Компетентность психологов в вопросах сексуальной социализации детей и подростков

Иоффе Е.В. доцент кафедры психологии человека, кандидат психологических наук, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. В статье перечислены факторы, которые определяют необходимость включения в стандарты подготовки психологов образования курса, посвященного вопросам сексуальной социализации детей и молодежи. Формирование гармоничной сексуальности личности представляет собой результат многостороннего процесса научения и координации физиологических, психологических и социальных элементов жизнедеятельности. Этот процесс предполагает помощь со стороны взрослых в виде обучения и просвещения. С расширением доступа к информационнотелекоммуникационной сети Интернет возросли риски сексуальной эксплуатации и сексуальных домогательств в отношении детей и подростков. В целом в России, как и в других странах Европы, растет число преступлений против половой неприкосновенности детей. В большинстве случаев сексуальное насилие в отношении детей совершается членами их «круга доверия», куда входят родители, члены семьи, друзья, преподаватели и другие специалисты, что существенно ограничивает детей в получении помощи. В этих ситуациях особое значение приобретает роль психологов и педагогов, компетентных в вопросах предупреждения вовлечения несовершеннолетних обучающихся в сферу сексуальной эксплуатации и профилактики сексуальных злоупотреблений в отношении детей и подростков.

Ключевые слова: компетентность психологов, сексуальная социализация, сексуальное образование, профилактика сексуальной эксплуатации, сексуальные злоупотребления в отношении детей, Лансаротская конвенция

Основные сенситивные этапы интеграции сексуальности с другими сторонами развивающейся личности относятся к периоду школьного обучения. В связи с этим важной составляющей профессиональной компетентности современных педагогов и психологов образования должна быть ориентация в вопросах сексуальной социализации детей и молодежи [4, 6, 8]. Цель статьи состояла в описании спектра проблем, относящихся в сфере сексуальности, к решению которых психологов необходимо подготовить.

Формирование гармоничной сексуальности личности представляет собой результат многостороннего процесса научения и координации физиологических, психологических и социальных элементов жизнедеятельности. Человек, родившийся способным к половым реакциям, в процессе социализации должен освоить соответствующие культуре своего общества гендерные нормы и сексуальные сценарии, увязывающие между собой различные физические и смысловые аспекты его поведения как представителя определенного пола. Очевидно, что этот процесс предполагает помощь со стороны взрослых в виде обучения и просвещения [1].

Такой подход к пониманию необходимости организации в школах сексуального образования стал развиваться в 60-70-е годы ХХ столетия сначала в европейских странах, позже в США. В это время интенсивно менялись нормы и ценности, связанные с сексуальностью. Благодаря достижениям медицины, в том числе в области контрацепции, сексуальность стала более эмансипированной от репродуктивной функции. Снижался возраст сексуального дебюта, уменьшались различия в мотивах сексуального поведения мужчин и женщин, сексуальность широко обсуждалась в открытых общественных дискуссиях. Главной целью программ сексуального образования этого периода было уберечь подростков от ранних нежелательных беременностей и инфекций, передающихся половым путем. Начавшаяся в 80-х годах эпидемия ВИЧ-инфекции усилила значимость программ сексуального образования. Во многих странах, в том числе и в России, были приняты законы о ВИЧ, в которых перед образовательными учреждениями ставилась задача предоставлять учащимся полную, качественную и доступную информацию о профилактике ВИЧ и проводить занятия по их нравственному и половому воспитанию. Однако исследования показывают, что в мире всего 34% молодых людей может продемонстрировать точность знания о ВИЧ, профилактике и путях передачи инфекции [10].

Большинство программ сексуального образования того периода можно было разделить на три категории:

  1. Программы, основывающиеся прежде всего или исключительно на воздержании от добрачных половых связей, известные под названием «как сказать нет» или «только воздержание» (Категория 1).
  2. Программы, предусматривающие воздержание как одну из возможностей, но также придающие значение способам контрацепции и безопасным сексуальным практикам. Такие программы часто называют «всестороннее сексуальное образование» в сравнении с программами «только воздержание» (Категория 2).
  3. Программы, включающие элементы программ второго типа, но рассматривающие их в более широкой перспективе в качестве элемента личностного и сексуального роста и развития. Такие программы называют «целостное сексуальное образование». (Категория 3) [7].

К концу 90-х специалисты, работающие с детьми, стали бить тревогу по поводу увеличения числа детей, которые стали жертвами какого-либо вида сексуального насилия, обращая внимание на то, что в 70-80% случаев насильником был кто-то из «круга доверия» ребенка. Выявлению этих фактов способствовало сексуальное образование в школах. Обеспокоенность масштабами сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений в отношении детей (исследования показывали, что каждый пятый ребенок подвергался тем или иным видам сексуального насилия: от привлечения к просмотру порнографии до половых актов) привела к принятию дополнительных мер по защите прав детей. В 2007 году в г. Лансароте (Испания) была принята Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (Council of Europe Convention on the Protection of Children against Sexual Exploitation and Sexual Abuse) – «Лансаротская конвенция». В 2010 году Совет Европы начал общеевропейскую кампанию по защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия «ОДИН из ПЯТИ» [3]. Главной целью действий европейских стран, поддержавших эту кампанию, стало осознание масштабов насилия, а также вооружение детей, членов их семей/опекунов и общества знаниями и инструментами предотвращения и сообщения о сексуальном насилии в отношении детей.

Под влиянием таких явлений последних десятилетий, как глобализация, миграция новых групп населения с разными культурными и религиозными традициями, быстрое распространение новых СМИ, в частности Интернета и технологий сотовой телефонной связи, возникла потребность в новых акцентах в сексуальном образовании. В соответствии с требованиями времени сексуальное образование уже должно было выйти за рамки просвещения по вопросам репродукции, рисков и болезней. В центре внимания оказалась безопасность детей. В рамках кампании «ОДИН из ПЯТИ» был разработан методический пакет для специалистов, работающих с детьми, в том числе руководство для родителей и воспитателей «Правила нижнего белья». С их помощью взрослые могут помочь детям установить границы, научиться различать «хорошие секреты» и «плохие секреты», «хорошие прикосновения» и «плохие прикосновения», создать условия для разговора с ребенком, который испуган или чувствует дискомфорт, не понимает человека или ситуацию.

С расширением доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет возросли риски сексуальной эксплуатации и сексуальных домогательств в отношении детей и подростков. В целом в России, как и в других странах Европы, растет число преступлений против половой неприкосновенности детей [2]. В большинстве случаев сексуальное насилие в отношении детей совершается членами их «круга доверия», куда входят родители, члены семьи, друзья, преподаватели и другие специалисты, что существенно ограничивает детей в получении помощи. В этих случаях особое значение приобретает роль психологов и педагогов, компетентных в вопросах предупреждения вовлечения несовершеннолетних обучающихся в сферу сексуальной эксплуатации и профилактики сексуальных злоупотреблений в отношении детей и подростков.

В 2013 году «Лансаротская конвенция» была ратифицирована Федеральным законом Российской Федерации № 76-ФЗ. Она обязывает подписавшую страну предпринять меры, направленные на повышение уровня информированности в области защиты и обеспечения прав детей среди лиц, регулярно вступающих в контакт с детьми в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, правосудия и правоохранительной деятельности, а также в областях, связанных со спортом, культурой и досугом. Эти специалисты должны обладать достаточными знаниями в сфере сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений в отношении детей, способов их выявления [5].

Однако в нашем обществе взрослых так и не готовят к сопровождению подрастающего поколения в освоении информации о сексуальной стороне жизни. Дети и подростки по-прежнему предоставлены сами себе в поиске ответов на вопросы об изменениях в теле, о возникновении новых ощущений и потребностей, о построении отношений и рисках, связанных с сексуальной близостью. Основными источниками такой информации оказываются разговоры со сверстниками и Интернет.

«Лансаротская конвенция» предполагает применение мер, направленных на обеспечение включения в программы начального и среднего школьного образования информации для детей об опасностях, связанных с сексуальной эксплуатацией и сексуальными злоупотреблениями, а также информации о способах защиты себя, адаптированной к их развивающимся способностям. По мнению разработчиков Конвенции, эта информация, предоставляемая, при необходимости, во взаимодействии с родителями, должна даваться в более широком контексте полового воспитания, и в ней особое внимание уделяется ситуациям повышенной опасности, в особенности связанным с использованием новых информационнокоммуникационных технологий. При этом особое внимание уделяется сохранению доверия к взрослым.

Итак, появление и распространение ВИЧ/СПИДа, растущая обеспокоенность сексуальным насилием над детьми и подростками и, что не менее важно, меняющееся отношение к сексуальности и изменения в сексуальном поведении молодежи, требуют применения эффективных образовательных стратегий, которые помогут молодым людям обращаться со своей сексуальностью безопасным и удовлетворяющим способом. Во многих странах ведется активная работа, направленная на сопровождение молодых людей в освоении необходимых знаний, установок и навыков, связанных с их сексуальностью [9]. При этом роль специалистов в этом процессе особенно велика.

К сожалению, в нашей стране так и не создано условий для повышения компетентности в вопросах становления сексуальности, сексуальной социализации и профилактики сексуального насилия ни для молодежи, ни для взрослых. В результате решать проблемы, связанные с перечисленными выше явлениями, отражению которых должно быть посвящено сексуальное образование, приходится психологам. Они не могут отказаться разговаривать на такие «неудобные темы», как незапланированная беременность, изнасилование на свидании, ревность, стыд и вина из-за мастурбации, домогательства, неуверенность в собственной привлекательности, инцест, страх быть отвергнутым, давление со стороны партнера, гомосексуальное влечение, менструация и многие другие, к общению на которые должны быть готовы психологи.

Понятие «компетентность» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. В связи с этим, подготовка психологов должна включать формирование современных представлений о сексуальности человека, об особенностях социо-сексуального развитии в детском и подростковом возрасте, о факторах, влияющих на построение и сохранение интимных отношений, о способах профилактики сексуальных злоупотреблений в отношении детей.

Литература

  1. Иоффе Е.В. Сексуальность как феномен социализации // Гендерная психология и педагогика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под общ. Ред. О.И. Ключко. М. : издательство Юрайт, 2017. С. 138-152.
  2. Информационная справка о состоянии преступности несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних подготовлена на основании открытых данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Управления МВД по Российской Федерации по данным на 19 января 2018 г. [Электронный ресурс] // URL: https://astroblduma.ru/uploads/file/InformAnalitStat/2018/InfPressNes.pdf (Дата обращения: 20.09.2018).
  3. Кампания Совета Европы по предотвращению насилии в отношении детей [Электронный ресурс] // URL: https://www.coe.int/t/dg3/children/1in5/default_en.asp (Дата обращения: 20.09.2018).
  4. Кон И.С. Сексуальное воспитание и профилактика СПИДа. Пригодится ли нам французский опыт? // Семья и школа. 2006. № 12. С. 16-19.
  5. Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений. [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/ 499039123 (Дата обращения: 20.09.2018).
  6. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Сексуальное воспитание и сексуальная политика в эпоху постмодернизма // Психологические аспекты социализации личности в условиях современного образования. Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Ишим, 2013. С. 44-65.
  7. Стандарты сексуального образования в Европе. Федеральный центр просвещения в сфере здравоохранения, ФЦПСЗ, 2010 г. С. 17 [Электронный ресурс] // URL: https://www.bzga-whocc.de/en/publications/standards-in-sexuality-education/ (Дата обращения: 20.09.2018).
  8. Штылева Л.В. Два подхода к модернизации «полового воспитания» современных российских школьников (1990-2000-е гг.) // Женщина в российском обществе. 2011. № 4. С. 55-59.
  9. Шульгина Е.В. Сексуальное образование и возраст сексуального просвещения в западной социологии // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 3(11). С. 128-141.
  10. International technical guidance on sexuality education. An evidence-informed approach. UNESCO, 2018. 136 p. [Электронный ресурс] // URL: http://adolesmed.szgmu.ru /p/82/?m1=4 (Дата обращения: 20.09.2018).

Ioffe E.V. Competence of psychologists in the field of sexual socialization of children and teenagers

Abstract. The article outlines the factors that determine the need to include a course on the issues of sexual socialization of children and teenagers in the training standards for psychologists of education. The formation of a harmonious sexuality of the individual is the result of a multifaceted process of learning and coordinating the physiological, psychological and social elements of life. This process involves assistance from adults in the form of education and enlightenment. With the widening of access to the informational and telecommunicational network of the Internet, the risks of sexual exploitation and sexual harassment against children and youngsters have increased. In general, in Russia, as well as in other European countries, the number of crimes against the sexual integrity of children is growing. In most cases, sexual abuse of children is committed by members of their "circle of trust", which includes parents, family members, friends, teachers and other professionals involved in kids‘ lives, which significantly restricts children from receiving a help. In these cases, the role of psychologists and educators, who are competent in preventing the involvement of underage students in the field of sexual exploitation and in the prevention of sexual abuse of children and teenagers, acquires special importance.

Keywords: competence of psychologists, sexual socialization, sexual education, prevention of sexual exploitation, sexual abuse of children, Lanzarote Convention

Автор(ы): 

Дата публикации: 

9 окт 2018

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Иоффе Е.В. Компетентность психологов в вопросах сексуальной социализации детей и подростков // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 10-11 октября 2018 / Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. В 2-х частях. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – Ч. 2. – 283 с. – С. 145-150. – 0,35 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки