
1.2.9. О фазах и фазных ЗБР: «структура возраста» и структура стадиальной ЗБР ...46
1.3.    О теории обучения и развития Выготского в заданной им форме периодической системы возрастных ЗБР ...53
1.3.1. О «возрастной периодизации» Выготского как периодической системе стадий ...54
1.3.2. О периодической системе стадиальных ЗБР ...55
1.3.3. О стадиально-фазной периодизации Выготского как периодической системе смежных отрезков развития ...56
1.3.4. О периодической системе возрастных ЗБР и последовательности влияния частей культурного контекста на детское развитие ...57
1.3.5. Об изменении высшего регулятивного уровня и структуры регуляции в ходе развития (в свете реконструированной периодической системы ...63

Глава 2. Проблема исследования, его метод и источники

2.1.    Постановка проблемы, цели и задач исследования ...72
2.1.1. О проблеме совершенствования системы образования ...73
2.1.2. О проблеме возрастно-психологических основ педагогики ...73
2.1.3. О проблеме согласования достижений психологии развития с потребностями системы образования ...75
2.1.4. О проблеме периодизации детского развития ...77
2.1.5. О проблеме реконструкции психологической системы Л.С. Выготского ...79
2.1.6. Проблема настоящего исследования, его цель и задачи ...81
2.2.   Метод исследования ...85
2.3.   Источники для теоретической реконструкции ...87

Часть II. Реконструкция теории обучения и развития Выготского в заданной им форме периодической системы возрастных ЗБР

Глава 3. Возрастные ЗБР и их классы

3.1.   Обсуждение общеизвестной информации о зонах ближайшего развития ...93
3.2.   Различение Выготским индивидуальных и возрастных ЗБР ...99
3.3.   «Нормальное детское развитие» и особенности возрастных ЗБР ...101
3.4.   «возрастная периодизация» Выготского и понятие стадиальной возрастной зоны ближайшего развития ...106
3.4.1. Стадии и границы между ними ...108
3.4.2. Стадиальные ЗБР и их границы ...112
3.5.   «Стабильные» и нестабильные: виды стадий и стадиальных ЗБР ..115
3.6.   «Фаза внутри данного возраста» и понятие фазной возрастной ЗБР ...117
3.7.   Классы выделенных Выготским отрезков детского развития ...119
3.8.   Первичная классификация возрастных зон ближайшего развития ...120

Глава 4. Реконструкция периодической системы стадиальных ЗБР

4.1.   «Регуляция поведения» и детское развитие как «овладение поведением» ...122
4.1.1. Психологическое понимание стадий «возрастной периодизации» и их признаков ...122
4.1.2. Различение Выготским регулятивной и исполнительной активности ...123
4.1.3. Высший регулятивный уровень, стадия и стадиальная ЗБР ...126
4.1.4. Стадии и фазы детского развития как процессы формирования регуляции ...127
4.2.   «Относительная трудновоспитуемость» и ее связь с признаками стадий ...129
4.3.   Достаточность признаков границ «нормального детского развития» и стабильных стадий для выявления признаков всех стадий и стадиальных ЗБР ...131
4.4.   Метод изучения «динамики возраста»: определение «социальной ситуации развития», «центрального новообразования» и «фундамента развития» ...132
4.5.   «Социальная ситуация развития» и стабильная стадиальная ЗБР ...133
4.5.1. Связь «социальной ситуации развития» со стабильной стадией ...133
4.5.2. Связь «социальной ситуации развития» с регуляцией (саморегуляцией ...134
4.5.3. «Социальная ситуация развития» как субъект-объектное отношение ...135
4.5.4. «Социальная ситуация развития» и интериоризация регуляции ...136
4.5.5. Связь «социальной ситуации развития» со стабильной стадиальной ЗБР и практические последствия нарушения этой связи ...137
4.6.   «Центральное новообразование» и «фундамент развития» ...140
4.7.   Определения стабильных и нестабильных стадий и ЗБР ...142
4.8.   Классификация стадий «возрастной периодизации» Выготского ...145
4.8.1. Различие между стабильными стадиями «возрастной периодизации» ...145
4.8.2. Виды средств внешней регуляции и виды регуляции ...146
4.8.3. Признаки начала и конца «нормального детского развития» ...155
4.8.4. Признаки стадий «возрастной периодизации» Выготского ...158
4.8.5. Классификация стадий детского развития ...160
4.9.   Реконструкция периодической системы стадиальных ЗБР и периодического закона ...162
4.9.1. «возрастная периодизация» Выготского как периодическая система стадий ...163
4.9.2. Периодическая система стадиальных ЗБР ...166
4.9.3. Периодический закон ...169

Глава 5. Реконструкция периодической системы возрастных зон ближайшего развития

5.1.   «Структура возраста» и ее связь со структурой стабильной стадиальной ЗБР ...172
5.2.   «Двухчленное строение» ...173
5.3.   «Интер», «экстра», «интра»: фазы интериоризации регуляции ...176
5.4.   «Воздействие на других» и «на себя»: фазы направленности регуляции ...181
5.5.   Фаза «борьбы» регуляций: аутофаза стабильной стадии ...187
5.5.1. Появление негативного поведения – признак начала аутофазы стабильной стадии, а не возрастного «кризиса» ...187
5.5.2. Признак окончания аутофазы и всей стабильной стадии ...188
5.6.   «Структура возраста» и cтруктура стабильной стадиальной ЗБР ...192
5.6.1. «Структура возраста» как фазная периодизация развития внутри стадии ...192
5.6.2. Структура стабильной стадиальной ЗБР ...195
5.6.3. Границы «возраста» с точки зрения его структуры и динамики высшего регулятивного уровня ...196
5.7.   Структуры конкретных стабильных «возрастов» и стадиальных ЗБР ...199
5.7.1. Различие между одноименными фазами и между одноименными ЗБР ...200
5.7.2. Фазные периодизации развития внутри стабильных стадий и структуры стабильных стадиальных ЗБР ...200
5.8.   Завершение реконструкции периодической системы возрастных зон ближайшего развития ...203
5.8.1. Классификация стабильных фаз и стабильных фазных ЗБР ...204
5.8.2. Реконструированная стадиально-фазная периодизация Л.С. Выготского – периодическая система смежных отрезков детского развития ...206
5.8.3. Периодическая система возрастных ЗБР (0-18 лет) ...206

Часть III. Реконструированная теория Л.С. Выготского и эмпирическая реальность

Глава 6. Связь периодизации Выготского и системы стадиальных ЗБР с эмпирией возрастной психологии

6.1.   «Младенческий возраст» (МВ) ...221
6.2.   «Ранний возраст» (РВ) ...224
6.3.   «Дошкольный возраст» (ДВ) ...228
6.4.   «Школьный возраст» (ШВ) ...233
6.5.   «Пубертатный возраст» (ПВ) ...236
6.6.   Периодические системы стадий и стадиальных ЗБР с указанием хронологических границ (месяцев и лет жизни) ...240

Глава 7. Связь «структуры возраста» и фазных ЗБР с эмпирией возрастной психологии

7.1.   «Младенческий возраст» (МВ) ...243
7.2.   «Ранний возраст» (РВ) ...248
7.3.   «Дошкольный возраст» (ДВ) ...252
7.4.   «Школьный возраст» (ШВ) ...258
7.5.   «Пубертатный возраст» (ПВ) ...264
7.6.   Стадиально-фазная периодизация и периодическая система возрастных ЗБР с указанием хронологических границ (месяцев и лет жизни) ...269

Часть IV. Современный потенциал реконструированной теории Л.С. Выготского

Глава 8. Значение реконструированной теории Выготского для психологии

8.1.   Связь реконструированной теории с рядом современных психологических проблем ...275
8.1.1. Континуальность и дискретность процесса детского развития ...275
8.1.2. Периодизация детского развития ...276
8.1.3. Проблема «глобальных» стадий и целостности развития ...278
8.1.4. Проблема обеспечения детям возможности реализации их потенциала ...282
8.1.5. Внешнее и внутреннее влияние на развитие ...287
8.1.6. Влияние на детское развитие его культурного контекста ...289
8.1.7. Проблема движущих сил детского развития ...295
8.1.8. Количество направлений развития и «идеальных форм» ...297
8.1.9. Какое обучение является развивающим? ...300
8.1.10. Спор о значении более раннего и более позднего опыта ...301
8.2.   Некоторые методы изучения детского развития в свете реконструированной теории Выготского ...302
8.2.1. Моделирование отрезков развития и возрастных ЗБР ...302
8.2.2. Модельные и объектные эксперименты и наблюдения ...307
8.2.3. Выдвижение теоретически обоснованной гипотезы ...310
8.2.4. Построение теории без непосредственного обращения к чувственному опыту ...314
8.2.5. Интерпретация положений других теорий в понятиях реконструированной теории Выготского ...316
8.3.   Примеры построения и интерпретации теоретических конструкций ...317
8.3.1. Интерпретация периодизации Д.Б. Эльконина в понятиях реконструированной теории Л.С. Выготского ...317
8.3.2. Построение последовательности видов ведущей деятельности ...319
8.4.   Практическое значение реконструированной части психологической системы Л.С. Выготского для психологов ...329
8.4.1. Отражение теории Выготского в учебниках и курсах психологии ...329
8.4.2. Диагностика детского развития ...335
8.4.3. Значение реконструированной теории Выготского для практической психологии, психотерапии, психиатрии ...337
8.4.4. Практическое значение периодической системы возрастных ЗБР для психологов, работающих в системе образования ...352

Глава 9. Значение реконструированной части психологической системы Выготского для педагогики и системы образования

9.1.   Актуальность и практическая эффективность идей Л.С. Выготского ...353
9.2.   Реконструированная теория обучения и развития как возрастной фундамент педагогической науки ..360
9.3.   Возрастная структура системы образования и деятельности педагогов-практиков ...372
9.3.1. Разделение системы образования на ступени и их главные развивающие задачи ...373
9.3.2. Дошкольное образование и начало обучения в школе ...377
9.3.3. Структура и главные развивающие задачи раннего обучения и развития ...380
9.4.   Возрастные основы формирования самостоятельности ...386
9.5.   Возрастной фундамент образовательных инноваций ...393
9.5.1. Выбор соответствующих возрастным особенностям детей и подростков методов обучения (воспитания) ...394
9.5.2. Выбор соответствующего возрастным особенностям детей и подростков содержания образования (обучения) ...398
9.5.3. «Экспериментально-генетический» метод как способ проверки эффективности образовательных инноваций ...407
9.5.4. Возрастно-психологический аспект совершенствования системы образования ...410

Заключение ...412
Приложение 1. Терминологический комментарий ...417
Приложение 2. Связь игры дошкольников с возрастно-психологическими основами дошкольного образования и подготовки к школе ...423

Егорова Э.Н. Послесловие ...425

Список литературы ...427

Summary ...