Разделы психологии:
Каверина Н.Е. Москва, МГПУ
Повышение эффективности образования – одна из важных задач проводимых сегодня в сфере образования реформ. Осуществлению этой задачи способствует внедрение различных технологий, в том числе и в деятельности педагога-психолога.
Что же такое технология вообще и психолого-педагогическая технология в частности?
Различные авторы смотрят на проблему определения технологии в образовании по-разному. При переходе школы на системно-деятельностный подход определение В.М. Монахова представляется наиболее приемлемым. Оно использовалось при разработке данной технологии. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Если рассматривать технологию поэтапного формирования исследовательских способностей в рамках классических представлений о психологопедагогической технологии, то содержательно предметом данной технологии, как психологической, являются исследовательские способности школьников. Целью – коррекция и развитие этих способностей, развитие навыков проведения ученического исследования, психологическая подготовка учащихся к исследовательской деятельности. Предметом этой технологии, как педагогической, будет накопление и активное использование знаний по предмету. Целью – активное, осознанное накопление знаниями по предмету, владение этими знаниями, умение переносить их в разные области, улучшение запоминания и усвоения информации, развитие навыка самостоятельного поиска новых знаний по предмету. Общие задачи: развитие навыков проведения наблюдения, эксперимента, использования моделирования; развитие умений ставить цель, строить гипотезы, задавать вопросы, видеть проблему, обобщать, давать определения понятиям, прогнозировать; формирование навыков презентации своей работы, в том числе с использованием ИКТ; формирование коммуникативных компетенций ученика; развитие умения строить план исследования в группе и индивидуально, проводить исследование, работать в группе; повышение учебной мотивации и др.
Данная технология соответствует таким критериям технологичности, как: концептуальность, системность, управляемость, воспроизводимость и эффективность.
Технология поэтапного формирования исследовательских способностей в своей методологической основе опирается на исследовательский подход в обучении, предложенный А.И. Савенковым [5], который провел глубокий анализ проблемы исследовательского обучения. По его мнению, исследовательское обучение нацелено на активизацию учебной работы детей. Этот подход придает обучению творческий характер, и, таким образом, передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика детей традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. Более глубоко эта проблема отражена в работах ряда зарубежных специалистов, продолживших линию исследования К.Н. Вентцеля, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, С. Френе и других представителей «прогрессивистской педагогики». В рамках исследовательского подхода по традиции, заведенной еще Дж. Дьюи, обучение ведется с опорой на непосредственный опыт учащихся.
А.И. Савенков указывает на то, что в современной теории исследовательского обучения выделяются три уровня его практической реализации:
- педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся;
- педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
- на третьем, высшем уровне, постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно (Шваб Дж., Брандвейн П., Леви А. и др.).
Исследовательский подход в обучении должен решать еще одну важную задачу – развивать исследовательские способности обучающихся [1]. А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.С. Ротенберг, А.И. Савенков, Б.М. Теплов и др. утверждали, что развить какие-либо способности можно только в процессе соответствующей деятельности. Следовательно, развитие исследовательских способностей возможно только в процессе выполнения исследования. А.Н. Поддьяков относит способность и готовность исследовать новое к области самостоятельных ценностей [3]. Он считает, что ИС – это важное качество человека, отражающее его уровень развития: личностного, познавательного и социального.
А.Н. Поддьяков в большей мере описывает исследовательское поведение и факторы, которые его вызывают и стимулируют, следовательно, стимулируют развитие ИС – это новизна, сложность, информационный конфликт или противоречивость информации.
Об исследовательском поведении, активности их способности проявляться в творчестве писали В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко [4]. Они считают, что для постоянного развития исследовательской активности необходимо: вовлечение ребенка в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний; разнообразие предлагаемой информации; Понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной проблемы; достаточная трудность материала; достойное оценивание работы и др.
А.Э. Симановский [7], рассматривая проблему развития способностей к интеллектуальному творчеству, выделил противоречие двух тенденций: тенденции к инновациям и тенденции к консервации. Он связывает развитие творческой способности по созданию нового продукта с развитием автономной творческой личности, субъекта своей деятельности.
Раскрывая антропологический смысл исследовательской работы школьников, В.И. Слободчиков [8] отмечает одно из наиболее важных ее направлений – развитие самопознания и качеств личности, способствующих становлению человека как «субъекта собственной жизни и деятельности», самопреобразования и саморазвития. В состав таких способностей входят планирование, анализ, рефлексия.
В.Д. Шадриков [9], рассматривая проблему духовных способностей, пишет о том, что духовное состояние воздействует на способность быть исследователем в научной деятельности и искусстве, человек, имеющий высокий уровень духовных способностей, состоятелен и в исследовании других людей и их особенностей.
А.И. Савенков [5], давая определение исследовательским способностям как индивидуально-психологическим особенностям личности, являющимся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности, пишет о том, что на их развитие могут влиять и генотипические и средовые факторы, а также мотивационные установки самого исследователя. А.И. Савенков отмечает, что уровень развития ИС будет зависеть от уровня овладения средствами и приемами, необходимыми для исследовательской деятельности: умения видеть проблемы, умения вырабатывать гипотезы, умения давать определения понятиям и так далее, то есть, ИС зависят от уровня развития интеллектуальных и креативных способностей.
обобщение мнения этих специалистов позволило автору статьи разработать психолого-педагогическую технологию поэтапного формирования исследовательских способностей. Её отличительными чертами будут:
- развитие какого-либо навыка (нескольких навыков), входящих в структуру исследовательских способностей, на каждом уроке (большинстве уроков);
- проведение небольших экспериментов, исследований, применение метода наблюдения и моделирования на уроке;
- использование тьютерской позиции учителем;
- субъектно-субъектное общение с учащимися.
Операционально в данную технологию входят такие методики, способы, приемы, техники как: создание ситуации успеха на уроке, работа в минигруппах, способы оказания психологической поддержки, игровые методики, методики проведения исследований, экспериментов и наблюдения, метод формирования личностных смыслов учения и т.п.
Технология построена на поэтапном развитии отдельных компонентов ИС на уроке на материале изучаемого предмета. Данная технология построена на основании программы развития исследовательских способностей школьников, предложенной А.И. Савенковым [6], поддерживается психолого-педагогической образовательной программой «Исследовательское обучение на уроке психологии» [2: с.34], но может использоваться и при изучении других предметов (истории, ОБЖ, информатики, и т.д.). На первых уроках ученики самостоятельно учатся видеть проблему исследования, через 2-3 недели занятий, когда данный навык достаточно закреплен, вводится и тренируется еще одна компонента ИС – умение строить гипотезы и т.д. Также происходит изменение уровня практической реализации обучения от первого (в начале учебного года) к третьему (к концу учебного года). Почти каждый урок включает в себя исследования и эксперименты. Уроки изучения нового материала строятся по принципу самостоятельного добывания знания учениками при организационной и мотивационной помощи со стороны учителя. Сами эксперименты и исследования усложняются по полноте набора элементов, самостоятельно определяемых учениками. Если в начале учебного года ребята определяют только цель и гипотезу эксперимента, то к концу года при оформлении эксперимента отмечаются его объект, предмет, цели, проблема, гипотеза и т.д.
Данная технология проходит апробацию с 2009 года по настоящее время. Апробация проводится на самой сложной группе обучающихся – учениках вечерней школы, которые традиционного отличаются низкой мотивацией обучения. Это учащиеся старшей школы, но на момент их прихода в 10 класс у 10–18% доминирующей является внешняя, игровая или мотивация получения оценки. Причем у 27–45% учеников учебная мотивация редко реализуется в обучении. Результативность применения данной технологии:
- продуктивное запоминание материала. Умение воспроизводить повышается в среднем по группе на 18%. Уровень узнавания повышается на 25–27% в среднем по группе;
- повышается уровень развития исследовательских способностей у всех обучающихся по данной технологии старшеклассников, прирост способностей различается в диапазоне от 5 до 12% (для учащихся вечерней школы);
- увеличивается количество старшеклассников, принимающих участие в выполнении исследований;
- у учащихся формируется внутренняя мотивация обучения (у 23–31% происходят позитивные изменения);
- наблюдаются изменения в ценностной сфере: повышаются показатели по шкалам «Я-ценность», «Другой-ценность», «Познание как ценность». Ребята изъявляют желания делать что-то самостоятельно. Учителя говорят, что ребята лучше формулируют вопросы, начинают проявлять инициативу на уроке, улучшается социально-психологический климат в классе. Ученики отмечают, что учиться становится легче, им проще запоминать материал, они испытывают эмоциональный подъем на уроке.
На данный момент технология поэтапного формирования исследовательских способностей уже приносит свои положительные результаты, но требует некоторой доработки, более подробного описания операциональной компоненты.
Список литературы
- Каверина Н.Е. Результаты применения программы «Исследовательское обучение на уроках психологии» в старших классах // Сборник материалов Всероссийского форума «Обучение. воспитание. Развитие-2012». – Сочи, 2012. – С. 32–37.
- Каверина Н.Е. Исследовательское обучение на уроках психологии: введение в психологию познавательных процессов // Сборник программ победителей IV Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы». – Москва, 2012. – С. 34–34.
- Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М.: МГУ, 2000. – 266 с.
- Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие.– М.: Ось-89, 2006. – 480 с.
- Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005. – 203 с.
- Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательсво НПО «МОДЭК», 2003. – 272 с.
- Слободчиков В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников // Материалы научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» под общей ред. к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 612 с.
- Шадриков В.Д. способности человека. – М.: Издательство Институт практической психологии; Воронеж НПО «МОДЭК», 1997. – 288с.
Комментарии
Добавить комментарий