Актуальные проблемы педагогики и психологии
Сборник статей и тезисов по материалам VIII Международной научно-практической конференции
(Москва, 13 апреля 2023 г.)
ISBN 978-5-94778-635-4
В настоящий сборник вошли статьи и тезисы VIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии».
На конференции рассматривались различные аспекты общей и профессиональной педагогики, вопросы воспитания в социально-культурной сфере, эффективные образовательные технологии, проблемы психологии в образования и др.
В издании собраны статьи отечественных и зарубежных ученых, педагогов, психологов, учителей, специалистов социально-культурной сферы и др.
Сборник адресован широкому кругу читателей: преподавателям, аспирантам, студентам вузов культуры, руководителям учреждений культуры, участникам молодежных форумов, интересующихся проблемами педагогики и психологии.
Результаты: 27 (страница 1, всего 1 стр.)
1 | Актуальные вопросы подготовки музыкально-педагогических кадров: опыт и перспективы | Гурбаналиева С.Ф. |
В данной статье раскрываются особенности профессионального становления учителей музыки, способных осуществлять музыкальное воспитание подрастающего поколения в современных условиях. Освещаются важные параметры процесса подготовки высококвалифицированных музыкально-педагогических кадров в Гянджинском Государственном Университете.
|
2 | Взаимосвязь информационных технологий, образования, качества жизни | Персиянцева С.В. |
В статье представлена вариативность внедрения информационных технологий в сферу образования. Влияние интеренет-зависимости на качество жизни обучающегося. Проанализированы преимущества и недостатки активного использования информационных технологий. Описаны ряд исследований, демонстрирующих деструктивное влияние информационных технологий при чрезмерном использовании на академическую успеваемость и социализацию учащихся.
|
3 | Влияние педагогических законов на развитие современной педагогики | Жарков А.Д. |
В статье рассматривается влияние педагогических законов на развитие современной педагогики. Педагогика – конкретно-исторический процесс воспитания с учетом традиций, обычаев и механизмов преемственности поколений. Наука – фундамент педагогики, который на основе ее законов стремится к созданию эффективной целостности воспитательного процесса.
|
4 | Внедрение дистанционных технологий обучения аспирантов творческого вуза | Мишина М.М. |
Статья содержит материал, анализирующий применение современных дистанционных образовательных технологий в период обучения в аспирантуре. Дистанционное обучение в творческом вузе приемлемо для преподавания отдельных дисциплин. Самым оптимальным вариантом дистанционного обучения для аспирантов являются лекции и консультации.
|
5 | Возможности тренинга в осмыслении будущей профессиональной деятельности студентами педагогического вуза | Дубицкая Е.А. |
Статья посвящена начальному этапу формирования профессиональной идентичности. В статье рассматривается проблема осознанного выбора будущей профессии студентами-первокурсниками педагогического вуза, приводятся результаты диагностики осознанности профессионального выбора, обоснована необходимость специальной психолого-педагогической работы с первокурсниками по формированию у них осознанного отношения к будущей профессиональной деятельности, показаны возможности тренинга как средства профессионального самоопределения студентов педагогического вуза.
|
6 | Зрелищная программа, как форма воздействия на социально-ориентированное сознание общества | Кернерман М.В. |
В предлагаемой статье представлен теоретический анализ сущности зрелищной программы, как формы воздействия на социально-ориентированное Сознание общества. Рассмотрены основные аспекты подготовки и проведения зрелищной программы. Вводится понятие «зрелищная программа» в контексте формирования социально-ориентированного сознания. Проанализирована эффективность реализации зрелищной программы в социально-культурной деятельности.
|
7 | Инновационное направление «Арт-информатика» в подготовке специалистов сферы культуры и искусства | Кузнецов И.А., Нагаева И.А. |
Современная система образования появилась и менялась под влиянием перемен в обществе. Новое общество знаний требует новых навыков, которые известны как компетенции XXI века. Сегодня можно с уверенностью говорить о глобальной цифровизации художественного образования. Суть цифровой трансформации заключается в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии в методике преподавания художественных дисциплин, системно взаимодействуя во всех социально-культурных формах.
|
8 | Использование виртуального контента для образования студентов вуза | Новашина М.С. |
Использование виртуальной реальности в образовании дало возможность представлять абстрактные концепции и виртуально манипулировать ими, предоставляя подходящую платформу для понимания образовательных концепций и их связи с окружающим миром. В статье анализируется виртуальная реальность, и каким образом она может влиять на образование студентов вуза.
|
9 | Исследовательская культура студента технического вуза как фактор повышения качества инженерного образования | Лебедева Н.А. |
Цель исследования – определить роль и значение исследовательской культуры в профессиональном становлении студента технического вуза. На основе ретроспективного анализа и изучения тенденций развития современного общества установлено, что качество подготовки инженерных кадров определяется не только глубокими техническим знаниями, но и культурным базисом, на роль которого в современной высшей школе может претендовать исследовательская культура.
|
10 | Кинопедагогика: общее и типологическое | Ильясов И.И., Нагибина Н.Л., Новашина М.С. |
Любое произведение искусства (если, конечно, это настоящее произведение искусства) вызывает у зрителя (читателя, слушателя) эмоциональный отклик и переживания, в чем-то единообразные для популяции, культуры, а в чем-то индивидуальные, присущие именно данному человеку с его характерологическими особенностями, индивидуальной системой ценностей, когнитивной сложностью сознания, уровнем духовности.
|
11 | Комбинаторный подход к моделированию типов мышления | Давыдова С.Б. |
Обсуждается построение четверичной модели классификации на базе бинарных оппозиций. Подчеркивается определяющее значение используемого типа оппозиций при формировании системы мышления. Рассматриваются четыре базовых типа оппозиций. Проводится аналогия между используемым типом оппозиции и исторической системой мышления. Дается краткая характеристика логической системы мышления.
|
12 | Концептуальный подход к движению педагогической мысли в современных условиях | Жаркова А.А. |
Статья посвящена концептуальному подходу к движению педагогической мысли в современных условиях. Автор рассматривает научную концепцию технологического процесса в учреждениях образования и культуры «о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу», а также концепцию, раскрывающую понятие «смысл жизни», как собирательную, основательную ценность, необходимую личности для жизни.
|
13 | Моделирование информационной среды вуза средствами цифровых технологий | Гаврилюк Р.Н., Ольшанская Е.В. |
В статье раскрывается важный для системы современного высшего образования вопрос о моделировании информационной среды вуза при помощи цифровых технологий, обосновываются возможности улучшения качества обучения и повышения эффективности управления учебным процессом.
|
14 | Мотивация и психология потребителя, оказывающие решающее влияние на приобретение товара | Круглова Н.Ю. |
В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на покупательский спрос россиян. Показана тенденция изменения спроса на товары сферы культуры. Изучены основные психологические особенности покупателей в различных возрастных категориях потенциальных потребителей и их покупательские предпочтения.
|
15 | Нравственное воспитание детей в процессе обучения хореографии: актуализация проблемы | Пельмегова Т.Д., Христидис Т.В. |
В статье актуализируется проблема нравственного воспитания детей, обучающихся хореографическому искусству. Обозначен потенциал хореографии и классического балета в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Показаны этапы организации процесса нравственного воспитания и принципы.
|
16 | Организация самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе | Очкуренко А.С., Спинжар Н.С., Спинжар Н.Ф. |
Статья содержит материал, рассматривающий актуальные вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе. Определяются содержательные компоненты самостоятельной работы, указываются приоритетные цели и задачи деятельности преподавателя и студента в овладении предметным содержанием психолого-педагогических дисциплин и понимании методологии самостоятельной работы, уточняются практические трудности организации самостоятельной работы студентов, формы и методы самостоятельной работы в современных условиях образовательной деятельности вуза.
|
17 | Особенности мотивации достижения у школьников | Карюкина Д.М., Корж Е.М. |
В статье рассматриваются теоретические аспекты мотивации достижения. Определяются понятия мотива, мотивации, мотивации достижения и двух ее основных типов: мотивации избегания неудач и мотивации достижения успеха. Выделены особенности формирования и развития мотивации достижения у детей двух возрастных категорий: младших школьников и подростков.
|
18 | Особенности структуры личности с асоциальной направленностью в подростковом возрасте | Воробьева К.А. |
Статья посвящена оценке внешних и внутренних факторов, которые способствуют повышенной уязвимости и формированию асоциальной направленности личности и различных форм девиантного поведения в подростковом возрасте. Автором рассмотрены особенности различных сфер личности подростков с асоциальной направленностью. В статье рассмотрены конкретные направления профилактической работы психолога образования, позволяющие своевременно выявить деформированную сферу личности и уровень социального риска формирования асоциальной направленности личности и девиантного поведения в подростковом возрасте.
|
19 | Отношение к материнской роли у женщин с разным опытом дочерне-материнских отношений в детстве | Корж Е.М., Найтверт С.С. |
Статья посвящена теме дочерне-материнских взаимоотношений, являющейся первоочередной основой для формирования отношения к материнской роли у женщин, в период детства и подросткового периода. Рассматривается различный опыт дочерне-материнских отношений и его влияние на собственное материнство женщины.
|
20 | Отношение к родительству у современной учащейся молодежи | Журавлева Е.А. |
В статье проводится краткий анализ определений родительства, его факторов и компонентов, приведены данные по психологическим трудностям родительства, демонстрируются результаты опроса студентов, позволившего подтвердить неготовность к родительству большинства респондентов, обучающихся в вузе, большинство из которых, в целом, положительно относятся к собственному опыту принятия в семье и родителям.
|
21 | Патриотическое воспитание личности в учреждениях культуры и образования | Бочкарева Е.Д. |
В статье рассматривается воспитание исторической памяти личности, патриотическое воспитание в учреждениях культуры и образования как основа культурной преемственности поколений. воспитание исторической памяти личности в учреждениях культуры и образования необходимо для сохранения культурного наследия России, развития национального самосознания и преемственности поколений.
|
22 | Постановка проблемы экономического воспитания школьников в педагогических исследованиях | Юсифов Э.Д. |
В рассматриваемых нами работах на уроках и внеклассных мероприятиях изучалась прежняя продовольственная программа и старые экономические концепции, которые были часто не оправданны и не реальны, а система экономического образования и воспитания учеников, его формы и методы оставались за пределами объекта исследования.
|
23 | Проблема подготовки педагогов в условиях среднего профессионального образования | Тимохина Ю.Е. |
В статье рассматривается современные направления подготовки педагогов в условиях среднего профессионального образования Подготовка слушателя к конкуренции в выборе будущей профессии. Задачи по подготовке педагога. Знакомство с Федеральным проектом «Профессионалитет». Подготовки квалифицированных кадров по наиболее востребованным профессиям и специальностям.
|
24 | Система инженерно-графической подготовки в техническом вузе: проблемы качества и модернизации | Гришаева Ю.М., Моргунова С.Б. |
В статье обсуждается ряд проблем, возникающих при преподавании графических дисциплин в техническом вузе. Соотношение количества аудиторных часов и часов, отведенных для самостоятельной работы, создаёт существенные трудности при традиционном подходе к обучению дисциплинам «Инженерная графика» и «Начертательная геометрия».
|
25 | Социально-психологические аспекты профессионального мастерства специалиста в сфере рекламы | Баковкин А.Р., Христидис Т.В. |
В статье рассмотрены профессиональные и социально-психологические составляющие мастерства специалиста в сфере рекламы. Отмечено, что знание психологии является необходимым условием успешной работы данного специалиста. Готовность к профессиональной деятельности в сфере рекламы предполагает совокупность сформированных профессиональных компетенций и социально-психологических качеств личности, что определяют требования к профессии. Профессиональная подготовка формирует систему комплексных, общенаучных, теоретических, специальных, прикладных и практических, знаний, умений и навыков.
|
26 | Теоретико-историческое исследование психологических суждений в творчестве Низами Гянджеви | Джавадова З.С. |
В статье исследуются психологические идеи Низами Гянджеви. А также говорится об очень древней и богатой истории психологической мысли в Азербайджане. XII век – это эпоха ренессанса в Азербайджане и достижения этого периода связаны с именем Низами Гянджеви – «Хамса» – памятник мировой литературы и искусства. Психологическая концепция Низами была выдающимся событием в истории мировой психологической мысли.
|
27 | Формирование профессиональных компетенций студентов в вузах с учетом современных требований рынка труда | Баковкина О.А. |
В статье раскрывается проблема формирования профессиональных компетенций у студентов в вузах, необходимых для обеспечения российского рынка труда специалистами, обладающими необходимыми соответствующими знаниями, навыками и возможностями. В соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов профессиональные компетенции формируются с учетом профессиональных стандартов. Наиболее важными компетенциями для сотрудников являются критическое мышление и умение принимать решение, информационно-компьютерная грамотность, эффективная работа в команде, креативность и др.
|