М.Ф. Борисенков Институт физиологии Коми научного центра УрО РАН, Сыктывкар, Россия
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 18‐013‐00079
Ключевые слова: социальный джетлаг; успеваемость; интеллект; депрессия; сон; рацион питания; школьники; студенты.
Введение. Социальный джетлаг (СДЛ) — рассогласование между биологическими и социальными часами — имеет целый ряд негативных последствий для когнитивных функций, самочувствия и здоровья человека. Наиболее часто СДЛ наблюдается у школьников и студентов, что приводит к снижению их способности адаптироваться к учебному процессу. Целью настоящей работы является обобщение результатов многолетних исследований, проводившихся в Институте физиологии Коми НЦ УрО РАН по предлагаемой теме.
Материалы и методы. Исследование проведено на Европейском Севере России с 2009 по 2019 г. Его объектом явились школьники и студенты в возрасте от 10 до 25 лет. Всего обследовано 11 569 чел. Исследование проведено методом анкетного опроса. Все участники указали место проживания, возраст, пол, рост, вес, успеваемость и заполнили Мюнхенский тест для оценки хронотипа. Кроме того, отдельные группы респондентов дополнительно заполнили тесты для оценки невербального интеллекта (тест Равена), качества сна («Питтсбургский тест»), депрессии (тест для оценки сезонного профиля, шкалу Цунга), рациона питания (тест для оценки частоты потребления продуктов питания) и пищевой зависимости («Йельскую шкалу»). Для статистической обработки результатов исследования использовали логистический, ковариационный и регрессионный анализ.
Результаты. Среднее значение СДЛ (среднее ± ст. откл.) составило 2,22 ± 1,39 час. Частота выявления СДЛ ≥ 1 час у школьников и студентов составила 84,05%, а СДЛ ≥ 2 час — 55,10%. Не отмечено половых различий в частоте выявления СДЛ. Максимальные значения СДЛ наблюдаются у подростков в возрасте 14–17 лет. Отмечено увеличение частоты выявления СДЛ в населенных пунктах, расположенных в высоких широтах и вблизи западной границы часового пояса. В период действия на территории России постоянного летнего времени частота выявления СДЛ у подростков была выше, чем до и после действия этой системы исчисления социального времени. Частота выявления СДЛ повышается при слишком раннем начале занятий в учебном заведении.
У лиц с СДЛ отмечены низкая успеваемость, более низкий уровень невербального интеллекта. Выявлена также прямая зависимость частоты выявления депрессии от величины СДЛ, отмечены более короткая продолжительность сна, его низкое качество и эффективность. Лица с СДЛ потребляют больше высококалорийной пищи и более склонны к употреблению алкоголя. Не отмечено достоверной связи между ИМТ и СДЛ, а также между пищевой зависимостью и СДЛ.
Заключение. Результаты исследований показали, что СДЛ является чрезвычайно распространенным состоянием у молодых жителей Европейской части России. У лиц с СДЛ отмечены существенное снижение когнитивных способностей, успеваемости, ухудшение эмоционального состояния и повышение склонности к нездоровым пищевым предпочтениям и вредным привычкам. Следует обратить особое внимание на внешние факторы, повышающие риск развития СДЛ у школьников и студентов.
Комментарии
Добавить комментарий