Разделы психологии:
Ю.Е. Тимохина
Ключевые слова: профессиональная деятельность, подготовка, федеральный проект, карьерные мероприятия в среднем профессиональном образовании, практико-ориентированные программы.
Yu.E. Timokhina
THE PROBLEM OF TEACHER TRAINING IN THE CONDITIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Keywords: professional activity, training, federal project, career activities in secondary vocational education, practice–oriented programs.
В современных условиях подготовка педагогов в средних профессиональных организациях имеет первоочередное значение. Средние профессиональные организации становятся многопрофильными, мгновенно ориентируясь на сегодняшние запросы. Если посмотреть Федеральный проект «Профессионалитет», который стал одним из ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.
Федеральный проект «Профессионалитет» – это новая модель практико-ориентированной программы подготовки квалифицированных кадров по наиболее востребованным профессиям и специальностям.
Среди важных активностей проекта – создание образовательно-производственных центров (кластеров). Они представляют собой слияние колледжей и организаций реального сектора экономики.
В кластере выделяется колледж, модернизируемый под ключ. В этом колледже при непосредственном участии опорного работодателя формируются новая управленческая структура, новый педагогический состав, новое содержание и структура образовательных программ.
В рамках проекта внедряются принципиально-новые образовательные программы – практико-ориентируемые, усиленные, направленные на потребности отраслевых рынков труда и конкретных предприятий. Для формирования таких программ запланировано создание информационной платформы «Цифровой конструктор компетенций».
Весь кадровый состав образовательно-производственного центра (кластера) – педагогические работники, мастера производственного обучения, работники, ответственные за воспитание, представители управленческих команд – пройдет обучение по компетенциям, необходимым для эффективной реализации федерального проекта «Профессионалитет». Они получат психолого-педагогические, производственные, управленческие навыки, навыки конструирования образовательных программ под запросы работодателей и экономики.
Федеральный проект «Профессионалитет» становится первой командой в востребованном сегодня рестарте системы среднего профессионального образования. Главное, идти в ногу со временем, учитывать растущий интерес молодежи к обучению в колледжах, – широкое распространение отраслевой модели подготовки кадров и массовая подготовка специалистов по востребованным профессиям.
В основном это актуальные рабочие профессии в технических узко отраслевых колледжах, но есть и гуманитарно-технологические колледжи. Во всех этих отраслях нужны квалифицированные педагоги и психологи.
В приказе № 450 от 13.07.21 «О Внедрении изменений в федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования» говорится: «воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разработанных и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного воспитательного плана воспитательной работы» [1].
Принимая все вышеперечисленное во внимание, можно выделить главные задачи, которые стоят перед подготовкой педагогами среднего профессионального образования:
- Вклад в собственное непрерывное профессиональное развитие становятся для педагога среднего специального образования обязательным. Педагоги среднего профессионального образования постоянно повышают уровень своей квалификации и проходят стажировки на рабочих местах, к которым они готовят, практико-ориентированный компонент выходит на первый план.
- Цифровизация и интеллектуальное производство требует от преподавателей среднего профессионального образования и обучающихся сложных когнитивных процессов, которые позволят гарантировать правильность понимания в школе, в любой образовательной организации и принимать соответствующие решения. Такие вызовы требует нового баланса между обучением внутри колледжа и обучением непосредственно на рабочем месте. Сложившаяся ситуация требует адаптации со стороны педагогов, чьи знания о реальных процессах, новых технологий и требованиях образовательных организации должны быть современными, актуальными и точными.
- Педагог, наставник, ментор, преподаватель, тьютор становится проводник для обучающихся в их карьерном пути и т.д. Главное то, что педагог должен обладать необходимыми навыками и специфическими компетенциями, включающие знания о процессах социализации и карьерного сопровождения. Сейчас существует большое количество возможностей для молодых людей выбирать траекторию дальнейшего развития, вне зависимости от образа жизни, места жительства, уровня образования и опыта работа. Педагог должен обладать знаниями для возможной поддержки и ориентации молодых людей. Вместе с этой необходимостью и растут требования к уровню профессионализма педагога.
- Интеграция инклюзивного образования является постоянным требованием в современном обществе. Педагоги должны уметь искать новые возможности интеграции людей с инвалидностью в образовательный процесс без потери качества обучения.
- На сегодняшнее время молодым людям нужно нечто большее, чем обучение практическим навыкам и абстрактному мышлению. Слушателям необходимо получать опыт «открытого диалога», возможность понять себя и свои ценности, осознать, на какие социальные процессы они могут влиять и определить свою будущую индивидуальную траекторию развития. Имея дело с подлинными историческими событиями, соотнося их с собственной биографией и открытыми встречами, и разговорами, можно побудить молодых людей к осознанному мышлению и укреплению патриотического духа. Этому способствуют новые предпрофильные и профильные классы психолого-педагогического направления.
Однако совместно с требованиями к подготовке педагогических кадров должны расти и возможности для педагогических кадров среднего профессионального образования (например, социальное жилье, льготная ипотека, «подъемные», рост оплаты труда, помощь молодым семьям педагогов, первоочередное устройство детей в образовательные организации, проект «Первая работа» и т.д.). Создавая нужные благоприятные условия, мы сможем создать сильное педагогическое сообщество в среднем профессиональном образовании, отвечающее актуальным вызовам и готовящие профессионалов высокого уровня.
Литература
- Приказ № 450 от 13.07.2021 «О Внедрении изменений в федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования». 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110140037?ysclid=lg... (дата обращения: 02.04.2023).
- Прохорова О.Г. Управление образовательной организацией: воспитательная деятельность: учеб. пособие. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 117 с.
- Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 134 с.
- X зимняя школа преподавателя – 2022. Партнерства в цифровом образовании 2022-2030. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 27 с.
Комментарии
Добавить комментарий