Разделы психологии:
М.В. Кернерман
Ключевые слова: зрелище, зрелищная программа, организация зрелищных программ, целостный педагогический процесс, культурное развитие общества, цифровое пространство, социально-культурная деятельность.
M.V. Kernerman
ENTERTAIMENT PROGRAM AS A FORM OF INFLUENCE ON THE SOCIALLY-ORIENTTD CONSCIOUSNESS OF SOCIETY
Keywords: spectacle, entertainment program, organization of entertainment programs, holistic pedagogical process.
«Искусство всегда обогащало и одухотворяло идейный мир людей, укрепляло их мировоззрение, умножало силы. Оно всегда обнаруживало себя как действенное оружие в идейной и политической борьбе» [8]. Искусство слова, музыки, танца, живописи, объединенных в единую зрелищную программу, играет великую роль нравственного воспитания участников и зрителей. Изучая прошлый опыт культурно-просветительной работы, которая имела психологические и педагогические методы воздействия на личность – убеждение, внушение, стимулирование к познанию при участии в зрелищных программах, социально-культурная деятельность впитала в себя теорию и практику прошлых лет с инновационными педагогическими технологиями, что позволяет, обосновано, осмысленно подходить к целостному психолого-педагогическому процессу при создании зрелищных программ.
Зрелище – историческая категория, зависящая от идеологии времени.
Сегодня оно вбирает в себя все зрелищные приемы, апробированные временем, которые имеют возможность привлечь внимание своей яркостью, драматургией, при этом сконцентрировать внимание на особо важных общественных проблемах. Патрис Пави в «Словаре театра» рассматривает зрелищным «все, что воспринимается как часть совокупности, представленной на обозрение публики, оно зависит и от воспринимающего, и от воспринимаемого объекта» [2].
Зрелищную программу можно охарактеризовать, как социально-психологический процесс, который характеризуется как действие, направленное на восприятие зрителем, имеющее определенные характеристики с точки зрения внешнего вида представляемого действия.
«Социальное» – представляет собой культурный и образовательный уровень каждого индивида, с осознанным подходом во всех социальных процессах.
Следовательно, ориентированное – является определяющим в выборе поведенческих установок, общественных ценностей в социуме.
сознание – зависит от окружающих процессов, общения, обучения, культуры досуга. Это процесс, который формируется под влиянием различных событий, в том числе организованных массовых зрелищ.
Социально-ориентированное сознание, в данном контексте, выражается в формировании сознания индивида, который ориентирован на общественно-значимые ценности и традиции при восприятии, участии и выборе зрелищных программ.
С точки зрения педагогики, эти программы руководствуются основными методическими принципами:
- педагогическое осмысление современных социокультурных процессов, которые учитывают динамику изменений общественно-значимых задач;
- целенаправленное формирование структуры общения различных субкультур и разработка эффективных форм программы для воздействия на их восприятие;
- инкультурное развитие современного общества в условиях проведения зрелищной программы
Педагогические технологии в досуге направлены на достижение целей социализации, образования, духовно-нравственного, культурного воспитания всех участников.
Наиболее востребованные на сегодняшний день зрелищные мероприятия, сосредоточенные на организации обмена информацией, дискуссий и обсуждений, предназначены для массовой аудитории. Убеждение и внушения, как методы воздействия на зрителя, имеющие свою силу только с аргументами и фактами, могут быть представлены в зрелищной программе. Цитаты, выступление лидеров мнения, документы будут грамотным подкреплением высказанной мысли.
Следует отметить, что основным принципом является принцип ориентация на зрителя с его ценностями и интересами. Однако, учитывая эти важные аспекты, необходимо использовать методы воздействия на формирующееся ценностно-ориентированное сознание зрителя, такие как: «просветительно-образовательная деятельность, использование разнообразных репрезентативных технологий, беседо-дискуссионные формы деятельности» [2, с. 104- 105].
«Массовая культура воспитывает потребителя, но не активного участника культурных процессов» [3]. Это один из перечисленных рисков, упоминаемых в Стратегии государственной политики РФ. В связи с этим, с точки зрения воздействия зрелищного мероприятия на массовую аудиторию, следует применять профессиональное управление мероприятием: предвидеть, насколько успешно запланированное мероприятие будет реализовано, объем выполненных заданий, соблюдение временных критериев, соблюдение регламента, соблюдение бюджета и анализировать отзывы зрителей. Благодаря новейшим технологиям эффективность мероприятия можно отследить в интернете и СМИ, скорректировать будущие программы.
«Еще более тесная взаимосвязь между процессами социального общения и зрелищами существует на стадии функционирования произведения. Как смотрятся фильмы и спектакли, какие эмоции они вызывают…» [4]. В связи с этим соучастие зрителя, его имманентность в дальнейшем, может повлиять на его сознание, на поиск новых знаний, идей, развитие художественного мышления.
Развитие художественного мышления является одним из основных направлений в воспитании творческой личности.
Данные понятия аккумулируют в себе и объективный процесс в виде творческой деятельности, и субъективные личностные качества, проявляющиеся в художественных способностях и художественных навыках, и процесс познания на основе художественного мышления [1].
Художественное мышление – это интеллектуальный процесс со своей структурой, законами, направленный на восприятие, освоение, создание произведения искусства. Основными этапами художественного мышления являются накопление фактов, возникновение идеи, проверка идеи.
Зрелищные программы имеют популярность у массового зрителя, при этом массовые сцены часто бывают самыми яркими и задевающими общественный нерв. Динамика «массовой сцены» всегда максимальна: это доказывается тем, что хорошо сыгранная, она оставляет самое сильное впечатление на зрителей, и это естественно, потому, что в ней напряженность и изменчивость движения сценических заданий достигают наибольшей интенсивности» [4].
В условиях современной действительности особое значение в популяризации зрелищных программ имеют цифровые технологии.
Федеральный проект «Цифровая культура» – одно из трех направлений нацпроекта «Культура» – большой долгосрочный проект, который предусматривает создание виртуальных концертных залов в регионах, оцифровку и включение в Национальную электронную библиотеку книжных памятников, проведение онлайн-трансляций мероприятий, размещаемых на портале «Культура. РФ».
В период пандемии цифровые ресурсы доказали свою востребованность. Люди получили доступ к культурным ценностям, в том числе к зрелищным программам.
Постоянный мониторинг организаторами зрелищных программ социальных групп, знание проблем, появляющихся в обществе, использование психологических и педагогических методов воздействия, новейших технологий и цифрового пространства, предвидение и прогнозирование кризисных ситуаций, открывает широкие возможности формировать социально-ориентированное сознание индивида, повышать его духовно-нравственный, образовательный и культурный уровень.
Литература
- Кернерман М.В. Развитие художественных умений и навыков в учреждениях культуры: монография, Москва: ИНФРА-М, 2021. 116 с.
- Патрис П. Словарь театра. Москва: «Прогресс», 1991. 480 с.
- Правительство РФ. Распоряжение от 29 февраля 2016 год. № 326-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm... (дата обращения: 02.04.2023).
- Смышляев В.С. Техника обработки сценического зрелища. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 240 с.
- Стрельцов Ю.А, Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие. Москва: МГУКИ, 2008. 272 с.
- Философский словарь / под ред. М.М. Розенталь, П.Ф. Юдин. Москва. 1993. 432 с.
- Хренов Н.А. Социальная психология зрелищного общения: теория и история: монография. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 688 с.
- Хрестоматия по педагогике: учеб. пособие для студентов пед. институтов / сост. канд. пед. наук, доценты М.Г. Бушканец и Б.Д. Леухин; под ред. доктора пед. наук, профессора З.И. Равкина. Москва: Просвещение, 1976. 432 с./p>
Комментарии
Добавить комментарий