Личность в транзитивном обществе и ее практики социального взаимодействия

Разделы психологии: 

М.К. Акимова Российский государственный гуманитарный университет
С.В. Персиянцева Российский государственный гуманитарный Психологический институт Российской академии образования

УДК 159.9.07

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-06- 00768.

Ключевые слова: практики социального взаимодействия; социальный капитал; транзитивность общества; социальные группы.

В статье показаны особенности развития личности в современном российском обществе. Транзитивность определяется в социальной изменчивости, высокой динамике социальных структур и лабильности, многообразии векторов социального развития. Формирование таких психологических черт, как доверие, солидарность, честность, способствуют эффективному функционированию личности в транзитивном обществе.

Каждый человек формируется на основе собственной практики взаимодействия с окружающим миром вещей и людей, с природной и социальной средой, которая воздействует на него с момента рождения. Индивидуальность и личность опосредованы как личным опытом человека, так и средой, в которой он находится и под влиянием которой он формируется. Нельзя искусственно изолировать индивида от действительности, в которой происходило его формирование, а эта действительность характеризуется требованиями, правилами, традициями, обычаями, то есть нормативами, прямо и косвенно влияющими на психику индивида. На сегодняшний день большое влияние на формирование психики индивида оказывает ситуация транзитивности.

Современное общество характеризуется пластичностью социокультурного пространства, высокой лабильностью и динамикой социальных структур, наличием многообразных переходных процессов [5, с. 53–56], что зачастую ослабляет стабильность социального взаимодействия. Транзитивность определяет изменчивость социальных представлений, установок, ценностей, социальных норм и практик. В связи с ускорением изменений в российском обществе к характеристикам социальной ситуации развития прибавляется высокая степень множественности и неопределенности социального контекста, которая выражена в бесконечности вариантов развития индивида.

Как происходит развитие человека? Индивид после своего рождения оказывается в обществе, в составе его разных культурных и социальных групп, и всё его развитие протекает во внутригрупповых и межгрупповых взаимодействиях. Многие общекультурные и специфически культурные черты и процессы служат целям адаптации личности к своему жизненному окружению, а это окружение (как природное, так и социальное) определяет эти черты и прочие особенности как желательные, принимаемые, одобряемые, полезные. К таким чертам следует относить и черты национального характера, и национальный менталитет, и структуру ценностей, и специфику мотивационной сферы, и особенности мировоззрения и самосознания, и характер адаптационных механизмов и пр. Нормативность как отражение одобряемых и желательных психологических черт пронизывает все сферы общественного сознания каждой культурной и субкультурной группы (включая искусство, мифологию, религию).

Психологические особенности, как сознательно выбираемые индивидом, так и действующие бессознательно, могут определяться практиками социального взаимодействия. Одни индивиды сознательно выбирают поведение, санкционированное и прямо одобряемое его культурой; они подчиняются культурным стандартам осознанно. Другие индивиды могут делать это в большей степени интуитивно, неосознанно. В данном контексте «практики» определяются как «совокупность принятых в культуре способов деятельности…», то есть практическое знание того, как эффективно функционировать с людьми и предметами для достижения конкретных целей [4, с. 19–20].

Каждый человек формируется на основе собственной практики взаимодействия с окружающим миром вещей и людей, с природной и социальной средой, которая воздействует на него с момента рождения, и эта среда характеризуется требованиями, правилами, традициями, обычаями, то есть нормативами, прямо и косвенно влияющими на психику индивида, при этом каждое общество представляет собой уникальную систему, обеспечивающую своим членам уникальную культурную среду [1, с. 630–654].

Социальные практики более эффективны в межличностной коммуникации, если базируются на доверии и честности. доверие к другому человеку основывается на уверенности в его правоте, доброжелательности и порядочности, проявляется в желании принять и понять другого, сотрудничать с ним, помогать и поддерживать его, выражать по отношению к нему заинтересованность и эмпатию. Честность, доверие, солидарность являются психологической основой социального капитала. Социальный капитал порождает социальные практики, общественную активность и представляет собой важнейший показатель позитивных взаимоотношений между людьми, разными социальными группами, их сплоченности, солидарности, доброжелательного взаимодействия [2, с. 73–78; 3, с. 150–157].

В исследованиях, проведенных с помощью опросников (Доверительных отношений и Легитимизации нечестности (автор Акимова), Солидарности (автор Горбачева)) приняли участие 92 студента 1–2 курсов из вузов г. Орехова-Зуева и г. Москвы (50 и 42 студента соответственно). Предполагалось, что московские студенты продемонстрируют более низкие результаты по шкале «доверие и солидарность», так как в мегарегионе никто не может быть уверенным в «других», отношения между людьми становятся поверхностными и сугубо функциональными.

Применение критерия Манна–Уитни демонстрирует высокий уровень достоверности различий между студентами двух вузов по каждому опроснику, выявляющему психологические особенности социального взаимодействия (p<0,01).

Студенты московского вуза имеют более высокие показатели по всем использованным нами методикам по сравнению со студентами Орехова-Зуева (по шкале «Доверительные отношения»: 148,5 и 82,1; «Легитимизация нечестности»: 81,2 и 50,7; по шкале «Солидарность» 101,3 и 64,9 соответственно). Высокие результаты уровня доверия и солидарности позитивно характеризуют студентов столицы, однако высокие баллы по опроснику «Легитимизации нечестности» демонстрируют, что студенты из Москвы чаще и в более широких пределах признают нечестность допустимой в отношениях с окружающими.

Анализ результатов опросника «Легитимизация нечестности» показал, что учащиеся обоих вузов в одинаковой степени часто признают ложь ради блага других и ложь детям. Считают, что не исполнять или нарушать свое Слово является допустимым, как и подсказывать сокурсникам, утаивать правду.

Студенты Орехова-Зуева в меньшем количестве ситуаций допускают присутствие нечестности. Возможно, это связано с тем, что, жители небольших городов общаются в узком кругу. Это чаще всего родные и близкие люди, хорошо знакомые друг с другом. Ради поддержания нормальных отношений с окружающими студенты не позволяют себе быть нечестными с ними.

Высокие показатели по уровню «доверие и солидарность» у московских студентов можно объяснить социокультурными условиями существования. Находясь в ситуации расширенной межличностной и межгрупповой коммуникации, студенты мегаполиса вынуждены находить эффективные способы адаптации в современной ситуации транзитивности.

Проживание в столице с постоянными изменениями групповых и общественных структур предполагает гибкость сетей «горизонтальных связей» разнородных общественных групп. Взаимное принятие человека и группы связано с положительными социальными эмоциями в отношении культуры, норм, эталонов поведения, способов организации межличностного взаимодействия, а также конструирования новых контактов.

Каждый день московские студенты вынуждены проявлять большую активность, чем учащиеся вузов малых городов. В Орехове-Зуеве среда общения молодёжи сужена, чаще всего ограничена родственниками и однокурсниками / одноклассниками.

Мы предполагаем, что социальное влияние столицы отличается от влияния социальных факторов небольшого города, способствуя формированию доверительных отношений и солидарности. Эти черты подкрепляются, ценятся в том социальном пространстве, в котором находится индивид. Если последний видит, что такие черты, как доверие, честность/нечестность, солидарность, согласие помогают ему эффективно взаимодействовать с другими и быстро адаптироваться в новых условиях, то старается обладать этими чертами, развивать их у себя.

Таким образом, в мегарегионе выбор у субъектов направления движения связан с огромным числом возможностей. Социальная транзитивность предполагает множественность нормативно-ценностных систем и соответствующих им паттернов социального поведения. Личность в транзитивном обществе, чтобы быть успешной, вынуждена повседневно использовать эффективные практики социальной коммуникации с окружающими, которые включают в себя высокий уровень солидарности, доверия, терпения и согласия, умения находить компромиссы в трудной жизненной ситуации.

Глобализация и расширение границ социализации требуют знания культуры, языка нового социального окружения, позитивного отношения к нормам, эталонам и своей, и чужой культуры.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акимова М.К., Горбачева Е.И., Козлова В.Т. Нормативная концепция психодиагностики индивидуальности // Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования. 1912–2012: материалы междунар. конф. (Москва, 24 окт. 2012 г.) / под общ. ред. В.В. Рубцова. СПб.: Нестор- История, 2012. С. 630–654.
  2. Акимова М.К., Персиянцева С.В. Гражданская идентичность как основа продуцирования социального капитала // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 5 (83). С.73–78.
  3. 3. Акимова М.К., Персиянцева С.В. Практики социального взаимодействия у студентов, различающихся социокультурными условиями // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: тезисы докл. Междунар. конф. (Калуга, 20–22 апр. 2017 г.). Калуга: Политоп, 2017. С.150–157.
  4. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб.: Европейский университет, 2008. С. 19–20.
  5. Федотова М.Г. Роль коммуникации в транзитивном обществе // Вестник Омского университета. 2011. № 3. С. 53–56.

Маргарита Константиновна Акимова
M.K. Akimova
Russian State University for the Humanities

Светлана Владимировна Персиянцева
S.V. Persiyantseva
Russian State University for the Humanities
​Psychological Institute of Russian Academy of Education

Personality in a transitive society and its practices of social interaction

Key words: social interactions; social capital; transitive society; social groups.

The article shows specific features of development of personality in modern Russian society. Transitivity is defined by the social variability, the high dynamics of social structures and the lability of a variety of vectors of social development. The formation of psychological traits, such as, trust, solidarity, honesty, contribute to the effective functioning of the individual in the transitive society.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 фев 2017

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Акимова М.К., Персиянцева С.В. Личность в транзитивном обществе и ее практики социального взаимодействия // Личность в пространстве и времени. – 2017. – № 6. – С. 10-14.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки