Взаимосвязь информационных технологий, образования, качества жизни

Разделы психологии: 

С.В. Персиянцева
В статье представлена вариативность внедрения информационных технологий в сферу образования. Влияние интеренет-зависимости на качество жизни обучающегося. Проанализированы преимущества и недостатки активного использования информационных технологий. Описаны ряд исследований, демонстрирующих деструктивное влияние информационных технологий при чрезмерном использовании на академическую успеваемость и социализацию учащихся.

Ключевые слова: информационные образовательные технологии, интернет-зависимость, социализация.

S.V. Persiyantseva

INTERRELATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES, EDUCATION, QUALITY OF LIFE

The article presents the variability of the introduction of information technologies in the field of education. The influence of Internet addiction on the quality of life of a student. The advantages and disadvantages of the active use of information technologies are analyzed. A number of studies demonstrating the destructive impact of information technology, when used excessively, on the academic performance and socialization of students are described.

Keywords: information educational technologies, Internet addiction, socialization.

Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий, социокультурные трансформации создают в обществе новую киберсреду обитания [1]. В этой среде формируется и взрослеет современная молодежь. понимание специфики киберсреды, влияния цифровых технологий на социокультурную ситуацию развития современных студентов, их личностных качеств и компетенций является первостепенной задачей образования.

Всемирный мониторинг образования ЮНЕСКО подчеркивает роль информационных технологий на службе качественного образования. С интенсификацией цифровой трансформации появляются новые форматы, методы, способы обучения, новые формы общения в полипредметных отношениях «педагог-обучающийся». Внедрение информационных образовательных технологий позволяет модернизировать образовательный процесс, открывает широкие возможности для развития процесса индивидуализации учебной деятельности учащегося. Формирование круга компетенций, позволяющих современному человеку быть востребованным и успешным в условиях усиливающейся конкуренции.

В рамках утвержденной Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на период до 2030 года отмечается, что использование информационных технологий способствует повышению качества услуг в сфере образования и качества жизни граждан; повышению человеческого потенциала. Развитие и активное внедрение в образовательную сферу цифровых технологий предлагается по таким направлениям, как 1) Адаптивное обучение (персонализированное) – построение индивидуальной учебной траектории для субъекта образовательного процесса с учетом его способностей, потребностей, интересов, предпочтений, скорость усвоения знаний, умений и навыков. 2) Инклюзивное образование. Информационные образовательные технологии могут быть эффективно использованы для обеспечения инклюзивного доступа к образовательным ресурсам. 3) Автоматическое проверка знаний: задания-игры и компьютерное тестирование. Программы позволяют оценить знания учащегося, анализировать его ответы, обеспечивать индивидуальную обратную связь и создать учебные задания с учетом индивидуальных особенностей студента. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ: а) быстрое получение результатов испытания и освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов тестирования; б) объективность в оценке; в) разнообразные формы тестовых заданий создают у учащихся положительную мотивацию; г) автоматическая обработка результатов тестирования; д) индивидуализация процедуры тестирования; е) хранение результатов тестирования с целью их анализа. 4) Дистанционное обучение и контроль дистанционного экзаменационного процесса. Дистанционное обучение – актуальная тема для обсуждения современного образования. Дистанционный экзамен – является обязательным компонентом дистанционного обучения. Контролирующие информационные системы могут определить, отвечает ли студент на вопросы самостоятельно или использует подсказки, интернет-ресурсы. С помощью Web-камеры преподаватель может точно знать присутствует ли студент на лекции или семинаре и насколько он активно участвует в образовательном процесс. Контролирующие информационные системы могут свести к минимуму обман. 5) Интеллектуальный помощник. Это информационные технологии, наделенные искусственным интеллектом. Данное приложение отвечает на любые запросы студентов, которые связаны с учебой деятельностью и жизнью в студенческом городке: как найти лекционную аудиторию, зарегистрироваться на выбранный курс, получить задания, связаться с преподавателем [5].

Следует отметить о методических и педагогических задачах, которые можно решить с помощью информационных технологий в аудитории – это работа на интерактивной доске; использование наглядных средств (презентации, аудио и видеофайлы и т.п.); использование готовых обучающих программ. Работа с ресурсами Интернет активно используется студентами, как в стенах университета, так и для самостоятельной работы дома при подготовке домашнего задания.

Оценивая преимущества информационных технологий, влияющих на качество жизни можно отметить следующие: демократизация доступа к информации; доступ к продуктам и услугам без географических ограничений; возможность совмещать учебу и рабочий процесс. Информационные технологии делают внутрисемейное и внутригрупповое общение более оперативным и результативным за счет преодоления географических барьеров, что может положительно влиять на создание и поддержание эмоциональных связей. Еще одним преимуществом является доступ к различным источникам информации в режиме реального времени. Информационные технологии позволяют заниматься активным самообразованием (платформы онлайн-курсов, возможность просмотра содержания занятий без ограничения времени и т.п.); развивать новые навыки вне формальных учебных программ.

Несмотря на все преимущества информационных технологий, их бесконтрольное и чрезмерное использование приводит к значительному ухудшению качества жизни, проблемам социализации, нарушению баланса между рекреационной и образовательной деятельностью. Социальные сети, онлайн-игры могут отвлекать от учебных целей и снижать академическую успешность. Недостоверная, искаженная или ложная информация также снижает качество жизни личности, так как посягает на жизненно интересы человека и нарушает степень его защищенности, конфиденциальности, что может оказать разрушительное воздействие на его здоровье.

Исследования последних лет демонстрируют, что учащиеся (студенты московских вузов), имеющие киберкоммуникативную зависимость, обладают специфическими барьерами в общении в реальной среде и значимо отличаются в межличностном отношении от студентов, не имеющих высокую вовлеченность в общение через социальные сети [2]. Средний балл интернет-зависимых по методике Диагностика киберкоммуникативной зависимости А.В. Тончевой – 89, при этом «не вовлеченных» в общение в социальных сетях – 42.

С помощью методики Диагностика межличностных отношений Т. Лири обнаружено, что интернет-зависимые студенты являются более альтруистичными, дружелюбными, зависимыми, подчиняемые, подозрительными, агрессивными, эгоистичными и менее авторитарными, чем не вовлеченные в киберкоммуникативную зависимость студенты.

Автор работы, проанализировав результаты еще ряда методик, приходит к выводу, что альтруизм и дружелюбие в сочетании с высокими показателями зависимости, подчиняемости и подозрительности у студентов, зависимых от социальных сетей, объясняется ориентацией на социальное одобрение. Проявляя дружелюбие, такие студенты стремятся удовлетворить требования всех, с кем общаются. Также такие студенты отождествляют свой реальный образ с образом виртуальным (52,19 и 59,94 – соответственно), испытывая психологические трудности в офлайн-общении – это, прежде всего, касается эмоциональных проявлений в общении. Молодые люди, зависимые от онлайн-общения, характеризуются отсутствием гибкости, развития, экспрессивности эмоций, неумением управлять эмоциями и часто демонстрируют неадекватные эмоциональные реакции, не хотят эмоционально сближаться с людьми, у них преобладают негативные эмоции, по сравнению со своими сверстниками, не имеющими зависимости от социальных сетей.

В статье «Психологическая связь между субъективными переживаниями одиночества и интернет-зависимостью у современных студентов» отмечается, что 76% интернет-зависимых респондентов имеют высокую степень субъективного переживания одиночества, которая в 5 раз превышает доля студентов (16%), не зависящих от Интернета. М.М. Мишина обобщает результаты исследования, отмечая, что у интернет-зависимых студентов низкая самооценка и высокий уровень притязаний вкупе со склонностью к компенсаторному поведению объясняет стремление интернет-зависимых студентов избегать своих проблем за счет длительного общения на сети [4].

В педагогической деятельности необходимо оценивать риски влияния информационных технологий на формирование личностных черт современных учащихся, что напрямую влияет на качество их жизни.

Понятно, что современная социализация не может обойтись без киберпространства. Значительная часть общества, особенно студенты, достаточно много времени проводят в Интернете. «Мир человека – это та психологическая реальность, которая конструируется через взаимоотношения с миром и складывается из ценностей и смыслов» [3]. Информационные технологии способны искажать эту реальность и менять сознание человека. Поэтому так важно это учитывать и разрабатывать, использовать новые методы и подходы, направленные на сохранение психического и психологического здоровья учащихся. В заключении отметим, что информационные технологии способствуют улучшению качества жизни, если мы понимаем цель их использования, сохраняем осознанность, самоконтроль, соблюдаем ограничения пребывания в виртуальной реальности.

Литература

  1. Артеменков С.Л. К вопросу о развитии мотивации (перенесение цели на мотив) // Нейрокомпьютеры и их применение: тезисы докладов XX Всероссийской научной конференции. Москва: МГППУ, 2022. С. 200-202.
  2. Бахадова Е.В. Особенности межличностных отношений и барьеров в общении у молодежи, имеющей киберкоммуникативную зависимость // Общение в эпоху конвергенции технологий / отв. ред. Н.Л. Карпова. Москва: ПИ РАО, 2022. С. 297-302.
  3. Кригер Е.Э. Характеристики цифрового общества и принципы образования в нем // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образования. 2018. № 4 (4). С. 29-39.
  4. Мишина М.М. Психологическая связь между субъективными переживаниями одиночества и интернет-зависимостью у современных студентов // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме / под ред. Т.Д. Марцинковской. Москва: МПГУ, 2019. С. 240-247.
  5. Персиянцева С.В. Искусственный интеллект в образовательном пространстве // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика / отв. ред. Л.М. Митина. Москва: ПИ РАО, 2022. С. 233-237.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

6 окт 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Персиянцева С.В. Взаимосвязь информационных технологий, образования, качества жизни // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей и тезисов по материалам VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Т.В. Христидис – М.: МГИК, 2023. – С. 106-111.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки