И.А. Нагаева И.А. Кузнецов
Ключевые слова: арт-информатика, информационные технологии, искусство, образование.
I.A. Nagaeva I.A. Kuznetsov
INNOVATIVE DIRECTION «ART-INFORMATICS» IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART
Keywords: art informatics, information technology, art, education.
Цифровая трансформация общества порождает все больше новых профессий и делает неизбежной цифровую трансформацию образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает активное использование в образовательном процессе информационных технологий, что возможно при наличии соответствующего аппаратного (компьютеры, 3D-принтеры, проекторы, интерактивные доски и т.д.) и программного обеспечения. Также следует учитывать внедрение электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning) и разрабатываемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в образовательных учреждениях.
Исследования говорят о том, что в будущем технологические новинки будут внедряться еще быстрее. Специалист, который хочет быть успешным в современных реалиях, должен комбинировать и постоянно развивать навыки изобретателя, новатора, знать основы культурологии и искусства. Современная система высшего образования в последние годы стала носить «многофункциональный» характер, обеспечивающий охват смежных профессий для решения более широкого круга задач. Возникла необходимость разработки и внедрения новой научно-образовательной политики на основе стимулирования STEAM-конвергенции, когда наука, технологии и искусство изучаются и практикуются совместно. Термином STEAM обычно обозначают подход к образовательному процессу: Science, Technology, Engineering, Arts and Mathematics – наука, технологии, инженерия, искусство и математика, учитывающая творчество в широком смысле [1].
Выделим преимущества инновационного подхода:
- сочетание в обычном понимании несочетаемого: точности, логики, технологий, творчества;
- анализ проблемы в целом, не в разрезе конкретной науки или теории;
- опора на проектную деятельность;
- применение теоретических знаний и представлений на практике.
С позиций современной парадигмы образования, предполагающей свободу и творческий поиск обучающихся и педагогов, готовность трансляции культурных и художественных ценностей рассматривается как важнейший фактор успешной профессиональной деятельности. Культура, искусство, являясь базисными элементами развития любого общества, попадают под влияние технологического прогресса и, конечно, цифровизации. Гармоничное развитие рационально-логического и эмоционально-образного типов мышления способствует повышению творческого потенциала.
В рамках нового подхода к образовательному процессу автором предложено и разработано новое направление «Арт-информатика», как область знаний, направленных на продуцирование художественной информации и создание интерактивных мультимедийных проектов с помощью информационно-коммуникационных технологий. Автором разработан одноименный учебный курс (как практико-ориентированный инструмент), предусматривающий приобретение и углубление теоретических знаний и практических навыков в области новых информационных технологий применительно к задачам профессиональной подготовки студентов гуманитарных направлений высших учебных заведений [2].
Изучение курса направлено на развитие творческого потенциала студентов, расширение их опыта на основе медиа инструментария, знакомства с прикладными возможностями информационных технологий в сфере художественно-творческой деятельности.
Например, для экспонирования работ используется метавселенная, а точнее, площадка для размещения «Metaverse», где нет никаких рамок. Художник или архитектор может воплотить любые замыслы в виртуальной реальности вне рамок, сковывающих в обычной жизни, используя графический планшет, трехмерные редакторы и нейросети.
В метавселеннной можно организовать цифровую галерею, которая представлена 3D-моделью. Приглашенные получают ссылку на посещение выставки. Взаимодействие с пространством и объектами происходит виртуально по аналогии с компьютерной игрой, а личное общение – в прямой трансляции, даже если все участники находятся дистанционно друг от друга.
В цифровой среде появились возможности интеграции виртуальных цифровых объектов в физическое пространство (mixed reality, или смешанная реальность), генерации уникальных текстур материалов, создания сюрреалистических форм физических объектов.
Пришло время новых технологий, а значит, и новых музыкальных инструментов. Например, сенсорная гитара без струн Hyper Touch. Вместо струн на грифе используется сенсорная панель, обладающая набором различных настроек и режимов. С помощью такого инструмента можно извлечь самые разные, в том числе и нестандартные для гитары звуки. Kitar Guitar – гибрид синтезатора и гитары, оснащенный сенсорным дисплеем и кнопками на грифе. В памяти инструмента записано множество звуков, так же, как и в клавишный инструмент. iTar – соединение кнопочного грифа гитары и планшета iPad. Такой инструмент может играть одновременно за весь оркестр, выполнять функции различных музыкальных инструментов – ударных или клавишных, посредством соответствующих приложений.
Hang Drum – «ручной» барабан, позволяющий извлекать звуки разнообразными способами (кончиками пальцев, ладонью). Ударный инструмент состоит из двух полусфер, каждая из которых имеет множество тональных зон. При исполнении можно обратиться абсолютно к любой тональности. Airpiano – «воздушное» пианино, представляющую собой сенсорную панель. Звуковой ряд включает полную октаву. Звуки извлекаются без контакта с инструментом.
Новые технологии стремительно захватывают мир искусства, делают его богаче и разнообразнее. В цифровом искусстве художники могут вызывать реакцию у зрителя посредством нескольких каналов воздействия и способов выражения (через цвета, формы, символы, смыслы, истории, звуки, движения, пластику) одновременно, компилируя их друг с другом. Разные сферы искусства не смогут существовать обособленно друг от друга, они стремятся к гибридности и принимают новые формы коммуникации со зрителем.
Концепция Web 3.0, цифровые активы, метавселенные, искусственный интеллект и т.п. – тенденции ближайшего будущего. Исследование в области арт-информатики ориентировано на вовлечение студентов к освоению искусства при помощи современных технологий, что помогает увидеть многообразие художественных и культурных объектов. Именно погружение в сферу культуры и искусства связано с активным и заинтересованным отношением к освоению информационных технологий, способствующих повышению профессиональной компетентности студентов.
Привлекая именно современные, востребованные на рынке труда, программные средства и технологии, и развивая способность создавать креативные медиапродукты, можно подготовить квалифицированного специалиста, умеющего использовать новейшие цифровые технологии и продуцировать новую художественную информацию [3].
Культура в современную эпоху является инициатором развития технологий, создающих уникальные проекты в области искусства и нуждающихся в средствах для их реализации.
Литература
- Нагаева И.А. Арт-информатика как новый опыт преодоления междисциплинарных границ в гуманитарных вузах // Юсовские чтения. Духовно-нравственное развитие обучающихся в современной образовательной парадигме: сборник научных статей по материалам XXIII Международной научно-практической конференции (29 ноября 2022 г.) / науч. ред. Е.П. Олесина, ред.-сост. О.И. Радомская, под общ. ред. Л.Г. Савенковой. Москва: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2022. С. 483-488.
- Нагаева И.А. Арт-информатика: основы, технологии, перспективы: монография. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2021. 121 с.
- Нагаева И.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в подготовке будущих специалистов сферы культуры и искусства // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4. С. 99-106.
- Христидис Т.В. Технология «Смешанного обучения» (Blended learning) в профессиональной подготовке студентов в вузе // Вестник МГУКИ. 2022. № 6 (110). С. 50-56.
Комментарии
Добавить комментарий