Разделы психологии:
И.А. Джидарьян, О.В. Маслова Институт психологии РАН; Российский университет дружбы народов, г. Москва
Создатель отечественной школы дифференциальной психологии, получившей название дифференциальной психофизиологии, выдающийся российский психолог Б.М. Теплов неоднократно подчеркивал, что психологическая мысль должна развиваться в контексте широких явлений реальной жизни и ее актуальных проблем. Только при этом условии, как известно, наука может обогащаться новыми идеями, расширяя предметную область своих исследований.
Целью проведенного под нашим руководством исследования было сравнение представлений о любви у современных юношей и девушек. Для выявления существующих между ними различий в исследовании использовались две основные методики: направленный ассоциативный эксперимент к стимулу «любовь» и специально разработанный нами опросник «Классические представления о любви: принятие – дистанцирование». Этот опросник содержит 26 высказываний о любви, принадлежащих выдающимся представителям мировой культуры и литературы (У. Шекспир, Л.Н. Толстой, А. де Сент-Экзюпери и др.), включая и пословицы как плод народной мудрости. Из множества классических и афористических изречений о любви были отобраны те, которые отражают, на наш взгляд, наиболее важные с позиций современной науки характеристики, аспекты и стили проявления этого универсального общечеловеческого чувства. Нас интересовало, насколько близки эти классические высказывания о любви взглядам наших молодых современников. Высказывания предъявлялись участникам исследования без указания авторов. Респондентов просили оценить степень принятия этих афоризмов по 5-балльной шкале (от 0 до 4 баллов).
В исследовании приняли участие 67 девушек и 68 юношей в возрасте от 19 до 23 лет, являющихся студентами московских вузов.
По результатам применения обеих методик было выявлено наличие у юношей и девушек как общих признаков, так и определенных различий в их представлениях о любви. Так, полученные на основе ассоциативного эксперимента, ассоциативные семантические универсалии стимула «любовь» показали, что если в группе девушек «любовь» связывается, прежде всего, со словами «счастье» (эта ассоциация возникла у 22% девушек), «доверие» (16%), «нежность» (11%), «забота» (11%), «семья» (11%), то для юношей – на первом месте стоят слова «секс» (эта ассоциация возникла у 22% юношей), «страсть» (15%), «чувство» (13%). В то же время по материалам исследования обозначились и общие для обеих групп ассоциации с «любовью», такие, например, как «понимание» (9% у девушек и 11% у юношей), «верность» (13% и 9% соответственно), «доверие» (16% и 13%). В числе выявленных различий между девушками и юношами интересным представляется нам и то, что у первых «любовь» связывается со словом «вечная» (9%), а у вторых – со словом «безрассудство» (9%).
Таким образом, хотя все юноши и девушки по данным ассоциативного эксперимента связывают понятие «любовь» прежде всего с интимно-доверительными отношениями и межличностными переживаниями, но у них акцентируются разные компоненты этого многоаспектного и фундаментального для человеческой природы чувства. Данные, полученные с помощью опросника «Классические представления о любви: принятие и дистанцирование», по своему основному смыслу в целом, совпадают с уже приведенными выше, но они значительно расширяют и обогащают их по содержанию. Так, абсолютный приоритет для девушек принадлежит утверждению «Любовь – желание сделать счастливым другого». Его приняли все участвующие в исследовании девушки, юноши также проявили в отношении него максимальное для себя единодушие (87%). Практически в одинаковой степени юноши (82%) и девушки (76%) принимают также утверждение о том, что «Любовь – самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом». Важно подчеркнуть, что наиболее единодушными оказались юноши и девушки в своем несогласии с теми высказываниями, в которых занижается общая ценность любви и акцентируются негативные аспекты. Причем девушки более категоричны в своем неприятии этих суждений, чем юноши. Решительно не согласны они, например, с утверждением, что «Любовь – помеха в жизни» (90%), хотя и большинство юношей (72%) присоединяются к ним в его неприятии. Дистанцируются современные юноши и девушки и от утверждений, что «Любовь – всего-навсего скверная шутка, которой природа шутит с людьми, чтобы добиться продолжения рода» (не согласны 81% девушек и 77% юношей) и что «В любви самое интересное – это победа и разрыв, все остальное – канитель» (не согласны 82% девушек и 74% юношей).
Отмечая выявленные в исследовании различия между юношами и девушками в их представлениях о любви, следует также подчеркнуть, что последние оказались более категоричными в принятии тех утверждений, в которых подчеркивается уникальность этого чувства, его органическая связь с вопросом о смысле человеческого существования, а также с тем, что «Любовь – творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого» (согласны 90% девушек и 69% юношей).
Таким образом, представления о любви у девушек более четко связаны со светлым, возвышенным, одухотворяющим началом, воображением и мечтами, а юноши более реалистичны в своих взглядах на любовь и менее категоричны в своих оценочных суждениях о ней.
Комментарии
Добавить комментарий