Инновационное направление «Арт-информатика» в подготовке специалистов сферы культуры и искусства

И.А. Нагаева И.А. Кузнецов

Современная система образования появилась и менялась под влиянием перемен в обществе. Новое общество знаний требует новых навыков, которые известны как компетенции XXI века. Сегодня можно с уверенностью говорить о глобальной цифровизации художественного образования. Суть цифровой трансформации заключается в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии в методике преподавания художественных дисциплин, системно взаимодействуя во всех социально-культурных формах. Технически более подготовленный современный студент способен совмещать информационные подходы и творчество. Образование средствами искусства признано ведущим инструментом развития творческих способностей, что позволяет обучаемым эффективнее осваивать компетенции в различных областях знания, реализовывать потребности в самовыражении и саморазвитии.

Ключевые слова: арт-информатика, информационные технологии, искусство, образование.

I.A. Nagaeva I.A. Kuznetsov

INNOVATIVE DIRECTION «ART-INFORMATICS» IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART

The modern education system appeared and changed under the influence of changes in society. The new knowledge society requires new skills, which are known as the competencies of the XXI century. Today we can confidently talk about the global digitalization of art education. The essence of digital transformation is to effectively and flexibly apply the latest technologies in the methodology of teaching art disciplines, systematically interacting in all socio-cultural forms. A technically more prepared modern student is able to combine information approaches and creativity. Education by means of art is recognized as a leading tool for the development of creative abilities, which allows students to more effectively master competencies in various fields of knowledge, to realize the needs for self-expression and self-development.

Keywords: art informatics, information technology, art, education.

Цифровая трансформация общества порождает все больше новых профессий и делает неизбежной цифровую трансформацию образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает активное использование в образовательном процессе информационных технологий, что возможно при наличии соответствующего аппаратного (компьютеры, 3D-принтеры, проекторы, интерактивные доски и т.д.) и программного обеспечения. Также следует учитывать внедрение электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning) и разрабатываемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в образовательных учреждениях.

Исследования говорят о том, что в будущем технологические новинки будут внедряться еще быстрее. Специалист, который хочет быть успешным в современных реалиях, должен комбинировать и постоянно развивать навыки изобретателя, новатора, знать основы культурологии и искусства. Современная система высшего образования в последние годы стала носить «многофункциональный» характер, обеспечивающий охват смежных профессий для решения более широкого круга задач. Возникла необходимость разработки и внедрения новой научно-образовательной политики на основе стимулирования STEAM-конвергенции, когда наука, технологии и искусство изучаются и практикуются совместно. Термином STEAM обычно обозначают подход к образовательному процессу: Science, Technology, Engineering, Arts and Mathematics – наука, технологии, инженерия, искусство и математика, учитывающая творчество в широком смысле [1].

Выделим преимущества инновационного подхода:

  • сочетание в обычном понимании несочетаемого: точности, логики, технологий, творчества;
  • анализ проблемы в целом, не в разрезе конкретной науки или теории;
  • опора на проектную деятельность;
  • применение теоретических знаний и представлений на практике.

С позиций современной парадигмы образования, предполагающей свободу и творческий поиск обучающихся и педагогов, готовность трансляции культурных и художественных ценностей рассматривается как важнейший фактор успешной профессиональной деятельности. Культура, искусство, являясь базисными элементами развития любого общества, попадают под влияние технологического прогресса и, конечно, цифровизации. Гармоничное развитие рационально-логического и эмоционально-образного типов мышления способствует повышению творческого потенциала.

В рамках нового подхода к образовательному процессу автором предложено и разработано новое направление «Арт-информатика», как область знаний, направленных на продуцирование художественной информации и создание интерактивных мультимедийных проектов с помощью информационно-коммуникационных технологий. Автором разработан одноименный учебный курс (как практико-ориентированный инструмент), предусматривающий приобретение и углубление теоретических знаний и практических навыков в области новых информационных технологий применительно к задачам профессиональной подготовки студентов гуманитарных направлений высших учебных заведений [2].

Изучение курса направлено на развитие творческого потенциала студентов, расширение их опыта на основе медиа инструментария, знакомства с прикладными возможностями информационных технологий в сфере художественно-творческой деятельности.

Например, для экспонирования работ используется метавселенная, а точнее, площадка для размещения «Metaverse», где нет никаких рамок. Художник или архитектор может воплотить любые замыслы в виртуальной реальности вне рамок, сковывающих в обычной жизни, используя графический планшет, трехмерные редакторы и нейросети.

В метавселеннной можно организовать цифровую галерею, которая представлена 3D-моделью. Приглашенные получают ссылку на посещение выставки. Взаимодействие с пространством и объектами происходит виртуально по аналогии с компьютерной игрой, а личное общение – в прямой трансляции, даже если все участники находятся дистанционно друг от друга.

В цифровой среде появились возможности интеграции виртуальных цифровых объектов в физическое пространство (mixed reality, или смешанная реальность), генерации уникальных текстур материалов, создания сюрреалистических форм физических объектов.

Пришло время новых технологий, а значит, и новых музыкальных инструментов. Например, сенсорная гитара без струн Hyper Touch. Вместо струн на грифе используется сенсорная панель, обладающая набором различных настроек и режимов. С помощью такого инструмента можно извлечь самые разные, в том числе и нестандартные для гитары звуки. Kitar Guitar – гибрид синтезатора и гитары, оснащенный сенсорным дисплеем и кнопками на грифе. В памяти инструмента записано множество звуков, так же, как и в клавишный инструмент. iTar – соединение кнопочного грифа гитары и планшета iPad. Такой инструмент может играть одновременно за весь оркестр, выполнять функции различных музыкальных инструментов – ударных или клавишных, посредством соответствующих приложений.

Hang Drum – «ручной» барабан, позволяющий извлекать звуки разнообразными способами (кончиками пальцев, ладонью). Ударный инструмент состоит из двух полусфер, каждая из которых имеет множество тональных зон. При исполнении можно обратиться абсолютно к любой тональности. Airpiano – «воздушное» пианино, представляющую собой сенсорную панель. Звуковой ряд включает полную октаву. Звуки извлекаются без контакта с инструментом.

Новые технологии стремительно захватывают мир искусства, делают его богаче и разнообразнее. В цифровом искусстве художники могут вызывать реакцию у зрителя посредством нескольких каналов воздействия и способов выражения (через цвета, формы, символы, смыслы, истории, звуки, движения, пластику) одновременно, компилируя их друг с другом. Разные сферы искусства не смогут существовать обособленно друг от друга, они стремятся к гибридности и принимают новые формы коммуникации со зрителем.

Концепция Web 3.0, цифровые активы, метавселенные, искусственный интеллект и т.п. – тенденции ближайшего будущего. Исследование в области арт-информатики ориентировано на вовлечение студентов к освоению искусства при помощи современных технологий, что помогает увидеть многообразие художественных и культурных объектов. Именно погружение в сферу культуры и искусства связано с активным и заинтересованным отношением к освоению информационных технологий, способствующих повышению профессиональной компетентности студентов.

Привлекая именно современные, востребованные на рынке труда, программные средства и технологии, и развивая способность создавать креативные медиапродукты, можно подготовить квалифицированного специалиста, умеющего использовать новейшие цифровые технологии и продуцировать новую художественную информацию [3].

Культура в современную эпоху является инициатором развития технологий, создающих уникальные проекты в области искусства и нуждающихся в средствах для их реализации.

Литература

  1. Нагаева И.А. Арт-информатика как новый опыт преодоления междисциплинарных границ в гуманитарных вузах // Юсовские чтения. Духовно-нравственное развитие обучающихся в современной образовательной парадигме: сборник научных статей по материалам XXIII Международной научно-практической конференции (29 ноября 2022 г.) / науч. ред. Е.П. Олесина, ред.-сост. О.И. Радомская, под общ. ред. Л.Г. Савенковой. Москва: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2022. С. 483-488.
  2. Нагаева И.А. Арт-информатика: основы, технологии, перспективы: монография. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2021. 121 с.
  3. Нагаева И.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в подготовке будущих специалистов сферы культуры и искусства // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4. С. 99-106.
  4. Христидис Т.В. Технология «Смешанного обучения» (Blended learning) в профессиональной подготовке студентов в вузе // Вестник МГУКИ. 2022. № 6 (110). С. 50-56.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

6 окт 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Нагаева И.А., Кузнецов И.А. Инновационное направление «Арт-информатика» в подготовке специалистов сферы культуры и искусства // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей и тезисов по материалам VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Т.В. Христидис – М.: МГИК, 2023. – С. 76-81.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки