Проблема подготовки педагогов в условиях среднего профессионального образования

Разделы психологии: 

Ю.Е. Тимохина

В статье рассматривается современные направления подготовки педагогов в условиях среднего профессионального образования Подготовка слушателя к конкуренции в выборе будущей профессии. Задачи по подготовке педагога. Знакомство с Федеральным проектом «Профессионалитет». Подготовки квалифицированных кадров по наиболее востребованным профессиям и специальностям.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, подготовка, федеральный проект, карьерные мероприятия в среднем профессиональном образовании, практико-ориентированные программы.

Yu.E. Timokhina

THE PROBLEM OF TEACHER TRAINING IN THE CONDITIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article examines the modern directions of teacher training in the conditions of secondary vocational education, Preparing the listener for competition in choosing a future profession. Tasks for teacher training. Acquaintance with the Federal project "Professionalism". Training of qualified personnel in the most popular professions and specialties.

Keywords: professional activity, training, federal project, career activities in secondary vocational education, practice–oriented programs.

В современных условиях подготовка педагогов в средних профессиональных организациях имеет первоочередное значение. Средние профессиональные организации становятся многопрофильными, мгновенно ориентируясь на сегодняшние запросы. Если посмотреть Федеральный проект «Профессионалитет», который стал одним из ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Федеральный проект «Профессионалитет» – это новая модель практико-ориентированной программы подготовки квалифицированных кадров по наиболее востребованным профессиям и специальностям.

Среди важных активностей проекта – создание образовательно-производственных центров (кластеров). Они представляют собой слияние колледжей и организаций реального сектора экономики.

В кластере выделяется колледж, модернизируемый под ключ. В этом колледже при непосредственном участии опорного работодателя формируются новая управленческая структура, новый педагогический состав, новое содержание и структура образовательных программ.

В рамках проекта внедряются принципиально-новые образовательные программы – практико-ориентируемые, усиленные, направленные на потребности отраслевых рынков труда и конкретных предприятий. Для формирования таких программ запланировано создание информационной платформы «Цифровой конструктор компетенций».

Весь кадровый состав образовательно-производственного центра (кластера) – педагогические работники, мастера производственного обучения, работники, ответственные за воспитание, представители управленческих команд – пройдет обучение по компетенциям, необходимым для эффективной реализации федерального проекта «Профессионалитет». Они получат психолого-педагогические, производственные, управленческие навыки, навыки конструирования образовательных программ под запросы работодателей и экономики.

Федеральный проект «Профессионалитет» становится первой командой в востребованном сегодня рестарте системы среднего профессионального образования. Главное, идти в ногу со временем, учитывать растущий интерес молодежи к обучению в колледжах, – широкое распространение отраслевой модели подготовки кадров и массовая подготовка специалистов по востребованным профессиям.

В основном это актуальные рабочие профессии в технических узко отраслевых колледжах, но есть и гуманитарно-технологические колледжи. Во всех этих отраслях нужны квалифицированные педагоги и психологи.

В приказе № 450 от 13.07.21 «О Внедрении изменений в федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования» говорится: «воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разработанных и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного воспитательного плана воспитательной работы» [1].

Принимая все вышеперечисленное во внимание, можно выделить главные задачи, которые стоят перед подготовкой педагогами среднего профессионального образования:

  1. Вклад в собственное непрерывное профессиональное развитие становятся для педагога среднего специального образования обязательным. Педагоги среднего профессионального образования постоянно повышают уровень своей квалификации и проходят стажировки на рабочих местах, к которым они готовят, практико-ориентированный компонент выходит на первый план.
  2. Цифровизация и интеллектуальное производство требует от преподавателей среднего профессионального образования и обучающихся сложных когнитивных процессов, которые позволят гарантировать правильность понимания в школе, в любой образовательной организации и принимать соответствующие решения. Такие вызовы требует нового баланса между обучением внутри колледжа и обучением непосредственно на рабочем месте. Сложившаяся ситуация требует адаптации со стороны педагогов, чьи знания о реальных процессах, новых технологий и требованиях образовательных организации должны быть современными, актуальными и точными.
  3. Педагог, наставник, ментор, преподаватель, тьютор становится проводник для обучающихся в их карьерном пути и т.д. Главное то, что педагог должен обладать необходимыми навыками и специфическими компетенциями, включающие знания о процессах социализации и карьерного сопровождения. Сейчас существует большое количество возможностей для молодых людей выбирать траекторию дальнейшего развития, вне зависимости от образа жизни, места жительства, уровня образования и опыта работа. Педагог должен обладать знаниями для возможной поддержки и ориентации молодых людей. Вместе с этой необходимостью и растут требования к уровню профессионализма педагога.
  4. Интеграция инклюзивного образования является постоянным требованием в современном обществе. Педагоги должны уметь искать новые возможности интеграции людей с инвалидностью в образовательный процесс без потери качества обучения.
  5. На сегодняшнее время молодым людям нужно нечто большее, чем обучение практическим навыкам и абстрактному мышлению. Слушателям необходимо получать опыт «открытого диалога», возможность понять себя и свои ценности, осознать, на какие социальные процессы они могут влиять и определить свою будущую индивидуальную траекторию развития. Имея дело с подлинными историческими событиями, соотнося их с собственной биографией и открытыми встречами, и разговорами, можно побудить молодых людей к осознанному мышлению и укреплению патриотического духа. Этому способствуют новые предпрофильные и профильные классы психолого-педагогического направления.

Однако совместно с требованиями к подготовке педагогических кадров должны расти и возможности для педагогических кадров среднего профессионального образования (например, социальное жилье, льготная ипотека, «подъемные», рост оплаты труда, помощь молодым семьям педагогов, первоочередное устройство детей в образовательные организации, проект «Первая работа» и т.д.). Создавая нужные благоприятные условия, мы сможем создать сильное педагогическое сообщество в среднем профессиональном образовании, отвечающее актуальным вызовам и готовящие профессионалов высокого уровня.

Литература

  1. Приказ № 450 от 13.07.2021 «О Внедрении изменений в федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования». 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110140037?ysclid=lg... (дата обращения: 02.04.2023).
  2. Прохорова О.Г. Управление образовательной организацией: воспитательная деятельность: учеб. пособие. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 117 с.
  3. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 134 с.
  4. X зимняя школа преподавателя – 2022. Партнерства в цифровом образовании 2022-2030. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 27 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

6 окт 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Тимохина Ю.Е. Проблема подготовки педагогов в условиях среднего профессионального образования // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей и тезисов по материалам VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Т.В. Христидис – М.: МГИК, 2023. – С. 111-115.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки