Гаврилина Анастасия Андреевна - адъюнкт кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва.
Ключевые слова: ценностные ориентации, уровни, макроуровень, мезоуровень, микроуровень, формирование, социализация, деятельность.
SOURCES OF PERSONAL VALUE ORIENTATION FORMATION
Gavrilina Anastasia Andreevna - Adjunct Department of Pedagogy, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikot, Moscow.
Keywords: value orientations, levels, macrolevel, mesolevel, microlevel, formation, socialization, activity.
Проблема исследования ценностных ориентаций, равно как нравственных и общественных правил, обусловливающих позицию личности по отношению к реальности, представляется одной из основных в нынешней науке.
Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности [3].
Ценности влияют на убеждения личности. Как компонент личности ценностные ориентации предполагают собой целостность идей, поведения, эмоций. В создании ценностных ориентации принимает участие предыдущий опыт человека. Эмоциональной базой его ценностных ориентации представляется разнообразное устройство интересов, мыслей, взглядов, поэтому ценности неустойчивы и изменяются в ходе жизнедеятельности человека [5]. Ценностная позиция по отношению к реальности представляется непростым, многоуровневым отношением.
Процесс развития, укрепления, перераспределения ценностных ориентации, как и процесс социализации, протекает в течение всего существования личности. Социализируясь, присоединяясь к ценностным нормативам, модификациям поведения старшего поколения, личность приспосабливается к установленным ценностным ориентациям.
В дальнейшем, в течение своего существования исходя из общественной ситуации, актуальной обстановки, социокультурной сферы, в которой проживает человек, его ценностные ориентации, испытывают отдельные, а иногда очень радикальные перемены.
Таким образом, индивид, в концепции социальных взаимоотношений, взаимодействует с находящимся вокруг него обществом в различной степени. Следует выделять три уровня окружающие личность: макроуровень, мезоуровень и микроуровень.
Макроуровень - общечеловеческая культура, культура общества, в рамках которой живет человек. Сюда можно отнести общепризнанные нормы, принципы поведения, модификации мышления и подходы к ценностным ориентациям всех людей. Таким образом, в рамках космоцентризма - общефилософской концепции древнего мира, базой миропонимания человека была уверенность в могущество вселенной и недопустимость выяснить природу естественных явлений с помощью разума, что делало индивида подчиненным перед всесильной мощью, вселенной и стихии. Поэтому ценностные ориентации человека зародились на нормах повиновения, общественного закрепощения и боязни перед абсолютно всеми общественными и естественными действами.
В дальнейшем, философии и культуре Средних веков был свойственен теоцентризм. В данный период большую мировоззренческую и ценностно - ориентационную роль обретает вера. Индивид обрёл условный покой, что заменило его боязнь пред безумствующими стихиями и космосом, что представляется своего рода основой нравственности и общественно-одобряемого действия. Вера почти все столетия существовала, как ключевая основа ценностных ориентации и поведенческих законов и устремляла активность и действия человека в необходимое направление.
Другое мировосприятие дал период Ренессанса. На этом этапе личность осмыслила себе средоточием Мира. Такое мировоззрение означало объявление человека единой ценностью мироздания.
В настоящее время, гуманизм как мировоззренческая теория разрастается по-разному и степенью влияния в разных государствах и к современному времени приобрела искажённую форму, далёкую от совершенства.
Таким образом, среди основной массы культурных государств индивидуальность человека, с абсолютно всеми ее минусами и плюсами, становится самоценной, доминирует позиция, что человек значим и ценен такой, какой он есть от природы, его потребности должны быть удовлетворены.
Данные утверждения объясняются тем, что Индивид — властвует над миром и человеческое общество во все времена сражалось за независимость человеческой индивидуальности не только от подчиняющих ее общественно-политических систем, но и от общепризнанной морали, сковывающих его действия и активность в мире.
К макроуровню в концепции приобщения к ценностным ориентациям принадлежит направленность общественно-политической организации какого-либо государства (уровень демократизации общества); статус СМИ и уровень доверия к ним обычных людей; мировосприятие граждан; уровень религиозности и позиция по отношению к вере и церковным учреждениям.
Мезоуровень оценивает присоединение к ценностным ориентациямпри помощи крупных и небольших общественных категорий, в которые человек вступает напрямую либо опосредствованно и с которыми он взаимодействует в течение своего существования. К чему принадлежат: общешкольная группа, команда, в которой функционирует человек, военный коллектив и т.д. Средний уровень отчерчивает интервал индивидов, общественных организаций и учреждений, неявно воздействующих на социализацию личности, формирующих в установленных условиях ценностно-ориентационную обстановку.
К микроуровню следует относить личностный аспект. Данный уровень заключается в направленности личности и характеризует общий подход человека к миру, к самому себе, придает смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Они базируются на сформировавшихся потребностях личности, ее желаниях и стремлениях, играя ведущую роль в процессе принятия подавляющего большинства решений. Исходя из специфики личностной характеристики, особенностей, индивид проходит формирование собственной системы ценностей, которая отвечает личным потребностям и мотивационной сферы. Процесс формирования ценностных ориентаций связан со спецификой жизнедеятельности социума, при этом сам процесс находится в прямой зависимости от специфики социализации личности в малых группах, а также под воздействием установок, озвучиваемых средствами массовой коммуникации, то есть через макроуровень и мезоуровень.
Таким образом, на каждой стадии личностного развития человек сталкивается с рядом факторов, влияющих на формирование и развитие системы ценностных ориентаций. Областью пересечения и взаимодействия этих факторов выступает деятельность, в которой в свою очередь и проявляется степень развитости системы ценностных ориентаций и личности в целом.
Литература
- Гуркина, А.Л. Основы формирования ценностных ориентаций личности / А.Л. Гуркина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2016. № 26 (130). С. 648-651. URL: https://moluch.ru/archive/130/35994.
- Ерофеева М.А. Чайлдфри-семья: функции и ценности // Актуальные проблемы развития личности в современном социокультурном пространстве. Сборник научных трудов педагогов, слушателей, студентов и курсантов: сборник статей. Под ред. О.М. Дорошенко, Н.Б. Нижниченко, Е.А. Никитской. Москва, 2021. С. 85-90.
- Камбарова, К.У. Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности // Молодой ученый. 2016. № 11 (115). С. 1808-1810. URL: https://moluch.ru/archive/115/30381.
- Раитина М.С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/5159. (дата обращения 18.01.2021)
- Харламова Д.А. Актуальные ценности личности студентов-будущих социальных педагогов // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» 2018.
Комментарии
Добавить комментарий