Направленность исследовательского отношения у интеллектуально одаренных подростков в разных социокультурных условиях

ШУМАКОВА Наталья Борисовна, ведущий научный сотрудник ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор Московского городского психолого-педагогического университета, г. Москва.

Благоприятный характер развития одаренности в школьные годы, также как и высокие достижения во взрослой жизни, во многом зависят от мотивационно-личностных характеристик человека, таких как мотивация саморазвития, настойчивость в достижении цели, способность к преодолению трудностей и длительной напряженной работе. Именно к этим факторам приковано внимание исследователей разных стран в последние десятилетия. И это не случайно, так как обширный эмпирический материал, накопленный к настоящему времени, убедительно свидетельствует о невозможности объяснить большие различия в траекториях развития одаренных детей и достижениях, к которым они приходят, исходя лишь из специфики их интеллекта [1],[2],[7],[8].

Большое значение исследовательского отношения ребенка к миру, его личностной позиции в ситуациях познавательной деятельности в интеллектуальном и личностном развитии детей и подростков подчеркивается в многочисленных работах отечественных психологов [3],[4]. В наших исследованиях, выполненных в русле концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина, большое внимание уделяется изучению становления исследовательской позиции ребенка в школьном детстве как важнейшей личностной характеристики, имеющей большое значение в развитии одаренности человека и в его творческом пути [5], [6]. Исследовательская позиция, с нашей точки зрения, выражает определенный тип отношения ребенка, подростка или юноши к познанию окружающего мира – отношение к миру как к тайне, загадке, которую он непременно хочет разгадать. Исследовательская позиция (ИП), таким образом, выступает как своеобразный сплав ценностного отношения ребенка, подростка или юноши к миру (как тайне, загадке) и интенции (стремления самому узнать, выяснить, разобраться). Исследовательская позиция ребенка наиболее ярко проявляется в проблемных ситуациях, ситуациях неопределенности, новизны, познания в широком смысле слова. На протяжении школьного детства большое значение принадлежит ее проявлению в обучении как частном случае более широкой познавательной деятельности ребенка. Исследовательская позиция может характеризоваться двумя основными показателями: уровнем выраженности и направленностью.

Настоящая работа посвящена изучению роли социокультурных условий в становлении исследовательской позиции школьников с высокой общей одаренностью в критический период ее развития, связанный с началом подросткового возраста. Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы выявить особенности развития исследовательской позиции одаренных школьников в разных социокультурных условиях (в условиях мегаполиса и промышленного центра).

В исследовании приняли участие интеллектуально одаренные учащиеся 4-х, 5-х и 7-х классов московских гимназий (n=284, из них 141 мальчик и 143 девочки) и гимназий и лицеев г. Екатеринбурга (n=352, из них 162 мальчика и 190 девочек). Эмпирический материал собирался с помощью метода «срезов», а в качестве методик исследования использовались авторские методики изучения исследовательской позиции («уровень исследовательской позиции – ИП» и «направленность исследовательской позиции – НИП), в качестве вспомогательной – методика «Незавершенные предложения».

Для оценки степени выраженности ИП мы использовали разработанный нами «вопросник ИП», состоящий из 20 утверждений, который предназначен для учащихся IV– VII классов. Каждое утверждение этого опросника относится к тому или иному проявлению исследовательской позиции. Для выявления содержательной направленности ИП мы разработали специальную методику НИП, включающую набор утверждений, в которых выражается исследовательское отношение к различным объектам окружающего мира. К каждому утверждению предлагалась горизонтальная линейка (с постоянной градуировкой от 1 до 8), на которой ученик должен был отметить свою позицию. Нами было выделено четыре основных объекта направленности исследовательского отношения: природа, устройство вещей (конструкции, структуры), люди и их внутренний мир, и, наконец, компьютер (использование компьютера для познания, компьютер как инструмент и источник познания). По каждому объекту направленности ИП предлагалось два утверждения. Еще два утверждения не были связаны с каким-то конкретным «объектом» окружающей действительности, а касались отношения к творческой деятельности и, по нашему замыслу, должны давать представление о выраженности творческой направленности школьников. Факторный анализ вопросника подтвердил правомерность выделения пяти шкал. С целью верификации шкальных отметок после заполнения бланка методики НИП детям предлагалось завершить незаконченные предложения типа «для меня тайна – это…», «больше всего мне интересно…».

На первом этапе нашего исследования мы сравнили показатели выраженности исследовательской позиции в разных исследуемых нами группах (1 – Урал и 2 – Мегаполис). Сравнительный анализ показал, что средние значения показателя выраженности ИП у интеллектуально одаренных школьников мегаполиса и промышленного центра не имеют выраженных различий ни в одном классе (4-е, 5-е и 7-е классы). Проверка межгрупповых различий на статистическую достоверность (с помощью t-критерия) показала отсутствие таковых во всех изучаемых нами классах. И в группах учащихся «Урал», и в группах «Москва» получены результаты, соответствующие показателям ИП, характерным для интеллектуально одаренных школьников соответствующего возраста.

Сравнительный анализ средних показателей по шкалам «направленность исследовательской позиции» (НИП) в группах интеллектуально одаренных школьников Москвы и Урала показывает, что до 7 класса (13 лет) достоверных различий в направленности исследовательского отношения между школьниками не обнаруживается. И там, где представлена широкая вариативность культурно-образовательных возможностей наряду с доступностью культурных и образовательных учреждений (Москва) и там, где вариативность и доступность представлены в меньшем масштабе (Урал), мы можем констатировать сходство в значениях показателей НИП у интеллектуально одаренных школьников 4-х и 5-х классов. В 7-м же классе обнаруживаются статистически значимые различия между группами по шкалам «Люди» и «Компьютер». Если младшие подростки мегаполиса более склонны видеть загадку в Человеке и его внутреннем мире, по сравнению с их сверстниками из промышленного центра, то младшие подростки Урала проявляют повышенное исследовательское отношение к компьютеру и его новым возможностям по сравнению со школьниками Москвы.

Важно отметить и факт обнаруженных нами различий между группами «Урал» и «Москва» по шкале «творческая направленность» во всех точках измерения (хотя статистическая достоверность различий отмечается только в 5-х и 7-х классах). Интеллектуально одаренные школьники Москвы отличаются более выраженной склонностью к творческой деятельности и меньшей готовностью к «шаблонной деятельности», работе по образцу, чем их сверстники Урала. Представляется возможным, что это различие также может быть отчасти обусловлено влиянием социокультурного контекста. Исходя из того, что в детско-подростковый период формируются ценности, значимые для творческой деятельности, можно полагать, что «спрос» или социальный заказ на одаренность того или иного вида вносят свой вклад в развитие творческой направленности подростка. Более выраженный «спрос на креативность» в мегаполисе, многовариантность существующих возможностей в развитии таланта создают и более благоприятную ситуацию для становления творческой направленности личности.

Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют в пользу того, что социокультурные условия являются значимым фактором, влияющим на направленность исследовательской позиции подростков. Одаренные подростки 13-14 лет обнаруживают высокую чувствительность по отношению к социальной значимости «объектов познания» окружающего мира: учащиеся гимназий промышленного центра Урала по сравнению с их одаренными сверстниками из мегаполиса обнаруживают более выраженное исследовательское отношение к компьютеру и его новым возможностям и менее выраженное по отношению к людям и их внутреннему миру (различия статистически достоверны с р<0,01, t-критерий Стьюдента).

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить некоторые особенности становления исследовательской позиции школьников с высокой общей одаренностью в разных социокультурных условиях проживания в критический период ее развития, связанный с началом подросткового возраста.

Показано, что социокультурные условия не оказывают определяющего влияния на уровень выраженности исследовательской позиции одаренных подростков в период между 10-11 и 13-14 годами. Одаренные учащиеся 4-х, 5-х и 7-х классов независимо от города проживания (мегаполис или крупный промышленный центр) обнаруживают достаточно высокие уровни развития исследовательской позиции, характерные для одаренных учащихся соответствующего возраста. В то же время, социокультурные условия могут оказывать существенное влияние на такую характеристику исследовательской позиции как ее содержательная направленность. Одаренные подростки 13-14 лет обнаруживают высокую чувствительность по отношению к социальной значимости «объектов познания» окружающего мира.

Полученные результаты подтверждают существующие в возрастной психологии теоретические и эмпирические данные о возрастающей значимости социальных влияний в подростковом возрасте, а также раскрывают значимость социокультурного контекста для развития одаренности и ее реализации во взрослой жизни. Социокультурный контекст может стимулировать у одаренных подростков развитие исследовательского отношения к одним объектам познания или другим, что, в свою очередь, в зависимости от когнитивных и личностных особенностей подростков может оказать как благоприятное, так и неблагоприятное влияние на успешность реализации их творческого потенциала в последующих возрастах.

Список литературы

  1. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации / Т.О.Гордеева // Психологические исследования. 2011. № 1(15). [Электронный ресурс]: http://psystudy.ru (дата доступа: 15.01.2016).
  2. Гордеева Т.О. мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности / Т.О. Гордеева, В.В. Гижицкий, О.А. Сычев, Т.К. Гавриченкова // Психологический журнал. 2016. Том 37. № 2. С. 57-68.
  3. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т. / под ред. В.В. Рубцова. Т.1. Кн.2. М.:ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 84-91.
  4. Обухов А.С. Исследовательская позиция по отношению к миру, другим, себе // Сборник статей / под ред. А.С. Обухова. М.:НИИ школьных технологий, 2006. С.67-77.
  5. Шумакова Н.Б. Гендерные особенности в развитии исследовательской позиции одаренных школьников / Н.Б. Шумакова // Вопросы психологии. 2010. №2. С.56-64.
  6. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей: монография / Н.Б. Шумакова. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 336 с.
  7. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики: монография / Е.И. Щебланова. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 368 с.
  8. The Development of Giftedness and Talent Across the Life Span / Ed. by F.Horowitz, R.Subotnik, D.Matthews. American Psychological Association, Washington, 2009. 252 p.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

12 апр 2016

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Шумакова, Н.Б. Направленность исследовательского отношения у интеллектуально одаренных подростков в разных социокультурных условиях // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всерос. науч.-практ. конф., Москва 12-13 апреля 2016 г., МГПУ / под ред. О.И. Ключко. – СПб.: НИЦ АРТ, 2016. – С. 50-53. – 0,3 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки